19
Вт, март

Религиозность — это инстинкт

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В каждом человеке есть жизненная энергия, толкающая его к выполнению действий и требующая насыщения.

Эта жизненная энергия делится на два вида: первый требует неизбежного удовлетворения, и если человек не удовлетворяет его, то умирает. Сюда относятся органические потребности, такие как еда, вода и остальное. Второй вид так же требует насыщения, но если человек не удовлетворит его, он не умрёт, а лишь испытает определённую тревогу. Сюда относятся инстинкты, которые естественно толкают человека к удовлетворению.

Различие инстинктов и органических потребностей заключается в том, что органические потребности пробуждаются внутри человеческого организма, а желание удовлетворить инстинкты исходит либо из представлений о вещах, которые вызывают эмоции, либо из окружающей среды, так же пробуждающие в человеке чувства. К примеру, инстинкт продолжения рода возбуждается при мысли о красивой женщине или о чём-либо другом, что может пробудить этот инстинкт, либо при виде красивой женщины или чего-либо другого, что возбуждает этот инстинкт. Если нет ни такой мысли, ни такого объекта, тогда инстинкт не будет возбуждаться. Инстинкт религиозности пробуждается при мысли о знамениях Создателя, о Дне воскрешения и о чём-либо другом, связанном с религией, либо пробуждается при виде чудесных творений Бога на земле и на небесах и о том, что связано с Его творениями. Следовательно, проявление инстинкта происходит тогда, когда есть то, что его провоцирует, и не происходит тогда, когда отсутствует то, что его тревожит. Либо проявление инстинкта не происходит, когда искажается возбуждающий фактор путём неправильных истолкований, меняя первоначальный характер того, что возбуждает инстинкт.

Религиозность — это врождённый инстинкт, и он говорит о чувстве нужды в Создателе, независимо от того, в ком человек видит Создателя. Это чувство врождённое и существует в каждом человеке, будь то верующем или неверующем, который признаёт только материю и природу. Чувство нужды в Создателе — это часть человеческой природы, и человек не в состоянии избавиться от этого чувства. Это и есть инстинкт религиозности.

Проявлением религиозности является освящение того, кого человек считает Создателем или того, кого человек воспринимает как воплощение Создателя. Освящение может проявляться в наивысшей форме, то есть в поклонении, а может проявляться и в наименьшей форме, то есть в прославлении и восхвалении.

Освящение — это высшая степень уважения, и оно является результатом не страха, а скорее, религиозности, потому что проявлением страха является лесть, бегство или защита, но никак не освящение. Следовательно, освящение есть проявление религиозности, а не чувства страха. Религиозность представляет собой отдельный самостоятельный инстинкт, отличный от инстинкта выживания, одним из проявлений которого является страх. Поэтому мы находим человека религиозным. С тех пор, как человек был сотворён на земле, он всё время чему-то поклоняется. Человек поклонялся солнцу, планетам, огню, идолам или подлинному Творцу. Все народы во все времена чему-то поклонялись. Даже если некий правитель силой заставлял людей отказаться от религии, народ никогда не отказывался от неё и продолжал поклоняться, несмотря на последствия своей приверженности. Никакая сила не в состоянии вырвать из людей религиозность, положить конец освящению Создателя и поклонению. Силой можно лишь на время сдержать проведение каких-либо ритуалов, потому что поклонение — это проявление религиозности, которая, в свою очередь, является врождённым инстинктом в каждом человеке.

Что касается того, что некоторые атеисты не поклоняются и насмехаются над поклонением, то эти люди лишь перенаправили свою религиозность от поклонения Богу к поклонению творениям. У них инстинкт религиозности проявляется в освящении природы, героев, огромных объектов или чего-либо в этом роде. В это состояние их привели различные заблуждения и неверные толкования. Следовательно, неверие труднее веры, потому что оно означает искажение природы человека и её истинных проявлений. Это требует больших усилий. Что может быть сложнее, чем отклонить человека от его природы?

Вот почему, когда атеистам откроется истина, и они почувствуют существование Бога, постигая умом Его несомненное существование, они тотчас же устремляются к вере и чувствуют спокойствие и уверенность. Они наконец-то избавляются от своего кошмара. Вера таких людей крепка, потому что исходит из собственных ощущений и уверенности, ведь их разум воссоединяется с чувствами. Они с уверенностью осознают и чувствуют существование Бога, а их внутренний мир соединяется со здравым смыслом, рождая на свет крепкую веру.

 

Из книги «Исламская мысль»

Главное меню