23
Чт, мая

Наука и её границы

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Стремление человека познать, распознать и извлечь пользу из Вселенной, в которой он живёт, — процесс столь же древний, как и сама история человечества.

В каждый период человечество стремилось понять и наполнить смыслом свою жизнь, распознать окружающие его предметы и существа и извлечь пользу из всех окружающих его элементов, чтобы облегчить свою жизнь. Некоторые из этих усилий были более заметными и вышли на передний план по сравнению с другими, а в результате высокого уровня усилий и стараний, приложенных некоторыми людьми, перед человечеством открылись новые горизонты благодаря некоторым открытиям и изобретениям.

В самом общем смысле этот процесс, который называется «наука», пожалуй, ни в один период времени не оказывал такого воздействия и влияния, как в последние два столетия. Современная наука и современная западная философия, на которой она основана, вместе с идеологиями, возникшими одновременно с ними, были перенесены во все сферы жизни и вызвали радикальные изменения и дебаты почти во всех обществах. Современное понимание науки вместе с технологиями, на которые она прямо или косвенно повлияла, стало едва ли не самым большим врагом человечества, предлагая при этом модель жизни, которая облегчает её и одновременно ослепляет людей.

Хотя пропагандируется, что «наука — это факты, а не вера», убеждения и идеологии современного понимания науки превратились в состояние, которое делает жизнь и людей бессмысленными, отдаляет их от всех человеческих и моральных ценностей, вызывает массовые убийства и резню, и более того — сеет разврат на земле.

Да, к сожалению, наука, которая является попыткой человечества познать, узнать и извлечь пользу из Вселенной, в которой оно проживает, стала элементом порочности и разрушения с монополизацией идеологий капитализма и социализма, которые составляют современную западную мысль, а также натурализма (философский взгляд, согласно которому всё образуется из природных существ и естественных причин и утверждается, что нет существования вне природы), материализма и эмпиризма (философский взгляд, согласно которому единственным источником человеческого знания является эксперимент и ощущения).

Приведём несколько конкретных примеров. Открытия Альберта Эйнштейна в области субатомной физики в 1905 году и его продолжающиеся исследования ядерного синтеза были преобразованы в атомные бомбы в рамках Манхэттенского проекта в 1939 году, и лишь 6 лет спустя, в 1945 году, бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, привели к массовому уничтожению сотен тысяч людей и всего живого в регионе. Точно так же работа Дарвина о происхождении видов послужила научной основой для ужасных массовых убийств и расправ, совершённых нацистской гитлеровской Германией. Опять же, популярная теория Фрейда об инстинктах и подавленных импульсах привела к рождению гедонистической эпохи. Эти примеры можно множить на десятки страниц. Сегодня общепризнанным фактом является то, что так называемый «научно-технический прогресс» стоит за экологическими и природными катастрофами как наиболее распространённым предметом обсуждения. Опять же, дискуссии о производстве вирусов в лабораторных условиях или дискуссии о вакцинах, которые часто выходят на первый план во время недавней пандемии коронавируса, и общее неодобрение этого со стороны людей на самом деле являются отражением недоверия к современной западной мысли, которая использует науку в качестве оружия.

Современная наука и философия, на которой эта наука основана, наряду с этими разрушительными последствиями также превратились в догматическую религию, рассматриваемую как единственный источник истины, который никогда не может быть подвергнут сомнению и не может быть опровергнут. Научные статьи и тексты рассматриваются почти как священные писания, а учёные воспринимаются как священные личности. В то время как все религии и святыни могут быть подвергнуты сомнению и опровергнуты современной западной мыслью, научные предсказания или рассуждения принимаются как бесспорные и неопровержимые факты. Любой вид дискурса против так называемых «научных» данных показывается как антинаучный подход и отрицание науки, подвергаясь практике линчевания и отлучения. Другими словами, наука в руках Запада стала идолом современности, а такие извращённые доктрины, отрицающие Творца и религию, как атеизм, деизм, агностицизм, начали распространяться среди новых поколений, укрываясь в идоле науки.

В результате усилий по освящению современной науки и превращению её в объект, на который нельзя посягать, в мусульманских обществах, как и в каждом обществе, возникает большая проблема и кризис. Из-за того, что академическое сообщество в целом, и теологическое (иляхият) сообщество — в частности, насыщены западным просвещением, чуждым их собственной культуре и истории, и особенно из-за того, что они поражены болезнью освящения науки, дискуссии о взаимоотношениях между Исламом и наукой и о том, «что является мерилом истины — Откровение или наука?», часто стоят на повестке дня в нашем обществе. Защитные и сложные подходы, так называемые «попытки найти золотую середину» между Исламом и современной наукой, заблуждения научной трактовки Корана, рассуждения типа «эволюция и Ислам», «Большой взрыв и Ислам» стали обычными подходами сегодняшних мусульманских богословов. Опять же, согласно так называемым «научным» фактам, толкование Корана и его тафсир являются наиболее часто используемыми подходами.

Самой большой причиной всех этих проблем является отсутствие чёткого определения и границ науки, а также отсутствие ясности в том, что является наукой, а что — порочными убеждениями и взглядами вне рамок науки. В то же время игнорирование реалий, стоящих за подходом Запада к освящению науки, так же является большой проблемой. Это происходит потому, что то, что преподносится людям под видом науки, — это развращённая идеология Запада, противоречащая разуму и природе, далёкая от всех моральных ценностей и порочащая структура мышления Запада, который видит жизнь только как материю и рассматривает человека и природу как усовершенствованную машину.

Так что же такое на самом деле наука? Каковы пределы науки? Является ли научный метод источником мысли, как утверждают жители Запада? Теперь мы можем перейти к поиску ответов на эти вопросы.

Наука — это слово, образованное от латинского слова «scientia», означающего «знание», и оно относится к организованному стремлению человека понять и сделать понятным функционирование природы и природных явлений посредством наблюдаемых физических явлений. Этот процесс осуществляется путём непосредственного наблюдения за природными явлениями или путём повторения и экспериментирования с ними в контролируемых условиях.

Согласно словарю Турецкого лингвистического общества (Türk Dil Kurumu), наука определяется как обычное знание и отрасль науки, которая выбирает в качестве предмета часть Вселенной или события и пытается сделать выводы, используя методы, основанные на эксперименте и реальности.

Согласно общепринятой точке зрения, современная наука была заложена после XVI века Галилео Галилеем (1564–1642), Иоганном Кеплером (1571–1630) и Фрэнсисом Бэконом (1561–1626). С этого периода схоластический философский образ мышления, который раньше был распространён в Европе, был оставлен, и вместо этого информация, полученная в результате экспериментов и наблюдений, приняла форму подтверждения или опровержения обобщений или теорий.

После промышленной революции в Европе западный мир добился огромных успехов в экспериментальных науках и оказал влияние на весь мир в этой области с XIX века по настоящее время. Этот метод, который на Западе называют научным методом и который представляет собой стиль исследования, относящийся к экспериментальным наукам, преподносится как единственный метод для идей и мышления. Запад навязал этот метод всему миру в качестве метода мышления, который составляет основу мысли. Его начали использовать во всех областях — как экспериментальных, так и не экспериментальных. Этот научный метод, предложенный западными мыслителями, оказал влияние на всех людей во всём мире в результате господства идеологий капитализма и социализма в странах мира. В результате можно увидеть, что многие страны мусульман так же освятили научные мысли и научный метод. По всем этим причинам возникла необходимость прояснить научный метод и раскрыть отведённые для него пределы.

Научный метод — это специфический метод исследования, целью которого является установление реальности объекта исследования путём проведения экспериментов над ним. Это метод, который используется только в эмпирических науках при изучении конкретных субстанций, и он не способен сам по себе производить конкретные идеи.

Научный метод состоит в том, чтобы подвергать материю контролируемым экспериментам в различных условиях и средах, наблюдать за основными состояниями рассматриваемой материи вместе с новыми условиями, придаваемыми ей в лабораториях, и на основе этих процессов, проводимых над материей, выявлять осязаемую материальную реальность и приходить к заключению о ней.

Этот метод предусматривает начало экспериментов и наблюдений за объектом исследования при игнорировании всех предварительных знаний об объекте исследования. Согласно этому методу, если вы хотите провести исследование, вы должны забыть все взгляды и убеждения, которые у вас есть по этому вопросу, и начать процессы «экспериментирования и наблюдения», «измерения и оценки» и «достижения вывода и заключения», которые составляют собою научные предпосылки. Если после этих процессов вы пришли к выводу, он останется «научным выводом (результатом)», если ваш тезис не будет опровергнут. Хотя результат, достигнутый исследователем с помощью научного метода, называется «научным фактом» или «научным законом», речь идёт не об определённом, а о гипотетическом результате, который в любой момент может быть опровергнут. Опровержимость теории, выдвинутой научным методом, — это вопрос, который следует учитывать в научных исследованиях.

Это научный метод, и он применим к веществам, которые можно подвергнуть экспериментам. Так в чём же заключается проблема? Проблема заключается в том, чтобы брать научный метод за основу мышления и заменить им разумный (акли) метод мышления. Именно здесь начинаются ошибки, путаница и заблуждения.

Поскольку научный метод был принят в качестве основы мышления, а разумный метод, который является единственным методом правильного мышления, был оставлен, многие знания и факты были отброшены и приняты так, как будто их не существует. Такая ситуация привела к тому, что многие знания, содержащие истины, игнорируются, хотя они существуют и весьма ощутимы в нашей жизни.

На этом этапе необходимо выдвинуть рациональный метод, который является единственным методом мышления для человека. Разумный (акли) метод — это определённый метод исследования, целью которого является постижение истины исследуемой вещи, объекта или предмета, сначала с помощью органов чувств, которые доносят информацию до мозга, а затем мозг на основе предварительной информации выносит суждение, которое позволяет ему объяснить эту информацию. Как можно понять из этого определения, достижение человеком суждения и идеи разумным путём — это, прежде всего, передача объекта или факта в мозг через органы чувств и выполнение мозгом акта мышления посредством предварительного знания, которое он имеет об этом объекте и факте.

Этот разумный метод можно использовать во всех исследованиях в позитивных науках, таких как физика и химия, в идейных предметах, таких как идеология и законодательство, и в предметах, вращающихся вокруг вербальных средств общения, таких как литература и фикх. Этот метод является естественным методом, который ведёт к познанию и акту познания, и с помощью этого метода человек может понять то, что он постиг раньше, или усвоить то, чего он желает постичь.

Как видно, разумный метод является единственным методом мышления для человека. Такие методы мышления, как научный и логический методы, являются ответвлениями разумного метода. Они являются одними из способов и инструментов мышления, применимых в некоторых областях. Они не являются основным методом мышления, применимым для человека во всех областях. Единственным методом мышления является только разумный метод.

Однако научный метод применим только к материальным явлениям, которые могут быть подвергнуты экспериментам в лабораторных условиях. Это линия, которую научный метод не в состоянии переступить. Если перешагнуть эту линию и принять научный метод в качестве единственного источника знаний и мышления, то это приводит к абсурдному выводу, что ничто не может существовать, не будучи материальным и осязаемым. В этом случае необходимо принять отсутствие в жизни многих других знаний, которые фиксируются разумным методом, поскольку они неосязаемы, невидимы и не могут быть подвергнуты эксперименту, и это та трясина, в которой погрязли западные учёные. Ведь при данном подходе необходимо отрицать Аллаха, ангелов, дьяволов и многих других существ и вещи, которые являются абсолютной истиной. Это так потому, что существование ни одного из этих объектов не было выявлено научным путём, то есть с помощью экспериментов, наблюдений и выводов, сделанных на основе материи. Именно здесь мы сталкиваемся с самым большим заблуждением, ошибкой и ловушкой, потому что естественные науки — это только один из видов знания и мышления. В жизни существует много знаний, которые не фиксируются научным методом, но могут быть доказаны разумным методом.

Например, существование Аллаха можно с уверенностью доказать разумным методом. Подобным образом существование ангелов и демонов так же подтверждается доказательствами (шариатскими текстами), категоричными по своему происхождению (катыят ус-субут) и однозначными в своём указании (катыят уд-даляля), которые были установлены разумным методом. Однако утверждать, что вся Вселенная возникла случайно, без Творца, обладающего жизнью, знанием, волей, могуществом и порядком, потому что она не может быть подвергнута эксперименту и наблюдению, — это не что иное, как смирительная рубашка, надетая на человеческий разум.

Точно так же те, кто освящает научный метод и принимает теории учёных за абсолютную истину, отрицая при этом существование создателя Вселенной из-за ненаучности, соглашаются принять в качестве научного факта то, что Вселенная возникла случайно 13,8 миллиарда лет назад посредством взрыва неизвестного происхождения. В результате этого взрыва вероятность образования нынешней Вселенной и появления жизни на Земле сводится к 1 из 1010(123), что невозможно понять человеческому разуму, и они могут поверить, что существуют миллиарды параллельных Вселенных, которые нельзя увидеть глазом, и защищать и отстаивать эту чушь во имя науки только потому, что её придумали учёные-лауреаты Нобелевской премии.

Более того, не следует забывать, что все тезисы, выдвигаемые с помощью научного метода, имеют свойство быть опровержимыми. После опровержения многих тезисов, называемых «научными фактами», которые были выявлены научным методом, они на самом деле оказались ошибками. Например, научный метод изначально утверждал, что «атом — это наименьшая неделимая часть материи». Но позже тем же научным методом было доказано, что атом делится, и первая теория оказалась ложной. Точно так же в течение многих лет считалось, что Вселенная бесконечна. В течение многих лет учёные утверждали, что Вселенная бесконечна, хотя было очевидным как абсолютная истина, что Вселенная не может быть бесконечной при разумном подходе, напротив, она ограничена и конечна. Однако через некоторое время было осознано, что это большая ошибка и что Вселенная конечна и ограничена.

Опять же, вначале посредством научного метода было заявлено, что материя не исчезнет, но позже, при помощи того же научного метода, было доказано, что материя может исчезнуть, чем была выявлена ложность первой теории. Существует множество подобных примеров, которые назывались «научной истиной», «научным фактом» или «научной теорией», а позже они оказались ложными и были опровергнуты посредством научного метода. Иными словами, результаты научного метода — не окончательные, а являются предположительными. Неправильно использовать в качестве основы для мышления метод, который даёт предположительные выводы о существовании, свойствах и реальности материи.

Таким же образом научный метод может выявить процессы и законы посредством наблюдения и экспериментов, чтобы определить законы природы, которым подчиняются различные вещества. Он может с помощью математических формул объяснить эти законы, установленные путём наблюдения и эксперимента. Например, закон всемирного тяготения, законы термодинамики, плавучесть воды и воздуха. Однако научный метод никогда не сможет раскрыть то, как и почему существуют эти законы, как и почему материя действует в соответствии с этими законами, как и кем был установлен этот тонкий порядок в природе и как и кем материя была подчинена этим законам. Ответить на все эти вопросы можно только разумным методом. Утверждать, что наука перешагнула за границы и пределы своих возможностей и ответила на эти вопросы — не что иное, как батыль [1] утверждение, догматическая вера и слепая навязчивая идея.

По всем этим причинам использование научного метода в качестве основы для размышлений является большой ошибкой и заблуждением. Тот факт, что этот метод не способен доказать нечто существующее неопровержимыми доказательствами, является явным примером того, что этот метод не может служить основой для мышления.

Несмотря на все эти факты, западный мир превратил научный метод в неприкосновенную тему. Это отклонение достигло такого уровня, что когда упоминается метод мышления, на ум приходит только научный метод, полагая, что правильное и здоровое исследование и рассмотрение может быть выполнено только с помощью данного метода, и имея ошибочное мнение, что с помощью этого метода можно судить обо всём и обо всех. Ситуация настолько вышла из-под контроля, что этот метод стал использоваться даже в областях, связанных с жизнью и обществом. В некоторых проблемах, связанных с человеком и обществом, были проведены разумные исследования с использованием научного метода, которые были облечены в форму науки.

В результате этого заблуждения они применили научный метод к поведению, состояниям и действиям человека и заявили, что создали такие отрасли науки, как психология, социология и педагогика. Например, они наблюдали за детьми разного возраста, при разных условиях и называли повторение этих наблюдений экспериментами. Однако наблюдение за событием, которое является объектом исследования, вместе с временными и ситуационными переменными не входит в рамки научного эксперимента. В данном контексте поведение ребёнка, наблюдаемое в разном возрасте и в разных условиях, не подпадает под рамки научного эксперимента, и это исследование не может считаться научным методом. Это, в лучшем случае, лишь наблюдение, повторение наблюдения или вывод, сделанный на основе наблюдения.

Самым важным элементом научного метода является эксперимент. С другой стороны, эксперимент проводится только в лаборатории и подходит только для вещества. Поэтому применение научного метода в других областях, кроме материи и её состояний, является ужасной ошибкой, которая может привести к ошибочным оценкам. Западные учёные впали в большую ошибку и заблуждение, пытаясь исследовать посредством научного метода предметы, которые должны исследоваться разумным методом, и принимая полученные результаты как науку или научные мысли. В основе всех этих заблуждений лежит обобщение научного метода и его трактовка как основы для мышления.

Да, наука и научный метод — это метод мышления с определёнными границами, который даёт успешные результаты при использовании его в своей области и открывает двери для многих изобретений и открытий, которые облегчают жизнь людей. На протяжении всей истории многие люди из всех религий и наций добились очень важных и значимых результатов с помощью научного метода. Точно так же на протяжении веков мусульманские учёные использовали научный метод в нужных областях и сделали открытия и находки, которые оставили свой след в истории. Каждый, кто хоть немного читал историю науки, может ясно увидеть этот факт, как и то, что наука — это не то, что появилось только в последние века и принадлежит Западу, а напротив, это совместное дело всего человечества. Необходимо, чтобы наука и научные методы были повторно переданы мусульманским поколениям с чётким определением и границами.

Однако так же совершенно необходимо спасти науку от современных порочных и деструктивных идеологий и воздействия на неё прогнившей западной мысли, потому что под видом науки Запад представляет человечеству натурализм, материализм и устаревшую философскую чепуху, которые являются извращёнными учениями. В частности, он пытается использовать любопытство и энтузиазм мусульманской молодёжи к науке и стремится поколебать её веру в истину и Откровение, помешать ей правильно мыслить разумным методом и оторвать её от всех своих ценностей и моральных принципов. Он заставляет молодёжь отрицать, что Всевышний Аллах — вечный Творец, даёт силу и волю, даёт жизнь и смерть и устанавливает закон и порядок всему с Его бесконечным знанием, и при этом Запад призывает эту молодёжь верить во что-то абсурдное, такое как «бессознательная материя и определённые естественные законы представляют собой причину всего».

إِنَّ فِي خَلۡقِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ وَٱخۡتِلَٰفِ ٱلَّيۡلِ وَٱلنَّهَارِ وَٱلۡفُلۡكِ ٱلَّتِي تَجۡرِي فِي ٱلۡبَحۡرِ بِمَا يَنفَعُ ٱلنَّاسَ وَمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلسَّمَآءِ مِن مَّآءٖ فَأَحۡيَا بِهِ ٱلۡأَرۡضَ بَعۡدَ مَوۡتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٖ وَتَصۡرِيفِ ٱلرِّيَٰحِ وَٱلسَّحَابِ ٱلۡمُسَخَّرِ بَيۡنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلۡأَرۡضِ لَأٓيَٰتٖ لِّقَوۡمٖ يَعۡقِلُونَ

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчинённом между небом и землёй, заключены знамения для людей разумеющих» (2:164).

Поэтому одной из приоритетных и первостепенных задач для всех мусульман, принимающих на себя призыв к Исламу, должно стать помещение науки, которая превратилась в догматическую религию перед лицом Откровения и Ислама, на своё место и пересмотр её границ на правильной основе. Необходимо действовать под руководством Откровения, которое является единственным мерилом истины и реальности, чтобы быть бдительным по отношению к отклоняющимся верованиям и вводящим в заблуждение мыслям, представленным под видом науки, и разоблачать их ложь и фальшь. Эта борьба — не та борьба, которую могут вести умы, напичканные западной культурой, западные фанатики, движимые оборонительным комплексом неполноценности. Эта борьба может вестись только молодыми людьми, посвятившими себя делу и подчинившимися пути Ибрахима (а.с.), лидера таухида. Эта молодёжь, вооружившись в своём арсенале идеями Ислама, уничтожит величайшего идола современности — сциентизм. Мир благочестивым, которые отвернулись от всех ложных божеств и современных идолов, уверовав и обратившись к одному Аллаху.

 

Сердар Йылмаз

Kokludegisimdergisi.com

[1] Батыль — это причастие действительного залога (исм фаиль), образованное от глагола «баталя». Арабы говорят о вещи, если она противоречит истине и правильности: «Баталя аш-шайу». В основе этот корень указывает на исчезновение чего-либо, на его кратковременность и непродолжительность.

Главное меню