23
Сб, нояб

«Если бы вы всегда были такими, какими бываете в моем присутствии…»

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приветствуем вас, дорогие братья, на очередной нашей программе «Вместе с благородным хадисом», и говорим вам слова лучшего приветствия:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Передают, что Ханзала аль-Усейиди, один из писарей посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал:

«Однажды я встретил Абу Бакра, и он спросил меня: «Как ты, Ханзала?» Я ответил: «Ханзала стал лицемером». Он воскликнул: «Пречист Аллах! Что ты говоришь?!» Я сказал: «Когда мы находимся возле Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он напоминает нам о Рае и Аде, мы словно видим их своими глазами. Когда же мы выходим от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и возвращаемся к своим женам, детям и занятиям, то забываем многое из этого». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, с нами происходит то же самое». Тогда мы с ним отправились к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и зашли к нему. Я сказал: «Ханзала стал лицемером». Он спросил: «В чем дело?» Я сказал: «О, Посланник Аллаха! Когда мы находимся возле тебя, и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, мы словно видим их своими глазами, когда же мы выходим от тебя и возвращаемся к своим женам, детям и занятиям, то забываем многое из этого». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если бы вы всегда оставались в таком состоянии, в котором вы оказываетесь возле меня и при поминании Аллаха, то ангелы здоровались бы с вами за руку на ваших постелях и на дорогах. Но, Ханзала, так бывает лишь время от времени». И он повторил это трижды» (Муслим).

Согласно толкованию в «Сунан» Ибн Маджа у Синди:

Слова «я стал лицемером» имеется в виду, что изменилось мое положение, так как уверовавший в Рай и Ад, не должен забывать о них, ведь забывчивость о них похоже на внутреннее отвержение их существования. В целом, он засомневался в наличии веры в своем сердце, и назвал это лицемерием. Этим становится ясно, что сомнение в своей вере не является неверием, однако сомнение в верующем является обвинением в неверии.

Слова «Если бы вы всегда были такими, какими бываете» предупреждают, о том, что присутствие таких чувств, обычно не длится долго, а отсутствие этого не вредит существованию веры в сердце. Забывчивость об этих чувствах, несовместима с их присутствием, но это не говорит об отсутствии веры. Иногда эти чувства и концепции присутствуют, чтобы упорядочить дела религии, и иногда они отсутствуют, и их заменяет беспечность, которой также регулируются дела религии и жизни. И оба этих положения являются благом и милостью для рабов Аллаха.

Дорогие братья по вере!

Этот благословенный хадис, подчеркивает несколько следующих факторов:

Во-первых, «так бывает лишь время от времени» не имеет ничего общего с пониманием некоторых людей, что час для себя и час для своего Господа. Само собой разумеется, что вся жизнь мусульман принадлежит Всемогущему Аллаху, об этом нам сообщает Всевышний Аллах в аяте:

قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху – Господу миров» (6:162).


В жизни мусульманина нет ничего, что не принадлежало бы Аллаху, потому Он – Создатель всего:

إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنْفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيَقْتُلُونَ وَيُقْتَلُونَ وَعْدًا عَلَيْهِ حَقًّا فِي التَّوْرَاةِ وَالإنْجِيلِ وَالْقُرْآنِ وَمَنْ أَوْفَى بِعَهْدِهِ مِنَ اللَّهِ فَاسْتَبْشِرُوا بِبَيْعِكُمُ الَّذِي بَايَعْتُمْ بِهِ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» (9:111).

Мусульмане продали все, что имеют в замен на Рай. Да, в жизни мусульманина могут быть времена сознательности и времена беспечности, время силы и слабости, времена приближения и времена отдаления, однако он быстро осознает свою беспечность и выходит из такого положения, укрепляя свои слабые стороны, и стремится к Аллаху. Он говорит:

إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَوْا إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُوا فَإِذَا هُمْ مُبْصِرُونَ

«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают» (7:201).

В хадисе говорится: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся  являются кающиеся».

Во-вторых, только проповедь и наставление не достаточны для образования личности и изменения поведения. Рай и огонь Ада, побуждение и устрашение – все это из Ислама. И наши ученые и носители призыва не должны упускать из виду, что нельзя обойтись без мыслей и исламских понятий, в которых нуждается каждый мусульманин в своей повседневной жизни, и которые влияют на его поведение. Мусульманин в дополнение к осознанию и вере в Рай и в мучения Ада в будущей жизни, должен быть в курсе реальности борьбы между Исламом и неверием. Мусульманин должен знать реальность демократии, секуляризма и капитализма, должен знать исламскую доктрину ее реальность как духовную и политическую доктрину, каждый мусульманин должен понимать, что Ислам ниспослан для практического применении. Он должен осознавать, что Ислам невозможно претворить без государства, должен осознавать причины задержки победы и возрождения.

Всевышний Аллах говорит:

(مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ تَرَاهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا سِيمَاهُمْ فِي وُجُوهِهِم مِّنْ أَثَرِ السُّجُودِ ذَلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَمَثَلُهُمْ فِي الْإِنجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا )

«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (48:29).

كُونُوا رَبَّانِيِّينَ بِمَا كُنْتُمْ تُعَلِّمُونَ الْكِتَابَ وَبِمَا كُنْتُمْ تَدْرُسُونَ

«Будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» (3:79).

Дорогие братья!

Мы прощаемся с вами до следующей встречи с другим пророческим хадисом. Да хранит вас Аллах.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

22 Джумада аль-уля 1435 г.х.
23.03.2014