Мы приветствуем всех вас, наши любимые братья во всём мире, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы хотим начать с наилучшего приветствия – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговать осёдлому за бедуина». Я сказал: «Что (означают) торговать «осёдлому за бедуина?»». Он сказал: «(Осёдлый) не (должен) быть посредником для него».
В книге «Авну-ль-маъбуд шарх Сунан Абу Дауд» говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговать осёдлому за бедуина.
Говорится о том, что местному нельзя продавать за приезжего. Ан-Навави писал, что Шафии и многие другие сказали, что здесь имеется в виду та ситуация, когда (чужой) житель другого селения или города привозит с собой товар, чтобы продать его по цене, которую он знает, но тут местный житель предлагает приезжему оставить ему товар, который он продаст постепенно по более дорогой цене. Учёные сказали, что торговля с такими условиями является харамом, конечно же, с условием того, чтобы эти люди знали об этом запрете. Но если они не знают об этом запрете или нет острой нужды в подобном товаре в этом городе, куда его привезли, или его настолько мало, что он никак не влияет на торговую ситуацию, то такая торговля не является харамом. Даже если осёдлый (местный) продал за бедуина (приезжего), противореча этим действием хадису, то подобная торговля считается действительной, но запрет остаётся запретом. Это наша точка зрения, так же считают маликиты и другие. Некоторые маликиты сказали, что такую торговлю нужно расторгнуть, если ещё не поздно. Ата, Муджахид и Абу Ханифа сказали, что полностью разрешено продавать местному за приезжего из-за хадиса «религия есть наставление»; они сказали, что хадис, в котором запрещается продавать осёдлому за бедуина, является отменённым. Некоторые из них говорили, что такая торговля является порицаемой, нежелательной.
«Я сказал»: то есть Тавус сказал Ибн Аббасу (спросил у него).
«Что (означают слова) торговать «оседлому за бедуина?»»: что это значит.
«Он сказал»: Ибн Аббас сказал.
«(Осёдлый) не (должен) быть посредником для него»: то есть маклером, посредником.
Имам Бухари вывел из этого хадиса частность запрета, который заключается в торговле местного за приезжего, если торговля была за вознаграждение, и это – сильное мнение из-за общности хадиса, являющегося наставлением для каждого мусульманина.
Посредник – это тот, кто выполняет продажу (или что-то иное) за кого-то другого и хранит его имущество. Затем посредничество использовалось совершающими покупки и продажи. Как известно, учёные в Исламе применяли слова «посредник» по отношению к тем, кто выполнял за кого-то покупки и продажи за определённую плату, и это – реальность маклера, который за определённую плату покупает и продаёт за другого. Следовательно, посредничество и маклерство является халяль по Шариату, это считается торговлей и одним из видов работ, за которую можно по Шариату брать деньги.
А что касается посредничества, о запрете которого говорится в сахих хадисе, то это касается (хас) частного положения, касающегося обмана, когда посредники обманывают людей, которые не знают стоимости своего товара, или не знают реальность рынка, или у них отсутствует опыт в распознавании товаров и тому подобное.
Уважаемые братья, до следующих встреч с другим хадисом Посланника Аллаха ﷺ, и мы оставляем вас с заботящимся о вас Аллахом. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
04 Раджаб 1435 г.х.
03.05.2014