21
Чт, нояб

Административный аппарат – ради интересов людей

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приветствуем вас, дорогие братья, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом», и начинаем с лучшего приветствия — Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Передаёт Муслим в своей книге «ас-Сахих» следующее:

Нам рассказал Яхъя ибн Яхъя, Абу Бакр ибн Абу Шейба и Абу Курайб. Со слов Яхъи нам рассказал Абу Муавия, от аль-Аъмаша, от Абу Суфъяна, от Джабира, который сказал:

بَعَثَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ طَبِيبًا فَقَطَعَ مِنْهُ عِرْقًا ثُمَّ كَوَاهُ عَلَيْهِ

«Пророк Аллаха ﷺ направил к Убайю ибн Каабу врача, который надрезал ему вену, а затем прижёг её».

Пророк Аллаха ﷺ, будучи главой государства, вёл дела людей, принимал их интересы, разрешал насущные проблемы, строил взаимоотношения между людьми, покрывал их нужды. Всё это он делал самостоятельно или назначал ответственного писаря (кятиба). Подобные дела относятся к роду административных вопросов, которые направлены на облегчение жизни людям, чтобы исключить проблемы или сложности.

Перед нами находится благородный хадис, содержание которого гласит о покрытии одной из главных нужд населения, а именно – лечения. Медицинское обслуживание относится к главным потребностям населения. По этой причине Пророк ﷺ назначил среди людей врача, который лечил бы их болезни, сообщал им о необходимых лекарствах и процедурах, чтобы восстанавливать здоровье и нормальное функционирование организма. Лечение относится к жизненно важным интересам населения, потребности которого должен обеспечить Халиф. Государство должно обеспечить населением врачами, поликлиниками, лекарственными препаратами, медицинским оборудованием, лабораториями и всем тем, в чём нуждается сфера медицинского обслуживания — материалы, инструменты и профессиональные кадры в различных областях медицины. Всё это направлено на обеспечение здоровья населения.

Потребностей людей помимо медицины множество и они разнообразны. Например, существует нужда в образовании, строительстве дорог, предоставлении транспортных услуг, водообеспечении, орошении, электро- и теплоснабжении. Сюда же входят обеспечение сельскохозяйственной техникой, оборудованием для посадки сельхозкультур, их обработки, удобрения и защиты от вредителей. Обеспечение рынков продукцией и всем тем, в чём нуждаются фермеры. То же самое можно сказать и в отношении торговцев, промышленников и многих других отраслей жизни и бизнеса. Как уже говорилось, потребностей у населения множество и они различны, всех их тут перечислить не представляется возможным, однако мы должны оставаться уверенными в том, что обеспечением всех этих нужд должно заниматься государство, беря в пример поступки Пророка ﷺ. Когда ему ﷺ подарили врача, то он отдал или направил его потенциал на служение мусульманам, а не присвоил его для себя, что указывает на то, что медицинское обслуживание относится к потребностям населения и входит в сферу интересов мусульман.

О сфере образования передаёт аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак» от Ибн Аббаса (р.а.), который сказал: «Среди людей, попавших в плен при сражении у Бадра, были те, у которых не оказалось выкупа, тогда Пророк Аллаха ﷺ установил для них вместо выкупа обучение детей ансаров письменности», цепочка данного хадиса достоверна, но всё же его не вывели Бухари и Муслим.

В силу того, что выкуп пленных расценивается как трофеи, что относится к имуществу мусульман, то отсюда мы понимаем, что подобные действия Пророка ﷺ, направленные на поднятие грамотности, относятся к потребностям населения, интересам мусульман.

Что касается сфер заработка, то передаётся от Абу Дауда, от Анаса ибн Малика: «Однажды один из ансаров подошёл к Пророку ﷺ и начал просить милостыню, на что Пророк ﷺ ответил: «Есть ли у тебя что-то дома?». Тот ответил: «Да, у нас есть материя, куском которой мы иногда прикрываемся, а другой расстилаем на полу. И ещё у нас есть деревянная чаша, из которой мы пьём воду». Посланник Аллаха ﷺ попросил принести эти вещи. Когда тот принёс, Пророк ﷺ взял их в руки и спросил, кто хочет купить их. Кто-то сказал, что купит их за один дирхем. Посланник Аллаха ﷺ спросил, может ли кто-нибудь дать за них больше. Он повторил свой вопрос два или три раза, прежде чем кто-то ответил, что даст два дирхема. Пророк ﷺ отдал ему эти вещи, взяв за них два дирхема. Затем он отдал деньги ансару и сказал: «На один дирхем купи еды домой, а на другой приобрети плотницкий топор и принеси мне». Тот человек поступил, как велел Пророк ﷺ. Пророк ﷺ смастерил из палки рукоятку топора и сказал ансару: «Иди заготавливать дрова и в течение пятнадцати дней не приходи ко мне». Ансар через две недели пришёл к Пророку ﷺ, имея в руках десять дирхемов, и купил на эти деньги одежду и продукты питания. Далее Пророк ﷺ сказал ему: «Это для тебя лучше, чем просить помощи. Прошение помощи в День Страшного суда в виде какой-то точки или какого-то пятна появится на твоём лице. Просить милостыню – недостойное дело, разве что для бедного, голодного или должника, который не в состоянии выплатить долг, или для больного человека, который должен платить выкуп за пролитую кровь, за убийство»».

В отношении дорог Пророк ﷺ установил определённые нормы и границы; когда возник спор по этому поводу, он ﷺ постановил, что ширина дороги должна быть в семь локтей. Передаёт Бухари от Икримы, который говорил, что слышал от Абу Хурайры:

«Пророк Аллаха ﷺ, когда возникали споры относительно дороги, установил её ширину в семь локтей».   

Также Пророк ﷺ запретил посягательство на дорогу. Вывел ат-Табарани в книге «ас-Сагъыр» от Хакама ибн аль-Хариса ас-Сальмий, который говорил, что слышал, как Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто присвоит себе пядь от дороги мусульман, того в Судный день Аллах накажет за семь пядей земли».

Что касается сельскохозяйственной деятельности, то передаётся от Муслима в его книге «ас-Сахих» от Урвы ибн аз-Зубайра, что Абдуллах ибн аз-Зубайр рассказывал ему:

«Один человек из числа ансаров вёл тяжбу с Зубайром перед Посланником Аллаха ﷺ из-за оросительного канала, которым люди орошали пальмы. Этот ансар сказал (Зубайру): «Открой канал, чтобы текла вода!». Но тот отказал ему, и они пошли судиться у Посланника Аллаха ﷺ. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал Зубайру: «О Зубайр, ороси, а потом пусти воду к своему соседу»».

Таким вот образом Пророк Аллаха ﷺ принимал решения касательно интересов мусульман и решал их проблемы административного характера – в кротчайшие сроки и с лёгкостью, и в этом деле он также прибегал за помощью к некоторым сподвижникам. Следовательно, интересы людей есть отдельный аппарат, которым заведует халиф либо тот, кого он назначил ответственным, чтобы облегчить ношу халифа, особенно в силу того, что количество проблем населения и их интересов стало разнообразным и значительным. Хизб ут-Тахрир принял мнение о существовании отдельного административного аппарата, именуемого «Интересы людей», который находится под руководством либо самого Халифа, либо назначенного им лица. Деятельностью данного аппарата является нахождение средств и способов облегчения жизни населения и обеспечения необходимых услуг без каких-либо проволочек.

Этот аппарат состоит из учреждений (масалих), отделов и администраций. Учреждение – это высший административный орган среди всех отраслей государства, таких как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность и другие. Оно управляет подчинёнными ему отделами и администрациями. Отдел управляет своими делами и подчинёнными ему администрациями. Администрация управляет своими делами и подчинёнными ей филиалами и отделениями.

Эти учреждения, отделы и администрации формируются для развития дел государства и осуществления интересов людей.

Для обеспечения нормального функционирования этих учреждений, отделов и администраций необходимо назначать для них ответственных лиц. В каждое учреждение для непосредственного руководства его делами назначается главный руководитель, который руководит также всеми подчинёнными этому учреждению отделами и администрациями. В каждый отдел и в каждую администрацию назначается руководитель, непосредственно отвечающий за деятельность своего отдела или администрации, а также за подчинённые филиалы и отделения.

Также следует упомянуть, что любой человек, являющийся гражданином государства и обладающий достаточной способностью, будь то мужчина или женщина, мусульманин или нет, может быть назначен на должность руководителя (мудиром) в любом административном учреждении или быть служащим в нём. Это взято из законов о найме. Дозволяется наём любого работника, как мусульманина, так и не мусульманина, и это является дозволенным в силу всеобщности и безусловности доказательств о найме. Всевышний Аллах говорит:

فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ

«А если они (разведённые жёны) выкармливают вам (своих детей, рождённых от вас), то давайте им их плату (за кормление)» (65:6).

Этот закон носит общий характер и касается не только мусульманина. Бухари передаёт от Абу Хурайры следующие слова Пророка ﷺ: «Всевышний Аллах сказал: «В Судный день Я буду противником для трёх видов людей: …и для человека, который нанял работника, сполна взял с него то, что хотел, а затем не расплатился с ним». Этот хадис носит общий характер, и не ставит условием найма то, что нанятый должен быть мусульманином или мужчиной вместо женщины и т.д.

Таковым является административный аппарат в государстве Халифат – аппарат, существующий ради решения проблем населения в лёгкой и быстрой форме. Таким образом, государство принимает ряд облегчающих жизнь населения законов, назначает достаточное количество ответственных и мудиров. Это вовсе не сравнимо с существующими режимами и их усложнёнными до невозможности формулами, которые делают жизнь людей невыносимой, а о взяточничестве и правиле «через знакомых» и вовсе не приходится говорить.
О Аллах! Ускорь время появления Халифата и отведи нам время быть гражданами этого государства.

Дорогие братья, до новой встречи вместе с нашей программой и очередным хадисом Пророка ﷺ. Пусть Аллах вас хранит, вассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


22 Раджаба 2435 г.х.
21.05.2014 г.