24
Вс, нояб

Глава о судье и судопроизводстве

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Мы приветствуем всех вас, уважаемые слушатели, на очередной серии нашей программы «Вместе с благородным хадисом», и мы бы хотели начать с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух!

Передаётся от Ханнада, от Вакида, от Шуъбы, от Абу Ауна ас-Сакафи, от Хариса ибн Амра, от людей из числа товарищей Муаза, что «Посланник Аллаха ﷺ, отправляя Муаза в Йемен, спросил: «Как ты будешь судить?». Муаз ответил: «Я буду судить на основе того, что есть в Книге Аллаха». Пророк ﷺ спросил: «А если чего-то не будет в Книге Аллаха?». Муаз сказал: «Тогда буду судить исходя из того, что найду в Сунне Посланника Аллаха ﷺ». Пророк ﷺ спросил: «А если и там этого не найдёшь?». Муаз ответил: «Буду совершать иджтихад». И тогда Пророк ﷺ сказал: «Хвала Аллаху, который направил посланца Посланника Аллаха ﷺ»» (в книге Аль-Миркъа в версии от Абу Дауда приводится: «…хвала Аллаху, который направил посланца Посланника Аллаха к тому, чем доволен Посланник Аллаха»).

Толкование:

По поводу слов Муаза «буду совершать иджтихад» Ибн Асир в книге «Ан-Нихая» сказал: «Иджтихад – это приложение усилий в изучении определённого вопроса. Иджтихад является формой ифтиаль (افتعال), образованной из слова الجهد (усилие), и его целью является рассмотрение вопроса, поднятого правителю, сопоставляя это с Кораном и Сунной Посланника ﷺ, а не выведение мнения от себя, не сопоставляя его с Кораном и Сунной». Конец цитаты.

Ат-Тыби сказал: «Слова «буду совершать иджтихад» – это приложение максимума усилий в понимании сути. Слово «иджтихад» является формой ифтиаль (افتعال) и применяется в значении «стараться» и «прилагать все усилия»». Ар-Рагъиб сказал: «Это усилие и трудность, иджтихад – это утруждение самого себя, приложение усилий и перенесение трудности. Говорится: «Я старался в выведения своего мнения и усердствовал в размышлении»». Хатаби сказал: «И тут не подразумевается личное мнение, которое пришло ему на ум или же к которому он пришёл не на основе Корана и Сунны, а подразумевается выведение решения из Корана и Сунны, проводя аналогию с ними, и в этом есть указание на законность аналогии (кыяс)». И то, что печалит нас, – это то, что сегодня имеется множество судов и судей, и они знают законы, однако не применяют их по назначению; исключением являются лишь некоторые судьи. Посланник Аллаха ﷺ после того, как спросил Муаза о том, как он будет судить, удостоверился тем, что Муаз не будет судить, следуя своим страстям, и тем, что источником его решений являются Коран и Сунна, а если он не найдёт решения в них, то будет делать иджтихад, выводя законы, относительно которых нет текста, т.е. он будет прилагать все усилия в поиске шариатского закона, на который нет ясного текста, и об этом говорится в главе о запретности выведения законов, следуя своим страстям, и о запретности следования им. И что же вы тогда можете сказать о тех, кто знает законы Шариата и знает повеления своего Господа, как те, которые выведены путём иджтихада, так и те, на которые имеются ясные тексты, и, зная их, они отворачиваются от них, как будто их нет, и всё это делается из-за того, что эти законы не соответствуют желаниям правителей, которые назначили этих судей, и потому, что это не соответствует режимам государств, которые построены не на основе Ислама?!

О судьи! Бойтесь Аллаха, исполняя наши права, и бойтесь Аллаха из-за самих себя. И знайте, что настанет день, когда судьи этого мира встретят Судью небес (Аллаха), и Он спросит их о том, как они судили.

Уважаемые слушатели, через некоторое время мы снова встретимся, изучая следующий благородный хадис Пророка ﷺ. Мы вверяем вас под покровительство Аллаха. Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух!

 

8 джумада ас-сани 1437
17.03.2016