22
Вс, окт

Избрание Халифа

Хадис
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Мы приветствуем вас, дорогие братья, на новой серии нашей программы «Вместе со священным хадисом». И начинаем наилучшим приветствием: мир вам от Аллаха, Его милость и благословение.

Передал Бухари в своём достоверном сборнике: «Нам рассказали Исмаил ибн Абдуллах и Сулейман ибн Билял от Хишама ибн Урвы, который сказал: «Мне передал Урва ибн аз-Зубайр от Аиши (да будет доволен ею Аллах) следующее:

«Ансары собрались около Саъда ибн Убады под навесом Бану Саиъда и сказали: «Пусть будет от нас один амир и от вас амир». К ним направились Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Убайда ибн аль-Джаррах. Умар начал говорить, но Абу Бакр велел ему помолчать. Умар говорит: «Дело было в том, что я заготовил речь и боялся, что Абу Бакр не скажет того, что хотел сказать я». Затем заговорил Абу Бакр. Демонстрируя красноречие, он сказал: «Мы — правители, а вы — советники». Хубаб аль-Музир сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мы не согласны с этим! Пусть будет правитель из нас и правитель из вас». Абу Бакр сказал: «Нет. Мы — правители, а вы — советники. Эти люди — лучшие по своему происхождению из арабов, присягните же Умару или Абу Убайде». Умар сказал: «О нет, лучше мы присягнём тебе, потому что ты — наш господин и лучший из нас, и Посланник Аллаха (с.а.с.) любил тебя больше». И Умар взял его за руку и присягнул ему, после чего люди так же присягнули ему. Кто-то сказал: «Вы повергли Саъда ибн Убаду!». Умар ответил: «Его поверг Аллах».

Уважаемые читатели!

В этом риваяте мы видим, что кандидатов на пост халифа было четверо: Саъд ибн Убада, Абу Бакр, Умар и Абу Убайда. Но Умар и Абу Убайда не пытались опередить Абу Бакра, и число кандидатов ограничилось двумя — Абу Бакром и Саъдом ибн Убадой. Затем после совещаний и переговоров люди из числа ахлюль халь валь акд (влиятельные люди и те, от кого зависит решение) под навесом выбрали одного кандидата и дали ему присягу на заключение… Затем люди дали присягу на повиновение в мечети на следующий день. Предвыборный этап начался с четырёх кандидатов, затем ограничился двумя, а впоследствии ахлюль халь валь акд избрали одного из них и дали ему присягу.

В присяге Умара не прослеживается ограничение кандидатов, поскольку он был единственным кандидатом на пост халифа. Так же обстояло дело во время присяги Али, поскольку не было другого кандидата кроме него. А поэтому присяга была дана Умару и Али, и она проходила без каких-либо ограничений в отношении кандидатов на пост халифа.

Что касается присяги Усмана, то число кандидатов было ограничено шестью лицами. Затем они были ограничены двумя — Али и Усманом. Затем был проведён опрос людей, и ахлюль халь валь акд в отношении этих двух кандидатов отдали предпочтение Усману. Впоследствии ему была дана присяга на заключение в мечети, а затем — и на повиновение.

Рассматривая разные этапы этих риваятов в книге «История пророков и царей», автором которой является ат-Табари, мы видим:

1 — Умар сказал: «Вы должны избрать из тех людей, о которых Пророк (с.а.с.) сказал, что они — из обитателей Рая; Саид ибн Зайд ибн Амр ибн Нуфайль — из них. Но я не включаю его в этот список. Остаётся шестеро: Али, Усман, два сына Абдуль Манафа — Абдуррахман и Саъд, аз-Зубайр ибн аль-Авамм — сподвижник Пророка (с.а.с.) и сын его тёти, и Тальха ибн Убайдуллах. Выберите одного из них. Если они назначат кого-нибудь правителем, то окажите им помощь». Умар здесь перечислил сподвижников, которыми был доволен Пророк (с.а.с.). Их было семеро, и они соответствовали условиям заключения. Затем кандидаты на пост халифа были ограничены шестью лицами.

Ограничение кандидатов определённым количеством осуществлялось на виду у всех мусульман. И если бы это дело не было бы дозволенным, то они осудили бы его, поскольку оно является ущемлением права других людей выдвинуть свою кандидатуру. И поэтому ограничение кандидатов определённым количеством является дозволенным делом согласно единодушному мнению сподвижников. Умма или же её представители могут ограничить число кандидатов, и это ограничение может исходить непосредственно от самой Уммы или же по поручению бывшего халифа.

Это — то, что касается ограничения как такового. Но что касается ограничения кандидатов шестью лицами, то это было следованием действию Умара. Что касается ограничения кандидатов двумя лицами, то это было следованием действию Абдуррахамана ибн Ауфа, а также для осуществления значения присяги со стороны большинства избирающих мусульман. Потому что если кандидатов будет больше двух, то победивший кандидат может получить тридцать процентов голосов избирателей, то есть он может выиграть выборы голосом меньшинства (меньше пятидесяти процентов), тогда как победивший кандидат должен получить голоса большинства (больше пятидесяти процентов), и это возможно, когда кандидатов будет не более двух.

2 — Абдуррахман ибн Ауф спросил: «Кто снимет свою кандидатуру в пользу того, кто лучше него?». Но никто не ответил. Тогда он сказал: «Я снимаю свою кандидатуру». И люди сказали: «Мы согласны». И тогда он взял с них обет и дал им обет.

В этом риваяте Абдуррахман ибн Ауф берёт на себя обязательство избрать среди кандидатов халифа, и это происходит после того, как он снял свою кандидатуру для того, чтобы число кандидатов ограничилось пятью человеками.

3 — После этого Абдуррахман стал совещаться, начав с самих кандидатов. Он спросил Али: «…Если с тобой что-то случится, кого ты видишь наиболее подходящим для этого дела?». Он ответил: «Усмана». Затем он спросил Усмана наедине: «…Если с тобой что-то случится, кого ты видишь наиболее подходящим для этого дела?». Он сказал: «Али». Затем он наедине спросил аз-Зубайра о том же, о чём спрашивал Али и Усмана, и аз-Зубайр ответил: «Усмана». Затем он спросил наедине Саъда, и Саъд ответил: «Усмана».

4 — Затем Абдурахман стал совещаться с ахлюль халь валь акд Медины:

Абдуррахман ибн Ауф стал обходить сподвижников Пророка (с.а.с.) и других знатных и влиятельных людей Медины и стал совещаться с ними. С кем бы он ни советовался, все были за Усмана. И после долгой ночи к утру он пришёл к дому Мисвара ибн Махрама; разбудив его, он сказал ему: «Я вижу, ты спишь, в то время как я не смыкал глаз. Иди и позови аз-Зубайра и Саъда».

Он позвал их, и аз-Зубайр ответил: «Я отдаю предпочтение Али». Затем он сказал Саъду: «Позволь мне выбрать за тебя». Саъд ответил: «Если ты выберешь себя, то я согласен. Но если ты выберешь Усмана, то Али предпочтительнее для меня».

Здесь мы видим, что после совета число кандидатов было ограничено двумя: Усманом и Али.

5 — И в конце Абдуррахман по поручительству ахлюль халь валь акд выбирает халифа и даёт ему присягу. Остальные присутствующие следуют его примеру и дают присягу на заключение новому халифу. Абдуррахман ибн Ауф сказал: «Я посоветовался и решил». Он позвал Али и спросил у него: «Будешь ли ты поступать в соответствии с Книгой Аллаха, Сунной Пророка (с.а.с.) и решениями двух халифов?». Али ответил: «Я желаю поступать в соответствии со своими знаниями». Затем он позвал Усмана и спросил у него то же самое. И Усман ответил: «Да». Затем Абдуррахман дал ему присягу.

К этим событиям апеллирует Хизб ут-Тахрир в процедуре избрания халифа и ограничения кандидатов на пост халифа двумя этапами… Этот процесс начинается с ограничения кандидатов с точки зрения их соответствия условиям заключения… И этим занимается махкамат уль-мазалим (суд по рассмотрению жалоб). В прошлом этот орган представлял сам халиф, и он являлся судьёй мазалим.

Итак, первый этап — число кандидатов ограничивается шестью лицами… Это — то, что сделал Умар от имени Уммы, когда она потребовала от него оставить преемника после себя.

Второй — число кандидатов сводится к двум. Это — то, что сделал Абдуррахман ибн Ауф по поручительству ахлюль халь валь акд, которые представляли Умму… В грядущем Халифате ограничение в отношении кандидатов будет вводить Маджлис аль-Умма от имени Уммы.

Уважаемые читатели! Всё, что связано с правлением, установлением государства и назначением халифа, готово к претворению. Мусульманам остаётся только установить государство, претворять эти законы и править по книге Аллаха и Сунне Его Пророка (с.а.с.).

Дорогие братья, мы вверяем вас Аллаху и оставляем вас до следующей встречи и следующего хадиса. Мир вам от Аллаха, Его милость и благословение.

18 Джумада ас-сани 1438 г.х.
17.03.2017 г.

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS