21
Чт, нояб

«Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы»

Разное
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Жизнь Уммы полна великих позиций, перед которыми история преклоняется с почтением и уважением. Позиция Пророка ﷺ представляет собой лучший пример для подражания. Его стойкость перед предводителями Мекки и непоколебимость в истине свелись к величайшей позиции.

Аллах отправил Своего Посланника ﷺ к людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, который начал свой призыв в Мекке. Когда был ниспослан аят:

وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الأَقْرَبِينَ

«Предостереги своих ближайших родственников!» (26:214),

— Посланник Аллаха ﷺ стал призывать родственников и друзей, которые его окружали, к Исламу, поклонению Единому Творцу и признанию его пророческой миссии. Первыми уверовали его супруга Хадиджа, двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, вольноотпущенник Зайд ибн Сабит и друг Абу Бакр, да будет доволен ими Аллах.

Призыв распространялся в обществе, но первые три года Пророк ﷺ скрывал имена уверовавших. Посланник ﷺ вступал в контакт с отдельными людьми, призывал их к Исламу и тайно объединял вокруг себя в сплочение своих последователей на основе религии. Согласно самым достоверным преданиям за этот период в Мекке приняло Ислам сорок человек, в том числе Усман ибн Аффан, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абдуррахман ибн Ауф, Саад ибн Абу Ваккас, Тальха ибн Убайдуллах. Тайный призыв продолжался до тех пор, пока не пришёл аят:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنْ الْمُشْرِكِينَ

«Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15:94),

— в котором Пророку ﷺ повелевается заявить перед мекканским обществом о своём сплочении и бросить вызов многобожникам.

Посланник Аллаха ﷺ продолжил призывать к Исламу, бросая вызов убеждениям неверия. Он называл глупыми верования курайшитов и их предводителей, которые высекали идолов из камней, вырезали из дерева и даже лепили из фиников, а затем поклонялись им. Также он осуждал систему отношений в мекканском обществе. Он вёл идейную борьбу с многобожниками Мекки.

Его единственным оружием было слово истины. Увидев то, что Посланник ﷺ и его сподвижники не идут на компромисс и примирение, предводители курайшитов почувствовали угрозу в свой адрес, в адрес своей торговли и статуса среди арабов. Они объявили войну Посланнику Аллаха ﷺ и боролись с его идеями всеми доступными для себя средствами. Они стали распространять ложь о нём в Мекке и за её пределами. Затем пытались убедить Пророка ﷺ оставить призыв, отказаться от некоторых притязаний и пойти на уступки. Однако Пророк Аллаха ﷺ занял по отношению к ним великую позицию, плоды которой пожинаются мусульманами по сегодняшний день.

Курайшиты нападали на слабых, мучая их, заставляя вернуться в неверие и высказывать оскорбления в адрес Посланника Аллаха ﷺ. Они также оскорбляли Пророка ﷺ непристойными речами и дурными поступками. Они издевались над его сподвижниками насколько могли. Каждый курайшитский род пытал мусульман из своего числа, желая отвратить их от Ислама. Но Посланник Аллаха ﷺ объявил, что призыв к истине ни перед чем не остановится, пока Аллах не решит исход борьбы. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Меня мучали на пути Аллаха, когда никого не мучали, и меня запугивали, когда никого не запугивали. И было тридцать ночей или дней, когда ни у меня, ни у Биляля не было пищи, которую могло бы есть живое существо, кроме небольшого количества, спрятанного под мышками Биляля» (Ибн Маджа, Тирмизи).

Приводится в книге Ибн Хишама «Сира», что Посланник Аллаха ﷺ раскрыл Ислам перед своим народом и открыто объявил о том, что ему было велено. Курайшиты же не отворачивались от него и не противодействовали, пока он не затрагивал их богов. В начале призыва Пророк ﷺ не заботил их, поскольку они считали, что он лишь рассказывает истории, как монахи и мудрецы, и призывает к религии их отцов и дедов. Так продолжалось, пока он не начал осуждать их божества. Но когда он сделал это, тогда они восприняли его всерьёз и стали бороться. Люди, кроме принявших Ислам, сошлись на том, что нужно противостоять ему. На защиту Посланника Аллаха ﷺ встал его дядя Абу Талиб.

Пророк ﷺ продолжал свой призыв. Когда курайшиты увидели, что Посланника Аллаха ﷺ не перестаёт осуждать их божества и что его защиту обеспечивает Абу Талиб, тогда знатные из их числа направились к Абу Талибу. Среди них были Утба ибн Рабиа и Шайба ибн Рабиа, Абу Суфьян ибн Харб, аль-Асвад ибн аль-Мутталиб, Абу Джахль, аль-Валид ибн аль-Мугира и аль-Ас ибн Ваиль. Они сказали: «О Абу Талиб! Твой племянник оскорбил наших богов, осудил нашу религию, назвал глупостью наши верования, опозорил наших отцов. Или ты остановишь его оскорбления в наш адрес, или позволишь нам разобраться с ним! Ты ведь не соглашаешься с ним так же, как и мы. Давай мы избавим тебя от него». Но Абу Талиб ответил им твёрдым отказом и продолжил защищать Посланника Аллаха ﷺ.

Пророк ﷺ продолжал открыто призывать к Исламу и вести своё дело. Но ситуация между ним и мекканцами обострялась. Курайшиты всё больше говорили о нём и подстрекали друг друга к вражде с ним. Затем они повторно отправились к Абу Талибу и сказали: «О Абу Талиб, поистине, ты достиг почтенного возраста и занимаешь среди нас высокое положение. Мы попросили, чтобы ты остановил своего племянника, но ты не сделал этого! Мы не в силах больше мириться с тем, что он оскорбляет наших отцов, называет глупыми наши верования и порочит наших богов, а поэтому либо ты удержишь его от этого, либо мы станем открыто бороться с ним и с тобой, пока не погибнет одна из сторон»; сказав это, они удалились. Абу Талибу было тяжело терпеть отречение и вражду народа, но он не хотел выдавать им Пророка ﷺ.

Затем Абу Талиб позвал к себе Посланника Аллаха ﷺ и сказал ему: «О сын моего брата! Твой народ пришёл ко мне и сказал так-то. Подумай обо мне и о себе и не возлагай на меня того, что мне не по силам!». Посланник Аллаха ﷺ подумал, что дядя хочет выдать его врагам, поскольку больше не в силах защищать его. Несмотря на это, Пророк ﷺ не пошёл на уступки и не согласился сойти с пути, по которому ему приказал идти Аллах. Посланник Аллаха ﷺ мог смягчиться в отношении курайшитов и больше не атаковать их традиции и верования открыто, мог удовлетвориться тем, чего уже достиг. Но он не пошёл на это, а наоборот, занял позицию сознательного идеолога, понимающего путь изменений в обществе, путь, который начертан Господом. Пророк ﷺ не отклонился от пути и не ослабил идейные атаки, сказав: «О мой дядя! Если даже мне дадут солнце в правую руку, а луну — в левую, с условием бросить это дело, я не брошу его, пока не откроет его Аллах полностью или пока я не погибну на этом пути!».

Затем знатные курайшиты собрались за Каабой после захода солнца и сказали друг другу: «Пошлите за Мухаммадом, поговорим и поспорим с ним, чтобы у него не осталось оправдания». Ему сообщили: «Самые почитаемые люди твоего народа собрались, чтобы поговорить с тобой». Пророк ﷺ тут же отправился к ним, думая, что они образумились. Он переживал за них и хотел, чтобы они оставили своё упрямство.

Он подсел к ним, а они сказали ему: «О Мухаммад! Мы послали за тобой, чтобы поговорить. Мы, ей-богу, не знаем человека из арабов, который принёс своему народу столько зла, сколько принёс ты. Ты обругал предков, осудил религию, оскорбил богов, глумился над нашими верованиями, расколол общество — нет ни одного скверного дела, которое бы ты не совершил среди нас. Если ты предпринял это дело лишь с тем, чтобы получить богатство, то мы дадим тебе из нашего имущества столько, что ты станешь самым состоятельным из нас; если ты добиваешься почёта — мы сделаем тебя господином над нами; если ты жаждешь царской власти, мы сделаем тебя царём над нами. Если же к тебе приходят видения, то мы потратим всё наше имущество, чтобы найти излечение».

Выслушав их, Посланник Аллаха ﷺ, как настоящий хранитель Ислама и борец за изменение общества, сказал: «Не нужно мне то, что вы предлагаете! Я пришёл к вам не для того, чтобы требовать от вас богатства или почётного положения среди вас, и не для того, чтобы быть царём над вами. Аллах направил меня к вам Посланником, ниспослал мне Книгу, велел мне быть для вас вестником и увещевателем. Я сообщал вам послания моего Господа и наставлял вас. Если вы примете от меня то, что я принёс, то получите свою награду в этом мире и мире ином. Если же вы отвергнете его, то я буду терпеть ради дела Аллаха до тех пор, пока Аллах не рассудит нас».

Аллах отправил Своего Пророка ﷺ в качестве милости к мирам, чтобы он вывел людей из тьмы к свету, но неверные не знают этого. Посланник Аллаха ﷺ отказался принимать все их предложения и продолжил призыв до тех пор, пока Аллах не даровал победу. Его не остановили угрозы и запугивания. Он ни на секунду не сомневался в правильности своего пути.

Позиция, которую занимал Посланник Аллаха ﷺ перед предводителями курайшитов, должна стать примером для носителей призыва в их позициях против нынешних правителей. Им следует отказаться от всех соблазнов и не уступать перед угрозами. Жизнь мусульманина полна сражений и битв на пути распространения идеологии Ислама. Поэтому любые трудности для него легки, а все соблазны — мелочи перед главной целью, которую он преследует и к которой прочертил путь с самого начала.

Каждый мусульманин должен брать пример с Посланника Аллаха ﷺ и занимать такие же позиции в отношении себя, а затем — и своего общества. Он должен определить свою роль и цель в жизни. Он создан Аллахом, а его миссия заключается в поклонении Аллаху и донесении истины. Когда всё это будет достигнуто, то его и Умму ждёт величие и счастливая жизнь под знамёнами «Нет божества кроме Аллаха». Поэтому мусульманин должен строить свою жизнь согласно этой цели и роли, не обращая внимания на все второстепенные цели или угрозы, встречающиеся на его пути.

Общество меняется посредством открытой идейной борьбы до тех пор, пока истина не одержит победу над всеми остальными идеями. И в этой борьбе истина непременно одержит верх. Однако для этого мусульманин должен занять стойкие и смелые позиции в защиту идеологии и не отступать от своего пути. Носитель призыва не может сначала призывать к своей идее, а затем идти на уступки. В то же время для призывающего к Исламу непозволительно отказываться от некоторых законов Ислама, какой бы сложной ни была ситуация. Если он сделает это, тогда его призыв разрушится, люди отвернутся от него и перед ним не откроется путь для перемен. Общество начинает смотреть на призывающего к Исламу и к применению законов Ислама как на новый идеал. Люди не будут идти за личностью до тех пор, пока в ней не воплотится идеология.

Если общество увидит, что можно торговаться по поводу его идей, тогда быстро оставит его и его идеи в пользу других, а возможно, и вернётся к своим старым идеям. Носитель призыва должен всегда держаться за идеологию как за самое драгоценное. Идеология либо заживёт, либо исчезнет полностью. Если он будет относиться к идеологии именно так, то рано или поздно общество примет его и осуществит перемены. Именно этого добивался Посланник Аллаха ﷺ в Мекке и Медине. Он сплотил своих сподвижников вокруг идеи Ислама, бросив вызов всем остальным идеям. Пророк ﷺ продолжал это делать до тех пор, пока Аллах не позволил осуществиться переменам. Впервые Ислам полностью был применён в Медине, где и образовалось первое исламское общество. Посланник ﷺ не принял заманчивые предложения и соблазны, и ничто не сбило его с пути призыва.

Именно такой была позиция Посланника Аллаха ﷺ. Если бы не решительный отказ от всех торгов по поводу полного применения Ислама, то религия не была бы полностью применена в Медине и не начались бы завоевания, а Ислам не распространился бы по всем странам мира и не дошёл бы до нас.

Посланник Аллаха ﷺ больше всех переживал за Умму и принёс огромные жертвы на пути призыва. Аллах говорит:

لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ ، فَإِنْ تَوَلَّوْا فَقُلْ حَسْبِي اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он — Господь великого Трона» (9:128,129).

Посланник ﷺ сражался и терпел издевательства, чтобы Ислам дошёл до нас с вами. Он переживал за нас и боялся, что мы будем наказаны в Судный день. Но ценим ли мы это?!

 

Из журнала «Аль-Ваъй», №2, 1987 г.