بسم الله الرحمن الرحيم
Вопрос:
Бисмиллях, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
В книге «Исламская личность» во второй части на стр. 33 (рус. перевод – 34) в седьмом пункте речь идёт о способности человека нести бремя Халифата, что выступает условием занятия им этой должности. Затем тема продолжается до следующего предложения: «Также для заключения Халифата нет условия, чтобы халиф был храбрым или мудрым человеком в управлении народом и его интересами». Отсюда возникает вопрос: разве данные качества нельзя отнести к способности? Вопрос от Ntham Rd.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
В данном материале приводится следующее: «Также для заключения Халифата нет условия, чтобы халиф был храбрым или мудрым человеком в управлении народом и его интересами, так как об этом нет достоверного хадиса либо иного шариатского закона, определяющего это условие условием заключения. Однако было бы лучше, если бы халиф являлся храбрым и мудрым человеком», конец цитаты. Как об этом известно в вопросе условий заключения Халифата, если Умма изберёт для себя халифа, не соответствующего данным условиям, тогда правление такого халифа будет считаться недействительным. Если внимательно рассмотреть упомянутые два качества (храбрость и мудрость), тогда становиться очевидным, что они не относятся к обязательным условиям заключения Халифата в том смысле, что если Умма изберёт халифа, лишённого этих качеств, то его правление не будет аннулировано. Это связано с тем, что шариатские доказательства не указывают в подобном случае на необходимость аннулирования договора между Уммой и халифом. Храбрость и мудрость относятся к такому роду качеств, как предпочтительные условия для заключения Халифата. Но они не являются обязательными качествами для него, т.е. было бы лучше, если бы Умма, избирая халифа, учитывала бы данные качества и старалась бы выбрать из числа кандидатов такого, в котором (помимо обязательных условий для заключения присяги) сочеталось бы наибольшее количество предпочтительных условий. Конечно же, это лучше и правильнее.
Что же касается способности, то она относится к обязательным условиям заключения Халифата. Это означает, что халиф должен быть способным нести бремя Халифата в целом, и тут не существует оговорки о каких-либо сферах. Всё, что влияет на его способность нести бремя Халифата, есть причина нарушения условий заключения, а именно – быть способным. Ведь сфера деятельности халифа заключается в претворении законов Шариата, а это (в свою очередь) требует способности исполнять определённые действия либо следить за выполнением определённых дел в том случае, когда они были возложены им на других. Если же человек на это не способен, тогда он не может быть верен договору о Халифате, заключённому на его личность как на способную претворять законы Шариата. По этому поводу достаточными выступают упомянутые нами семь условий заключения Халифата, одним из которых выступает способность человека нести бремя Халифата. И если человек лишается этой способности, то о дальнейшей правильности сохранения договора между ним и Уммой перестаёт идти речь. Например, если Халифу ставят диагноз заболевания Альцгеймера или если он на долгий период времени впадает в кому и т.п. заболевания, на лечение которых необходимо долгое время, вследствие чего это негативно отражается на правлении, и на фоне своей болезни халиф не имеет возможности самостоятельно вести дела Халифата либо, поручив другим вести определённые дела, контролировать их. В свою очередь, Махкамат уль-Мазалим (суд по делам несправедливости) должен предпринять меры по выявлению подобных случаев и утверждению неспособности халифа далее нести бремя Халифата, а также принять должное решение и объявить о вакансии на пост Халифа.
Что же касается несоответствия предпочтительным условиям, как то, что халиф должен быть храбрым человеком и искусным мастером ведения войн либо относиться к академикам и выпускникам высших учебных заведений, то это не ведёт к нарушению договора о Халифате. Всё это не выступает обязательным условием заключения Халифата и не мешает договору состояться, потому что на этот счёт не существует шариатского доказательства. Ведь, с другой стороны, отсутствие соответствия подобного рода условиям не оказывает пагубного влияния на ведение дел Халифата. Если так случается, когда некоторые обстоятельства толкают халифа на проявление храбрости, как участие в войнах, тогда он может обратиться к обладающим подобными качествами личностям и поручить им выполнение требующих проявления храбрости дел. Так же, когда дело коснётся обращения к высшим умам науки, халиф без особых смущений может это сделать и поручить им исполнение определённых дел. Как мы уже говорили выше, будет предпочтительней, если Умма, избирая халифа, помимо обязательных условий для заключения Халифата обратит внимание и на предпочтительные условия. Но всё же если она изберёт такого, который соответствует только обязательным условиям, а ни одно из предпочтительных в нём не имеется, то договор о Халифате с ним считается заключённым и правильным, ведь он соответствовал обязательным условиям заключения Халифата, потому что шариатские доказательства говорят именно об этом.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
27 Мухаррама 1436
20.11.2014
Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в Фейсбук