Вопрос:
Наш благородный шейх, приветствую Вас, с благословения Аллаха. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
Мой вопрос касается нисаба закята от торговых предложений: приводится в книге «Аль-Амваль» на странице 195, что берётся нисаб с 200 дирхемов серебром, равный 595 граммам серебра, или с 20 динаров золота, равный 85 граммам золота. Сегодня на какой из двух нисабов нам опираться при расчёте закята с торговых предложений притом, что есть большая разница между ценой золота и серебра? Один динар золота соответствует примерно сотне серебряных дирхамов, и если мы возьмём в расчёт пять динаров золота, то достигнем стоимости ставки нисаба серебра. Так на какой из двух нисабов нам опираться сегодня? Пусть Аллах Вас благословит, а мы получим пользу от Ваших знаний. От Лута Абу Синийна.
Ответ:
И вам мир, милость Аллаха и Его благословение.
Во-первых: касательно имеющих золото, то нисаб – 20 золотых динаров – 85 грамм золота, касательно имеющих серебро – 200 дирхамов серебра – 595 грамм серебра, что же касается бумажных денег, то расчёт ведётся по зарегистрированному курсу. «Если выделяемой долей является золото, то нисаб ведётся в золоте, а если выделяемой долей было серебро, то нисаб ведётся в серебре».
Что же касается бумажных денег, которые имеют свою стоимость в силу современного законодательства и являются денежной купюрой, которая не подкрепляется золотом или серебром, как, к примеру, современные деньги, то тот, кто их переводит на золото или серебро, назначает размер минимального нисаба от золота или серебра. И если стоимость бумажных купюр достигла стоимости 200 дирхамов серебра, то выделяется эквивалент 595 граммам серебра – около 20 унций серебра. Я предполагаю, что серебряная унция равна примерно 30$, а это означает, что если у мусульманина денежная масса достигла около 600$, он «вносится в реестр», т.е. становится из числа людей, выплачивающих закят, и, если не произошло изменений, т. е. не уменьшилось его состояние, подпадающее под закят, то он выплачивает положенную долю.
Я говорю про минимальный нисаб для золота и серебра, так как, если нисаб достиг минимальной границы, не дозволено ему ждать, пока этот нисаб вырастет. Напротив, он должен зафиксировать эту дату, когда он стал одним из людей, выплачивающих закят, после чего, по прошествии должного времени, он выплачивает закят, если его нисаб не уменьшился. Это мнение, которого я придерживаюсь. Аллах более знающий и мудрый.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
08 Раджаб 1435 г.х.
07.05.2014 г.
Серия ответов Шейха Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в Facebook