22
Пт, нояб

Проведение операции, которая приводит к окончательному бесплодию женщины

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Дорогой шейх, мой вопрос связан с медициной и ответ на него крайне необходим. Я – врач и работа моя связана с гинекологией, также принимаю роды. Мы в нашей клинике в случае угрозы жизни ребёнку или матери проводим операции кесарева сечения.

Некоторые беременные женщины страдают от заболеваний, по причине которых они крайне тяжело переносят беременность, что вынуждает их не беременеть, либо сроки между родами должны быть не менее 3-4 лет. Отсюда они вынуждены прибегать к использованию контрацептивов. Всё же некоторым женщинам это не помогает и требуемый промежуток времени между родами не выдерживается. Повторная беременность происходит спустя короткое время, что несёт угрозу жизни беременной женщины, потому как она подвергается частым операциям кесарева сечения. Есть женщины, которые страдают позвоночной грыжей, бывают случаи, когда открывается сильное кровотечение и врачи вынуждены перевязать маточные трубы, чтобы впоследствии женщина не беременела после того, как уже родила детей. Есть и такие женщины, которые приходит в клинику и утверждают, что неспособны беременеть и в то же время не могут пользоваться методами контрацепции, им не более 36 лет, и они хотят перевязать маточные трубы, есть и такие, кому не более 32. Такая женщина обращается к врачу-специалисту, который проводит ей операцию кесарево сечение и блокирует фаллопиевы трубы женщины. Отсюда возникает следующий вопрос:

Каков хукм Шариата в отношении врача, который следит за состоянием женщины-пациентки на протяжении всей её беременности и видит, что процесс будет проходить крайне сложно, в результате чего она должна будет провести операцию по перекрытию маточных труб? И каков хукм Шариата в отношении врача, который просто послушал женщину-пациентку, при этом сам не проведя обследования, с вероятностью того, что её слова могут быть неточны? От «Haitham Alamour».

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Если идёт речь о методах контрацепции, что обеспечивает на время отсутствие беременности, то это дозволено согласно известным доказательствам в теме «азл».

Говоря же о методах полного исключения возможности забеременеть, стать бесплодной, то это – харам, запрещено. Применение аппаратов, которые приводят к бесплодию, проведение подобных хирургических операций, последствием которых становится прерывание рода – харам. Идти на такой шаг недозволенно. Данная тема относится к вопросу о кастрации и подпадает под его хукм. Так как все перечисленные методы ведут к прерыванию рода, так же, как и в случае кастрации, относительно чего в Шариате приводится открытый запрет. Передаётся от Саъда ибн Абу Ваккаса, который сказал:

رَدَّ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَلَى عُثْمَانَ بْنِ مَظْعُونٍ التَّبَتُّلَ، وَلَوْ أَذِنَ لَهُ لاَخْتَصَيْنَا

«Пророк Аллаха ﷺ отверг безбрачие Усмана ибн Мазъуна. В противном случае мы бы кастрировали себя» (приводят Бухари, Муслим). Усман ибн Мазъун подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха! Мне трудно переносить то, что я холост, разреши мне кастрацию!». На что Пророк ﷺ ответил: «Нет, соблюдай пост». В другой версии говорится: «О Посланник Аллаха! Разрешишь ли ты мне сделать кастрацию?». На что он ответил:

إِنَّ اللَّه أَبْدَلَنَا بِالرَّهْبَانِيَّةِ الْحَنِيفِيَّة السَّمْحَة

«Поистине, Аллах заменил нам монашество на лёгкую религию». Передают, что Анас ибн Малик (р.а.) также рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ приказывал жениться и категорически запрещал давать обет безбрачия. Он говорил:

تَزَوَّجُوا الوَدُودَ الوَلُودَ فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الأُمَمَ يَوْمَ القِيَامَةِ

«Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах, и я буду гордиться вашим числом перед другими пророками» (вывел Ахмад).

Также вопрос стерилизации противоречит принципу того, что Шариат установил в основе брака возможность продолжить род. По этой причине Всевышний Аллах из оказанной милости для людей сообщает в Коране:

وَاللَّهُ جَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَجَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَزْوَاجِكُمْ بَنِينَ وَحَفَدَةً

«Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков...» (16:72).

По этой причине проведение операций по стерилизации как мужчины, так и женщины – харам.

В случае же, когда женщина беременеет и её доверенные врачи-профессионалы сообщают ей о том, что плод, оставшись в утробе матери, несёт угрозу жизни самой матери вместе с потерей будущего ребёнка. В таком случае дозволяется совершить аборт и спасти жизнь матери. Ислам призвал к спасению жизни.

Что же касается утверждений о том, что женщина больна, и она опасается в случае беременности за своё здоровье, то эти слова далеки от реальности. Сколько существует женщин, которые, будучи больными, забеременели и не прерывали свой срок, в результате родили полноценного ребёночка, полностью здорового, после чего Аллах даровал им обоим здоровье и благополучие. Вместе с тем, как мы уже говорили ранее, если женщина беременеет и продолжение беременности несёт угрозу как её жизни, так и приведёт к потере плода, что стало результатом выводов профессиональных врачей, которым можно доверять, в таком случае дозволен аборт.  

Исходя из вышесказанного, стерилизация – харам. Оздоровление женщины посредством беременности – ожидаемый результат, но в то же время сохранение её жизни в этот период так же является главной задачей. И если беременность приведёт к смерти матери, а вместе с ней – и ребёнка, на чём будут настаивать профессиональные врачи, к которым есть доверие, тогда аборт – это приемлемый выход и он дозволен. Однако лечить таким образом, что это приводит к окончательному бесплодию, к тому же – по требованию, желанию женщины-пациентки, то это – харам.

Врачи не должны недооценивать данную проблему, они должны приложить все свои усилия в диагностике во время беременности по выявлению заболеваний, потому как это является аманатом. Врач строго должен держаться этого принципа. Не позволительно продавать свою Последующую жизнь за эту тленную, каковой бы ни была цена:

فَمَا مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فِي الْآخِرَةِ إِلَّا قَلِيلٌ

«Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (9:38).

В конце хотел бы сделать наставление как мужьям, так и жёнам – приумножайте своё потомство и давайте им правильное, достойное воспитание. Так как Пророк Аллаха ﷺ будет гордиться вашим числом в Судный день. Вывел аль-Байхакъый в «ас-Сунан аль-Кубра» от Абу Умамы (р.а.), который сказал:

تَزَوَّجُوا فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الْأُمَمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ...

«Женитесь, воистину, в Судный день я превзойду вашей многочисленностью другие народы». Подобное также вывел адь-Хаким в «аль-Мустадрак» от Маъкыля ибн Ясара (р.а.) и аль-Баззар в «Муснаде» от Анаса (р.а.) и остальных.

Пусть Аллах ведёт праведных мужчин и праведных женщин.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
23 Раджаба 1435г.х.
22.05.2014

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в Фейсбуке.