Вопрос:
Ассаляму алейкум! Пусть Аллах одарит вас победой, сопутствует вам в том, что любимо Ему и Его Посланнику ﷺ! У меня следующий вопрос: в третьем томе «Исламской личности» в главе «Разъяснение» говорится:
«Разъяснение бывает словами от Аллаха и Его Посланника Аллаха ﷺ, и действиями Посланника Аллаха ﷺ». (والبيان يكون قولا من الله والرسول، ويكون فعلا من الرسول)
Вопрос следующий: в разъяснении не говорится о единодушии сподвижников. Разве единодушие сподвижников может быть разъяснением неясного? И считается ли Халифат и его законы, которые претворяли и разъясняли сподвижники, разъяснением неясного, ведь Аллах говорит:
وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах…» (05:49)
Хотелось бы разъяснения с вашей стороны. Ва ассаляму алейкум. Вопрос от Абу аль-Валида аш-Шамий.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Текст приведенный в книге «Исламская личность» т.3:
«Разъяснение бывает словами от Аллаха и Его Посланника Аллаха ﷺ, и действиями Посланника Аллаха ﷺ». (والبيان يكون قولا من الله والرسول، ويكون فعلا من الرسول)
включает в себя единодушие сподвижников. Это так, потому что единодушие сподвижников указывает на существование доказательства из Сунны, о котором знали сподвижники. Когда появлялась проблема, они давали на нее решение, закон относительно этой проблемы, но не упоминали хадиса, т.к. этот хадис был известен среди них. Например, когда перед ними стал вопрос наследства деда с сыном: если погиб человек, у которого остался сын и дед, каким будет наследство деда? Единодушие сподвижников заключалось в том, что дед наследует одну шестую, и это означает, что они слышали от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хадис об этом. Потому они знали и сказали о законе относительно этого вопроса, не упомянув само доказательство. Поэтому говорится, что единодушие сподвижников указывает на существование шариатского доказательства, то есть хадиса от Посланника Аллаха ﷺ, который сподвижники не передали как хадис, но сразу озвучили решение из этого хадиса.
Таким образом, текст, упомянутый в третьем томе книги «Исламская личность» включает в себя единодушие сподвижников, так как единодушие сподвижников имеет в своей основе хадис Посланника Аллаха ﷺ.
В книге «Исламская личность» т.3 в главе «Единодушие сподвижников» (стр. 295) говорится следующее:
«Четвертый: единодушие сподвижников опирается на шариатский текст, так как они не проявляли бы единодушия, если бы не было шариатских доказательств — слов Посланника Аллаха ﷺ, его действий или одобрения, на которые они опирались. Таким образом, единодушие сподвижников указывает на существование доказательств, потому что сподвижники никогда не проявляли единодушия, не имея шариатского доказательства. Поэтому, единодушие сподвижников является шариатским доказательством, указывающим на существование шариатского доказательства».
Это и есть ответ на твой последний вопрос. Да, то, что приводится из единодушия сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в вопросе Халифата, является разъяснением того, что приводится в благословенном Коране из аятов, относящихся к правлению.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
14 Зуль-Каъда 1435 г.х.
09.09.2014 г.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.