Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Вопрос связан с арендой орошаемой земли (земли, на которой есть оборудование для полива и другое…).
Пишет ваш брат Висам аль-Андалусий из Туниса.
В книге «Экономическая система в Исламе» на странице 139 написано следующее: «Абсолютно не позволяется владельцу земли сдавать землю в аренду для сельскохозяйственных работ, равно является ли он владельцем площади и пользы земли, или только владельцем её пользы...». Дальше, на странице 140, говорится: «Что касается того, что Посланник Аллаха ﷺ сдавал в аренду землю Хайбара (поселения Хайбар) взамен на половину урожая, то это не входит в эту категорию. Поскольку она была засажена деревьями и не была просто землёй...». Вопрос аренды земли для сельскохозяйственных работ ясен, то есть объект, к которому относится закон (манату-ль-хукм) здесь – это то, что «земля выделена для сельскохозяйственных работ». Что же касается земли Хайбара, то здесь реальность земли другая, объект закона (манату-ль-хукм) изменился: эта земля была засажена деревьями, а дерево является собственностью владельца, и реальность деревьев отличается от реальности земли, даже если там есть земля, относящаяся к этим деревьям...
Ну а что касается «сании» (орошаемая земля), то это земля, где присутствует ирригационная система. Это может быть колодец, бассейн, ёмкость, ставок или оросительные каналы для фермеров для подачи воды (трубопроводы капельного орошения). Также может быть дом на этой земле с удобствами и всякими приборами для сельскохозяйственных работ, которые так же относятся к этой земле.
Вопрос:
1 – Можно ли сказать, что объект закона (манату-ль-хукм), в данном случае – это земля, поменялся в положении (сания – орошаемая земля), так как земля стала орошаемой с помощью оборудования, принадлежащего этой земле, а не просто чистой землёй?
2 – Если земля не предназначена для сельскохозяйственных работ, таких как производство декоративных растений, выращивания сена или животноводства, меняется ли так же объект закона (манату-ль-хукм)?
3 – Допустимо ли в таких случаях сдавать землю в аренду?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
1 – Смысл слова «просто земля», «пустая, чистая земля» – это земля для сельскохозяйственных работ, то есть предназначенная для посева, земледелия, но ещё не засеянная. Такую землю сдавать в аренду для сельского хозяйства является запрещённым (харам). Вот доказательства на это:
Со слов Рафиъ ибн Худайжа передаётся, что он сказал: «Мы обрабатывали землю в эпоху Посланника Аллаха ﷺ за издольщину, и Рафиъ упомянул, что кто-то из его дядей пришёл к нему и сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, запретил нам дело, в котором для нас была польза, и подчинение Посланнику Аллаха ﷺ более полезней для нас (чем это дело)». Он сказал: «И мы спросили: «И что это за дело?»». Дядя сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто имеет землю, пусть засеет её сам или даст засеять брату, но ни в коем случае не сдаёт её в аренду за треть, или четверть, или за оговорённый продукт»». (Передаёт Абу Дауд)
2 – Однако если земля не является голой, чистой, и на ней посажены деревья, которые требуют ухода, то в этом случае аренда называется «Мусакъат», что допустимо, даже если между деревьями существует небольшая земля для посева, потому что в этом случае эта земля будет относиться к саду деревьев, и уход за деревьями является основой. Вот доказательства на дозволенность аренды «Мусакат»:
В хадисе, приведённом Бухари, сообщается от Нафиъ, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк ﷺ позволил (иудеям, населявшим) Хайбар, обрабатывать (его земли) за половину урожая фиников или посевов, и он отдавал каждой из своих жён по сто васков, восемьдесят из которых представляли собой финики, а двадцать – ячмень…».
Земля Хайбара была усажана деревьями, а между деревьями была площадь для посева, это ясно из хадиса: «…восемьдесят из которых представляли собой финики, а двадцать – ячмень…». Следовательно, в основном это были деревья, и Посланник Аллаха ﷺ разрешил отдать землю в аренду, потому что она была засажена деревьями. И это называется аренда «Мусакат», т. е. уход за деревьями...
3 – Однако если земля была предназначена для сельского хозяйства, где есть то, что называется ирригационной системой, так как Вы упомянули в деталях, (т.е. земля, где производится орошение, полив с использованием колодцев, оросительных каналов, или на этой земле есть некоторые постройки, здания, но земля осталась незасеянной), то такую землю нельзя арендовать. А находящееся на ней сельскохозяйственное оборудование, каналы или здания никак не влияют на этот хукм. Так как эта земля считается голой, чистой, пока не будет засажена.
Кажется, Вы перепутали смысл слова «пустая, голая земля» и подумали, что голая, пустая земля – это та земля, на которой нет оборудования и всякого рода оснащения... В то время как под словом «голая, чистая земля» здесь подразумевается «необработанная и незасеянная». Таким образом, необработанные земли являются голыми, чистыми, даже если на них есть дом, и они считаются таковыми до тех пор, пока аренда производится в целях посева сельскохозяйственных культур.
4 – Что касается аренды земли для несельскохозяйственного производства, т. е. для любых других целей, кроме посева, то она разрешена, потому что запрет относится только к аренде для посева. Так, если договор аренды был заключён для строительства цеха, или для автостоянки, для ярмарки, или для животноводства, то всё это является законным, и нет в этом запрета, потому что это – не посевы. Сюда также относится и аренда земли для производства декоративных растений или растительных питомников, если эти растения не сажаются на арендованную землю, а выращиваются в колбах или специализированных лотках. Это известно о питомниках и фермах декоративных растений (например – цветы), где земля используется только как место для размещения стаканов и лотков для сельского хозяйства, где растения выращивают в стаканах и лотках, а не на земле. В этом случае не запрещается аренда земли, потому что это делается не для посева, и доказательства о запрете аренды для посева не относятся к таким случаям.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
04 Зуль-хиджа 1435 г.х.
28.09.2014 г.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в Фейсбук