18
Сб, мая

Имущество от риба после установления Халифата от пользователя «Посол Халифата»

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Вопрос:

Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение!

Вопрос по книге «Государственные аппараты» по поводу имущества, полученного от риба (ростовщичества), после установления государства Халифат в том аспекте, чтобы отдать владельцу обратно только его капитал. Вопрос: что нам делать с оставшимся имуществом от риба (т.е. с процентами, которые должен был получить кредитор)? Дозволено ли государству взять его и использовать? Или же капитал, который был получен в ходе риба, например, бумажные деньги, является харамом (запрещённым) в своей сущности? Или он возвращается в оборот?

Ответ:

И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

1 – Ответ на Ваш вопрос («Что нам делать с оставшимся имуществом от риба…») есть в книге «Имущество в Государстве Халифат». Там объясняется, как государство ведёт себя по отношению к деньгам, заработанным недозволенным образом, таким как риба, воровство, азартные игры и так далее. В главе «Имущество, украденное правителями, государственными чиновниками, а также имущество от незаконной прибыли» говорится на странице 111–112 следующее: «Всякий раз, когда губернаторы, рабочие и государственные чиновники приобретают имущество недозволенным способом из Байт уль-Маль (казны)… все деньги, заработанные лицами этим запрещённым Шариатом путём, либо же увеличение имущества посредством этого – всё это считается харамом, и этим имуществом владеть не дозволено».

Приобретение какой-либо вещи путём риба считается харамом, и не дозволено владеть этой вещью, так как Аллах запретил риба и запретил увеличение имущества посредством этого. Сказал Всевышний:

ٱلَّذِينَ يَأۡكُلُونَ ٱلرِّبَوٰاْ لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ ٱلَّذِي يَتَخَبَّطُهُ ٱلشَّيۡطَٰنُ مِنَ ٱلۡمَسِّۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمۡ قَالُوٓاْ إِنَّمَا ٱلۡبَيۡعُ مِثۡلُ ٱلرِّبَوٰاْۗ وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ وَحَرَّمَ ٱلرِّبَوٰاْۚ فَمَن جَآءَهُۥ مَوۡعِظَةٞ مِّن رَّبِّهِۦ فَٱنتَهَىٰ فَلَهُۥ مَا سَلَفَ وَأَمۡرُهُۥٓ إِلَى ٱللَّهِۖ وَمَنۡ عَادَ فَأُوْلَٰٓئِكَ أَصۡحَٰبُ ٱلنَّارِۖ هُمۡ فِيهَا خَٰلِدُونَ ٢٧٥

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится увещевание от его Господа, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернётся к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275).

Также сказал Всевышний:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِيَ مِنَ ٱلرِّبَوٰٓاْ إِن كُنتُم مُّؤۡمِنِينَ ٢٧٨ فَإِن لَّمۡ تَفۡعَلُواْ فَأۡذَنُواْ بِحَرۡبٖ مِّنَ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦۖ وَإِن تُبۡتُمۡ فَلَكُمۡ رُءُوسُ أَمۡوَٰلِكُمۡ لَا تَظۡلِمُونَ وَلَا تُظۡلَمُونَ ٢٧٩

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:278, 279).

В обязательном порядке должно быть возвращено имущество, полученное от риба, его собственникам, с которых оно было взято, если таковые известны (т.е. должнику необходимо возвратить выплаченные им проценты по долгу кредитору). Если же собственники неизвестны, то имущество конфискуется и передаётся в Байт уль-Маль. Вместе с этим те, кто занимался риба, подвергаются соответствующему шариатскому наказанию, а именно – те, кто «его (кредит под процент) брал, давал, записывал и выступал свидетелем», как это приводится в хадисе:

وَشَاهِدَيْهِ وَكَاتِبَهُ، وَمُؤْكِلَهُ، الرِّبَا، آكِلَ وَسَلَّمَ عَلَيْهِ اللهُ صَلَّى اللهِ رَسُولُ لَعَنَ

«Посланник Аллаха ﷺ проклял того, кто берёт риба, даёт его, записывает и выступает свидетелем», хадис вывел Муслим от Джабира.

Если кто приобрёл имущество посредством азартных игр, то его приобретение считается харамом, и не дозволено владеть этим имуществом. Имущество возвращается его первичному хозяину, а если таковой не был найден, то конфискуется и передаётся в Байт уль-Маль. Вместе с этим тот, кто занимался азартными играми, подвергается соответствующему шариатскому наказанию, всё равно, был ли он победившим или проигравшим. Увеличение имущества посредством азартных игр не позволительно по Шариату, а сами азартные игры являются харамом. Сказал Всевышний:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِنَّمَا ٱلۡخَمۡرُ وَٱلۡمَيۡسِرُ وَٱلۡأَنصَابُ وَٱلۡأَزۡلَٰمُ رِجۡسٞ مِّنۡ عَمَلِ ٱلشَّيۡطَٰنِ فَٱجۡتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ ٩٠ إِنَّمَا يُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُوقِعَ بَيۡنَكُمُ ٱلۡعَدَٰوَةَ وَٱلۡبَغۡضَآءَ فِي ٱلۡخَمۡرِ وَٱلۡمَيۡسِرِ وَيَصُدَّكُمۡ عَن ذِكۡرِ ٱللَّهِ وَعَنِ ٱلصَّلَوٰةِۖ فَهَلۡ أَنتُم مُّنتَهُونَ ٩١

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, – быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5:90, 91).

Что же касается второй части вопроса касательно запретности имущества от риба в своей сущности или же запретности пускать его в оборот… Ответ на это таков, что имущество, приобретённое недозволенным способом, не является харамом по своей сущности, а является харамом способ его накопления и приумножения. Само же имущество по своей сущности не является харамом. И поэтому если кто-то приобрёл динары продажей хамра или же от риба, то эти динары не становятся харамом в своей сущности. Напротив, запретность лежит на способе получения и приумножения, поэтому данное имущество не может быть в собственности у того, кто приобрёл его через харам. Само же имущество по своей сущности не является харамом, поэтому оно определяется в Байт уль-Маль, из которого потом оно распределяется на нужды мусульман, и не делается в этом имуществе исключения, кроме как если это имущество в основе является харамом, как, например, свинья или хамр, которые являются запретным имуществом по своей сути.


Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
Ответ взят со страницы амира в Фейсбуке
26 Зуль-хиджа 1435 г.х.
20.10.2014 г.

Серия ответов шейха Аты ибн Халила Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в сети Фейсбук

Главное меню