18
Сб, мая

Ответ на вопрос «Разъяснение смысла "табаррудж"»

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос:

Дорогой шейх, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Ранее я читал Ваш ответ по поводу ношения штанов женщиной перед родственниками, что подобное недопустимо, но, к сожалению, я не обнаружил в ответе доказательств... В ответе было указано на то, что это действие относится к табарруджу. Мы же знаем, что табарруджем называется всё то, что привлекает внимание.

В свою очередь, взгляд относительно того, привлекает ли внимание одеяние женщины или нет, различается среди людей в силу различий среды проживания. Штаны, как мне известно, в нашей личной жизни, где строятся взаимоотношения между мужчинами и женщинами в кругу родственников, не являются объектом, привлекающим внимание, потому что все в своих домах в личной жизни одеваются в длинный верх и штаны. Это не привлекает внимания потому, что все одеваются таким образом, ведь общество, в котором мы живём, выступает в роли оценщика взгляда на одеяние – можно ли его отнести к табарруджу или нет, другими словами – привлекает ли оно внимание или нет. Прошу более подробного пояснения... Вопрос от Ranood Zagl.

Пусть Аллах воздаст Вам благом, окажет помощь и поддержит теми, кто готов оказать помощь религии.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

«Табаррудж» с точки зрения арабского языка означает «показ женщиной своих прикрас и мест украшений перед посторонними мужчинами». В толковом словаре арабского языка «Лисан уль-Араб» приводится: «Табаррудж – показ прикрас перед посторонними мужчинами, что порицаемо, а перед мужем – дозволено». В книге «Мухтар ас-Сыхах»: «Табаррудж – это показ женщиной своих красот и мест украшений мужчинам». В книге «Макъайис аль-Лугъа»: «Трёхбуквенный глагол «бараджа» содержит два основных смысла, один из которых – проявление, показ.... Отсюда происходит слово «табаррудж», которое означает «проявление, показ женщиной своих мест украшений»». Из слов «проявление» и «показ» понимается, что женская красота должна привлекать внимание, когда женщина предстаёт перед мужчинами. Шариатское значение слова «табаррудж» так же не отличается от вышеизложенного языкового. Всевышний Аллах говорит:

وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِنْ زِينَتِهِنَّ

«и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31).

Получается, что женщина не должна своей походкой привлекать внимание звуками хальхаля (кольцо, украшение на ноге у женщины), из которого мужчина понимает, что женщина одела на себя, на свои ноги, под платье из украшений. Всё вышесказанное говорит о том, что понятие «табаррудж» (как с точки зрения арабского языка, так и Шариата) означает «украшение, привлекающее внимание».

Сопоставляя данное значение с одеянием, таким как штаны, в личной жизни женщины перед родственниками, не являющимися махрамами, когда они приходят в гости, а женщина, например, выходит к ним с целью поприветствовать их по случаю наступления праздников и т.д., что, в свою очередь, должно находиться в рамках Шариата. Если штаны были надеты без длинного верха, покрывающего бёдра, тогда это будет привлекать внимание. Когда женщина находится в штанах, а её верхняя одежда доходит до пояса, то это привлекает внимание. Когда же верхняя одежда – ниже пояса и покрывает бёдра, то это обычно не привлекает внимания, кроме отдельных случаев...

Необязательно должен существовать текст, упоминающий о ношении штанов в личной жизни женщины перед родственниками-немахрамами, что это есть табаррудж. Доказательств, приведённых выше, достаточно, чтобы понять реальность табарруджа, что это соответствует штанам и блузке, когда они одеваются без верхней одежды, покрывающей бёдра и т.д. По этой причине в ответе ранее было сказано: «Ношение штанов женщиной является табарруджем, поэтому недопустимо показываться в штанах перед родственниками-немахрамами, когда те приходят в гости (либо по случаю поздравления с праздником и т.д.)», конец цитаты. Ответ был направлен на ношение штанов или блузки отдельно, открыто, без того, чтобы сверху была верхняя накидка. Некоторым сёстрам данный ответ был не до конца понятен, что стало причиной возникновения дополнительных вопросов, и с целью внесения большей ясности последовал ещё один ответ: «Распространённый на сайте Хизба ответ относительно ношения штанов женщиной в своём доме перед родственниками-немахрамами и того, что это считается табарруджем, недопустимым перед данной категорией мужчин... Этот ответ связан с ношением только штанов отдельно, или штанов с блузкой, вследствие чего все штаны полностью получаются открытыми. В таком случае это считается табарруджем, и их ношение в доме перед родственниками-немахрамами, когда те приходят в гости (или, например, по поводу наступления праздников) – недопустимо. Если же поверх штанов имеется юбка, не привлекающая внимания, которая закрывает штаны или большую их часть, то это не считается табарруджем в её собственном доме перед родственниками-немахрамами, когда те приходят в гости (либо с целью поздравлений на праздники) и т.д.», конец цитаты.

Очевидно, исходя из содержания вопроса, что автор не был знаком с вышеупомянутым ответом.

Естественно, ответ касается одеяния внутри домов и не касается общественной жизни, потому как шариатское одеяние женщины в общественной жизни известно, а именно – оно должно соответствовать трём положениям: закрывать постыдные места (аврат), в нём не должно быть табарруджа, платье должно считаться шариатским джильбабом. Ранее по этому поводу мы уже давали разъяснения.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
22 Сафара 1436 х.
14.12.2014 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в Фейсбук

Главное меню