04
Сб, мая

Земли окрестности Ирака. Что полагается выплачивать неверным из ушрий земель

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресованный Абу Абдуллаху аль-Халяби

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Да наделит Аллах Вас благом и милостью… У меня есть два вопроса. Первый вопрос: известно, что халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, удержал земли Ирака и отказался разделить их между воинами; считается ли то, что сделал халиф Умар ибн аль-Хаттаб иджихадом, и, следовательно, кто-то может следовать другому шариатскому мнению, или это иджма ус-сахаба, и нельзя этому противоречить?

Второй вопрос: земли в Исламском Государстве не остаются свободными от хараджа и ушра. Харадж, как говорится в книге «Имущество в государстве Халифат», – это право мусульман, взимаемое с земли, которая была завоёвана у куффаров с помощью применения силы или через мирный договор. Существует харадж приобретённый силой и приобретённый путём мирного договора, а также существует ушр. Харадж – это право мусульман, взимаемое с земли, и он является из раздела средств закята, который распределяется на категории людей, которые определил Шариат. А сам вопрос таков: земли, жители которых приняли Ислам, такие как Индонезия, – государство берёт (ушр) десятину с мусульман, а также берёт и у неверного, который владеет землёй. Но как называется то, что государство берёт у него? Обратите внимание, что это не подпадает под определение десятины или хараджа… И извините, если я как-то обременил Вас. Заранее благодарен за ответ.

Ответ:

Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху!

Ваш вопрос состоит из двух частей.

Ответ на первую часть вопроса: то, что сделал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, удержав земли окрестностей Ирака и сделав их имуществом казны (Байт уль-Маль), не разделив эти земли между воинами, не является иджма – единодушием сподвижников. Наоборот, это иджтихад, усмотрение Умара, да будет доволен им Аллах, и это было одобрено многими сподвижниками, и его доказательства были сильны, а мусульмане последовали за мнением Умара, да будет Аллах доволен им...

Что касается земель, которые были завоёваны силой, то существует два положения: либо имам делит их, как это сделал Пророк ﷺ с землёй Хайбара, либо имам удерживает эти земли и не раздаёт мусульманам, как позже это сделал Умар, да будет доволен им Аллах, с землями Ирака. Имам делает что-то из этих двух положений. Он выбирает то, в чём видит интерес мусульман. В книге «Личность», во второй её части, на странице 244–245 говорится: «...Таким образом, имаму решать, что делать с землями, завоёванными силой. Если он хочет, то может разделить, как разделил посланник Аллаха ﷺ земли Хайбара. А если он захочет, то может оставить земли закреплёнными за их владельцами и наложить на них харадж в качестве добычи (фай) мусульман, как поступил Умар с землями Ирака, Шама и Египта. Он может поступать в соответствии с тем, в чём он видит пользу для мусульман».

Ответ на вторую часть вопроса: что касается налоговых обязательств, налагаемых на неверных в десятинной земле, то они не могут быть ушром, потому что ушр является закятом. А неверный не обязан платить закят, ведь от него не принимается закят, а земли не могут оставаться без функции ушра или хараджа. А так как неверный не обязан платить ушр, то остаётся только харадж, и государство распределяет эти деньги так же, как и деньги хараджа.

Однако почему мы сказали, что земли не должны оставаться свободными от ушра или хараджа? Мы сказали это потому, что доказательства законов относительно сельскохозяйственных земель в Шариате – следующие:

1. Общие доказательства, касающееся всех земель. Они обязывают мусульманина платить закят: ушр или половину ушра... «С земли, орошаемой реками и дождём, выплачивается ушр, а с земли, орошаемой искусственным способом – половина ушра». Так же – и другие доказательства.

2. После завоеваний возникла новая проблема касательно земель, которые были выведены из общего текста, и для них был установлен харадж.

Абу Убайда передаёт: «Посланник Аллаха ﷺ решил касательно жителей Бахрейна, принявших Ислам, что они сохранили свои жизни и имущество, кроме земли. Эта земля является трофеем мусульман, потому что эти люди отказывались от принятия Ислама». Также Умар (р.а.) вынес решение о земле ас-Савад, сказав: «Я решил оставить земли у их крестьян и установить на эти земли харадж…».

3. Таким образом, со всех земель в Дар уль-Ислам выплачивается закят, и только определённый тип земли облагается хараджем.

4. Общий закон сохраняет своё общее указание: «Со всякой земли в Дар уль-Ислам мусульманин выплачивает закят», – согласно положениям Шариата. Из этого общего закона исключается то, что выделено другим текстом – «Хараджий земля».

5. Вышесказанное касалось норм земель с сельскохозяйственным назначением. И если нет текстов касательно земель харадж, то хукм остаётся следующим: владелец земли, мусульманин, выплачивает закят в соответствии имеющимся текстам Шариата.

6. Таким образом, положения земель в Исламе делится на следующие два вида: либо они считаются землями ушр, либо харадж. Они не могут быть полностью свободны от этих двух положений: с них выплачивается ушр, или половина ушра, если условия соответствуют ушр условиям, или выплачивается харадж, если они отвечают условиям хараджа.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
08 Раджаба 1436
27.04.2015

Главное меню