04
Сб, мая

Увеличивается ли и уменьшается ли иман – вера?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресованный аль-Васикъу Би-насри-Ллях (уверенному в помощи Аллаха)

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Я бы хотел, чтобы Вы ответили на вопрос: иман увеличивается и уменьшается? И хочу добавить к этому ещё один вопрос связанный с ним: иман одного верующего отличается ли от имана другого?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

1. Вера – это решительное утверждение, которое соответствует реальной действительности и имеет доказательства, а решительное утверждение означает наличие твёрдого убеждения, которое не несёт в себе никакого сомнения и колебания. Это лексическое значение слова «вера» (или решительного утверждения). Соответствие реальной действительности означает, что воспринимаемые факты соответствуют и не противоречат вере, и то, что утверждение является решительным и соответствует реальной действительности, основываясь на правильных доказательствах в независимости от того, являются ли эти доказательства разумными или передаваемыми: разумные доказательства, достигнутые в результате разумного исследования ощутимой реальности, например, исследования ощутимых творений для использования их в качестве доказательств существования их Творца, Всевышнего Аллаха, или исследование слов Аллаха – Корана – для обоснования того, что Коран является словом Всемогущего Аллаха, а не словом человека, а затем – для обоснования того, что Мухаммад ﷺ пришёл с этим словом Аллаха, что он – Посланник Аллаха ﷺ; передаваемые доказательства, то есть переданные категоричным путём от Всевышнего Аллаха в священной книге – Коран – или Его Посланником ﷺ в его достоверных хадисах, например, вера в ангелов, книги, пророков, день суда, а также вера в судьбу и предначертание, исходящих – как хорошее, так и плохое – от Всевышнего Аллаха. Аллах Всемогущий говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلالا بَعِيدًا ١٣٦

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (04:136).

В хадисе, переданном у Муслима, Абдуллах ибн Умар говорит: «Рассказал мне мой отец Умар ибн аль-Хаттаб, который сказал: «(Однажды,) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха ﷺ, к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-чёрными волосами… и сказал: «О Мухаммад… А теперь поведай мне о вере». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «(Суть веры заключается в том,) чтобы ты веровал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) веровал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного...». Затем (Посланник Аллаха ﷺ) спросил меня: «О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?». Я сказал: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «Поистине, это – Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии!»»». Этот хадис передали Ахмад и Муслим.

2. Это и есть вера, которая (в этом смысле) является противоположностью неверия, и неверующий, безусловно, является кяфиром. Не бывает полуверующего или полуневерующего.

Всевышний говорит о вере и неверии:

إِنَّ اللَّهَ لا يَسْتَحْيِي أَنْ يَضْرِبَ مَثَلا مَا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِنْ رَبِّهِمْ وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُوا فَيَقُولُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَذَا مَثَلا

«Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него. Те, которые уверовали, знают, что это – истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?..»» (02:26).

Также Он говорит:

إِنَّ الَّذِينَ اشْتَرَوُا الْكُفْرَ بِالإيمَانِ لَنْ يَضُرُّوا اللَّهَ شَيْئًا وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ١٧٧

«Те, которые купили неверие за веру, не причинят никакого вреда Аллаху, и им уготованы мучительные страдания» (03:177).

Также Всевышний Аллах говорит:

وَلَكِنِ اخْتَلَفُوا فَمِنْهُمْ مَنْ آمَنَ وَمِنْهُمْ مَنْ كَفَرَ

«…Однако они разошлись во мнениях: одни из них уверовали, а другие не уверовали…» (02:253).

3. Вера в этом смысле, о котором мы говорили (решительное утверждение, которое соответствует реальной действительности и имеет доказательства), не увеличивается и не уменьшается, потому что это – решительное утверждение, которое должно быть только полным. Не может быть веры на 90%, а затем она увеличивается до 95% (или до 100%), как и не может быть, чтобы вера в 100% уменьшилась до 95% (или 90%), потому что это снижение означает, что утверждение – не решительное, в нём есть сомнения и колебания, и тогда это не будет верой, а будет неверием.

4. Чтобы вопрос был более ясным, мы говорим:

«Увеличение» и «уменьшение» являются общими словами в арабском языке, они означают незначительное увеличение и уменьшение, то есть изменение в размере, объёме и формате, а также используются в смысле силы и слабости, и только къарина (контекст), определяет, какой смысл под ними подразумевается. А если слова «увеличение» и «уменьшение» использовать применительно к вере (иману), то эти слова будут использоваться со значением «сильный» и «слабый», потому что решительное утверждение не может быть «поменьше» или «побольше», и именно так понимаются следующие аяты:

الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُوا لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَانًا وَقَالُوا حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ ١٧٣

«Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!»» (03:173),

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ ٢

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (08:02),

وَلَمَّا رَأَى الْمُؤْمِنُونَ الأحْزَابَ قَالُوا هَذَا مَا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَصَدَقَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَمَا زَادَهُمْ إِلا إِيمَانًا وَتَسْلِيمًا ٢٢

«Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность» (33:22).

Это означает, что вера мусульман укрепилась, усилилась, стала ещё сильнее в связи с этими событиями, о которых Всевышний Аллах разъясняет в предыдущих аятах. Другими словами, иман, вера увеличивается и уменьшается в повиновении, в смиренности перед законами Шариата из-за богобоязненности, и в джихаде на Его пути... Дело в том, что вера в том смысле, который мы уже разъяснили – решительное утверждение, которое соответствует реальной действительности и имеет доказательства, – не может немножко уменьшаться или немножко увеличиваться, ибо иначе это не будет решительным утверждением, а будет нерешительным, сомнительным и колеблющимся. А в таком случае эта «вера» станет неверием.

Стоит отметить, что у слова «иман», когда оно используется без къарины, смысл – именно тот, который мы упомянули выше, а когда оно используется в другом смысле, то его смысл определяется используемой къариной, например:

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ

«…Аллах никогда не даст пропасть вашей вере…» (02:143).

Здесь слово «вера» означает ваши молитвы, потому что после того, как поменялась къибла мусульман, был ниспослан аят:

وَمَا جَعَلْنَا الْقِبْلَةَ الَّتِي كُنْتَ عَلَيْهَا إِلا لِنَعْلَمَ مَنْ يَتَّبِعُ الرَّسُولَ مِمَّنْ يَنْقَلِبُ عَلَى عَقِبَيْهِ وَإِنْ كَانَتْ لَكَبِيرَةً إِلا عَلَى الَّذِينَ هَدَى اللَّهُ وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ ١٤٣

«…Мы назначили къиблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повёл прямым путём. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (02:143).

Аят был ниспослан для того, чтобы успокоить мусульман и заверить их, что их предыдущие молитвы, которые они совершали в сторону первой къиблы, являются правильными, принятыми, и за них они получат вознаграждение. Или, например, хадис Посланника Аллаха ﷺ, который приводит ан-Насаи от Абу Хурайры, сказав: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вера (иман) имеет семьдесят с лишним ветвей, самая лучшая из них – это слова «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), а самая малая ветвь – это удаление с дороги всего, что мешает людям, и стыдливость – это также одна из ветвей Веры»».

Всем известно, что удаление с дороги всего, что мешает людям, не делает человека неверующим, поэтому слово «вера» здесь означает повиновение Аллаху в целом.

Мы просим Аллаха, чтобы Он успокоил наши сердца верой, чтобы мы придерживались в наших словах и наших делах законов Ислама. Мы просим Его, чтобы Он объединил нас в последующей жизни с теми, кто пребывает в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с пророками, праведниками, погибшими в битве за веру и благочестивыми мужами. И сколь прекрасны они как товарищи!


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
18 Шаъбан 1434
27.06.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»

Главное меню