Адресован: Ahmad Nadhif [видео]
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! В книге «Облегчение в основах тафсира» приводится следующее:
«…или же доказательство было передаваемым (накълий), т.е. происходило путём однозначного в своём смысле сообщения от Всевышнего Аллаха в Благородном Коране, либо от Его Посланника ﷺ в хадисе-мутаватир, как, например, вера в сокрытое, вера в ангелов, ниспосланные прежде книги, пророков до Пророка Мухаммада ﷺ, Судный день и къадар (божественное предначертание, т.е. что всё хорошее и плохое, что случается с человеком, предначертано Аллахом). Всевышний Аллах сказал в суре «Женщины», 136 аят:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلالا بَعِيدًا ١٣٦
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и в Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и в Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (4:136).
И сказал Посланник Аллаха ﷺ в ответ на вопрос Джибриля (а.с.) об имане (вере) в хадисе: «Иман – это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, в Последний день и в то, что къадар – божественное предначертание – хорошее и плохое исходит от Аллаха»». Конец цитаты.
У меня следующий вопрос, в котором прошу Вашего разъяснения: если упомянутый вами хадис является мутаватир, на основе которого построена вера в къадар, то почему же в книге «Исламская личность», т.1, этот довод не приведён в вопросе исламской акъыды? Напротив, автор книги (да смилостивится над ним Аллах) говорит, что вера в вопрос къада и къадар построена на разумном доказательстве?
Да вознаградит Вас Аллах благом! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Прежде чем начать отвечать, я хотел бы обратить Ваше внимание на две вещи, в которых, на мой взгляд, у Вас возникло недопонимание. А именно: къадар, о котором говорится в аяте и в приведённом хадисе, и термин «къада и къадар». Это две разные темы, а не один вопрос, т.к. тема «къада и къадар», о которой Вы читали в книге «Система Ислама» и в книге «Исламская личность», отличается от темы къадар, приведённой в хадисе, о которой Вы спрашиваете.
А теперь перейдём непосредственно к ответу:
1 – Приводится в передаче у Муслима, что Посланник Аллаха ﷺ ответил на вопрос Джибриля (а.с.) об имане: «Иман – это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, в Последний день и в то, что къадар – божественное предначертание – хорошее и плохое исходит от Аллаха», – этот хадис не является мутаватир, это – хабар ахад, достоверный хадис (сахих). Однако вместе с этим применение этого хадиса как довода в теме, упомянутой Вами в книге «Облегчение в основах тафсира», является верным, т.к. хадис приведён в качестве доказательства того, во что необходимо верить, а не на тему вопроса, вера в который является обязательной. Это происходит потому, что требование уверовать в Ислам может идти посредством аята, хадиса от Пророка ﷺ и даже через послание (письмо), отправленное Посланником Аллаха ﷺ, т.к. он ﷺ отправлял послания со своими гонцами к королям и правителям с требованием принять Ислам…
2 – Однако при приведении довода на то, что вопрос къадар является доктринальным (частью акъыды) и что отрицающий его является неверным (кафиром), а также при утверждении того, что къадар является знанием Всевышнего Аллаха и что всё предписано испокон веков в Небесной Скрижали (Ляух уль-махфуз) – вот тогда необходимо опираться только на категоричные доказательства. В таком случае приводятся аяты с однозначным смыслом относительно вопроса къадар со значением «предписание» (такъдир), т.е. что нет ни одной вещи ни на земле, ни на небесах без того, чтобы Аллах не знал о ней в вечном знании, а также без того, чтобы это не было предопределено в Небесной Скрижали испокон веков… Из таких доказательств – слова Аллаха:
إِلا امْرَأَتَهُ قَدَّرْنَا إِنَّهَا لَمِنَ الْغَابِرِينَ ٦٠
«Кроме его жены. Мы решили, что она останется позади» (15:60).
В этом аяте слово къаддара (решили) идёт в значении «предписали (такъдир) испокон веков». И в аяте:
وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا ٣
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:3).
Значение слов «установил меру для каждой вещи» – предписал для каждой вещи срок и меру, т.е. испокон веков. И слова Всевышнего Аллаха:
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلانَا وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ ٥١
«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха»» (9:51).
Смысл аята заключается в том, что нас не постигнет ничего, кроме того, что предписал и предопределил нам Аллах испокон веков, и мы уповаем на Аллаха. И в словах Всевышнего Аллаха:
وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الأرْضِ وَلا طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلا أُمَمٌ أَمْثَالُكُمْ مَا فَرَّطْنَا فِي الْكِتَابِ مِنْ شَيْءٍ
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании» (6:38).
Смысл слов «являются подобными вам сообществами», т.е. подобными вам сообществами, которым Мы предопределили их удел (рызкъ), их жизненный срок (аджаль), их деяния так же, как и предопределили вам ваш удел, жизненный срок и деяния. Мы не оставили и не упустили в Небесной Скрижали (Ляух уль-махфуз) ничего. Аллах назвал Небесную Скрижаль Писанием, т.е. всё предписано в Небесной Скрижали – это является указанием (киная) на всеохватывающее знание Аллаха, т.е. нет ни одной вещи, о которой бы у Аллаха не было бы знания. И слова Аллаха:
قُلْ بَلَى وَرَبِّي لَتَأْتِيَنَّكُمْ عَالِمِ الْغَيْبِ لا يَعْزُبُ عَنْهُ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلا فِي الأرْضِ وَلا أَصْغَرُ مِنْ ذَلِكَ وَلا أَكْبَرُ إِلا فِي كِتَابٍ مُبِينٍ ٣
«Скажи: «Нет, клянусь моим Господом, Ведающим сокровенное! Он непременно наступит для вас. Ни на небесах, ни на земле не ускользнёт от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше её, или больше её. Все это есть в ясном Писании»» (34:3).
Т.е. всё предписано в Небесной Скрижали (Ляух уль-махфуз), что является указанием (киная) на всеобъемлющее знание Аллаха, доказательством чему служит этот аят.
3 – Стоит упомянуть, что къадар в этом значении, т.е. такъдир – предписание испокон веков, или предначертание в Небесной Скрижали, или знание Аллаха в том, что какое-либо дело произойдёт, не означает беспечность (самоуспокоенность – иттякаль) в знании Аллаха о том, что дело произойдёт, и не означает непринятие мер и средств для осуществления этого дела, или непринятие за создание причины и положения для достижения этого дела… Это происходит потому, что знание Аллаха о том, случится что-то или нет, неизвестно никому, а потому и невозможно знать, произойдёт оно или нет. Это выясняется только после того, как мы принимаемся за причины и положения для достижения этого дела и приступаем к его осуществлению. Только после этого для нас открывается действительность о том, произошло оно или нет. Таким образом, совершенно неверно полагаться (самоуспокаиваться, быть беспечным – иттикаль) на знание Аллаха и оставлять поступки. Этот вопрос однажды озадачил сподвижников Пророка ﷺ, однако он ﷺ разъяснил им его следующим образом: «Один человек спросил: «А разве мы не полагаемся, о Посланник Аллаха?». Он ﷺ ответил: «Нет. Напротив, работайте, т.к. всё облегчено». А затем прочитал аят:
فَأَمَّا مَنْ أَعْطَى وَاتَّقَى ٥
«Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен» (92:5)».
Это очевидно доказывает, что вера в къадар не означает полагание без действия (быть беспечным – иттикаль), т.к. къадар (предопределение) и писание, т.е. знание Аллаха, не открывается ни перед кем из творений. Так на что же полагаться?!
Именно поэтому Посланник Аллаха ﷺ ответил тому, кто спросил: «А разве мы не полагаемся? (иттикаль)». Он ﷺ ответил: «Нет», – т.е. запретил полагаться (проявлять беспечность) и даже добавил: «Работайте», – т.е. приказал ему работать. Таким образом, вера в къадар не означает «не работать».
Надеюсь, что данный ответ прояснил Вам тему о къадар.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»
07 шавваля 1436 г.х.
23.07.2015