С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Вопрос: Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение!
Есть два вопроса, если позволите, и пусть Аллах Вам поможет…
1. В книге «Исламская личность», 3-й том, нас стр. 82 говорится следующее: «Хадис мутаватир является категоричным, утверждённо передаваемым от Пророка ﷺ. Этот хадис предоставляет однозначное знание, и согласно ему необходимо вести свои дела во всём, всё равно, будь это сунна, передаваемая словами, делами или молчанием. К числу сунны мутаватир, передаваемой словами, относятся слова Посланника Аллаха ﷺ:
مَن كَذَب عليّ متعمداً فليتبوأ مقعده من النار
«Кто сознательно оболгал меня, тот пусть приготовится занять своё место в аду»».
К числу сунны мутаватир, переданной поступком, относятся пятикратные намазы, количество ракятов, а также то, что передано о способе совершения намаза, держания поста и выполнения хаджа.
Вопрос о сунне мутаватир, переданной поступком. Какова она? Она является категоричным сообщением о поступке Посланника Аллаха ﷺ? Или же она является категоричным видом поступков, которые совершали люди из поколения в поколение, начиная от времён Посланника Аллаха ﷺ вплоть до наших дней?
Некоторые исследователи вывели из т.н. «категоричных поступков» и «категоричных наследований» раздел внутри темы о мутаватир. Например, шейх Шаббир Ахмад аль-Усманий в предисловии к своей книге «Фатх аль-Мульхам» на стр. 18 говорит: «Третья часть: категоричность в поступках и категоричность в наследовании. Это означает поступки, которые необходимо выполнять во все века, начиная со времён Пророка ﷺ вплоть до наших дней, которые выполняет множество людей, и невозможно, чтобы они собрались до этого, дабы согласовать свои действия на лжи и ошибочности. К этому относится использование сивака при вуду, которое является сунной. Вера в то, что это (использование сивака при вуду) является сунной, является обязательным (фард), потому как эта сунна – мутаватир, переданная поступком, и отрицание этого является неверием (куфр)... К этому же относится пятикратный намаз, потому как мусульмане, так и немусульмане – никто не сомневается в том, что Пророк ﷺ проводил намаз вместе со своими сподвижниками каждый день и ночь в установленное для этих намазов время. Так же, как и он ﷺ, эти намазы проводили и последователи его религии каждый день. Сегодня никто не сомневается в том, что жители Синда (юго-вост. Пакистан) проводят свои намазы так же, как и жители Андалусии (Испании), что жители Армении проводят свои намазы так же, как и жители Йемена…».
Разве это и то, что мы называем «сунной мутаватир, переданной поступком», является одним и тем же? Или же это разные вещи? И если это разные вещи, то должны ли мы их воспринимать так, как их называют: «категоричный поступок»?
2. Исследователи из числа знатоков хадисов, такие как Ибн Хаджр, ан-Навави, ас-Суюти и прочие, разделили приемлемые хадисы на «достоверные (сахих) по своей сути» и «достоверные от иного», на «хорошие (хасан) по своей сути» и «хорошие от иного», в то время как мы ограничиваемся тем, что приводится в книгах «Исламская личность», том 1-й и 3-й, в определении того, что такое «сахих» и «хасан». Является ли это только лишь различием в терминологии при том, что есть согласие в понимании смыслов или названий? Или же есть различие и в понимании смыслов? Благослови Вас Аллах.
Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение.
1. Сунна мутаватир, всё равно, будь она выражена словом, поступком или утверждением слова или поступка, не может быть мутаватир, если она не дошла от Посланника Аллаха ﷺ категоричным путём. Высказывание о том, что поступки становятся мутаватир, если их совершали все люди во времена Посланника Аллаха ﷺ, все во времена табиинов и таби табиинов без того, чтобы они имели категоричное подтверждение того, что так поступал Посланник Аллаха ﷺ (или утверждал эти поступки), является неправильным. Поступок не может быть мутаватир, если он не был утверждён Посланником Аллаха ﷺ с наличием на то категоричной цепи передатчиков, которые подтвердили, что Посланник Аллаха ﷺ так поступал или утвердил этот поступок.
Те, кто так заявляет, говорят по предположению. Доказательством этому является то, что они упомянули о пяти обязательных намазах, и это утверждено от категоричной цепочки передатчиков от Посланника Аллаха ﷺ, а про сивак же говорится в достоверных (сахих) хадисах от Посланника Аллаха ﷺ. Закон категоричности этих хадисов опирается на цепочку передатчиков в них. Таким образом, если они дошли до нас по категоричной цепи передатчиков, то хадисы становятся категоричными (мутаватир), а если дошли до нас по цепи одного передатчика, то хадис не становится категоричным (мутаватир). Это значит, что вопрос упирается в цепь передатчиков от Посланника Аллаха ﷺ.
Что же касается их слов о том, что пятикратный намаз совершают в Синде, в Андалусии, в Йемене, в Армении, и нет противоречий в том, что этих намазов пять… то все эти аспекты не делают эти пять намазов мутаватиром, а делает их таким то, что передано от Посланника Аллаха ﷺ цепочкой мутаватир… Именно категоричность цепи передатчиков от Посланника Аллаха ﷺ делает их мутаватиром.
Таким образом, категоричность опирается на цепь передатчиков. Если цепь была мутаватир, то приобретается категоричность, а если цепь передатчиков была не мутаватир, тогда цепь изучается, и с хадисом поступают соответствующим образом. Как я и сказал выше, их заявление – предположительное, потому как они не в состоянии упомянуть ни одного примера, который бы не был утверждён от Посланника Аллаха ﷺ, но был бы утверждён и категоричен от поступков мусульман.
2. «Достоверные (сахих) по своей сути» и «достоверные от иного», «хорошие (хасан) по своей сути» и «хорошие от иного»… Этот вопрос нуждается в уроках по изучению. Я поясню его без того, чтобы вдаваться в различные мнения.
Достоверным (сахих) хадисом является тот, что передан от Посланника Аллаха ﷺ по цепочке справедливых передатчиков, с выдержкой точности достоверности, в которой нет слабости и неправильности. Этот хадис является достоверным или, как говорят, «достоверным (сахих) по своей сути». Его степень отличается этими качествами, на основании чего были собраны книги, такие как «Сахих» Бухари, Муслима, их условия и т.д.
Если была выявлена слабость в точности передачи с наличием условий, выставленных для хадисов категории «сахих», то хадис считается «хорошим (хасан) по своей сути».
Если были выявлены иные качества, подтверждающие этот хадис, то увеличивается его достоверность, и он называется «достоверный (сахих) от иного».
Если цепь передатчиков не отвечает условиям «сахих» и «хасан», то хадис определяется в категорию слабых (даиф) хадисов.
Если находятся иные слабые риваяты (версии) этого же хадиса, то на такой хадис некоторые говорят, что он «хороший (хасан) от иного».
Мы же не считаем, что слабый хадис вместе со слабым и ещё одним слабым образуют хороший (хасан)… напротив, мы считаем, что он так же остаётся слабым.
Такой категории, как «хороший (хасан) от иного», не было в первые времена в науке о хадисах. Первым, кто использовал этот оборот, как говорят некоторые источники, был имам Байхакъий в своих книгах, да помилует его Аллах.
Среди учёных есть те, кто согласились с использованием категории «хороший (хасан) от иного», т.е. с усилением слабого хадиса слабым хадисом, и есть те, кто не согласился с этим и посчитал, что данный хадис всё равно остаётся слабым, и это второе мнение выбрано нами, как уже было сказано выше.
Это не устанавливает иную классификацию хадисов, нежели та, о которой уже сказано в наших книгах, потому как хадис, о котором говорят «хороший (хасан) от иного», является слабым в цепи передатчиков, и, таким образом, «хороший (хасан) от иного» не является новым видом хадисов.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
Ответ взят со страницы амира в Фейсбуке.
26 Шавваля 1436 г.х.
11.08.2015 г.
Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир на вопросы, заданные ему на его странице в Фейсбуке «Фикх»