05
Вс, мая

Дозволяется ли женщине во время менструаций чтение Корана посредством интернета или мобильного телефона?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован: Raheeq Em Yousif

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух. Хочу спросить Вас о шариатском хукме, т.к. я нахожусь на распутье… Дозволено ли женщине во время менструаций читать Коран через интернет или мобильный телефон? Надеюсь на Ваш ответ, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Ответ на вопрос требует разъяснения трёх вещей: чтение Корана вслух, т.е. не с Книги (мусхаф); прикосновение к мусхафу (книге) и чтение из него; иметь при себе электронный носитель или мобильный телефон, в котором имеется программа или приложение с Кораном, позволяющее читать из него.

1 – Относительно чтения Корана вслух женщиной во время менструаций имеется разногласие среди учёных (факихов) – среди них есть те, кто сказал о запрете (харам), а есть и те, кто разрешил… Однако для меня наиболее сильным (раджих) в этом вопросе является запрет (харам). Вывел Хаким в своём сборнике «Аль-Мустадрак» от Сулеймана ибн Харба и Хафса ибн Амра ибн Мурры, что они передали от Абдуллаха ибн Саляма, который сказал: «Как-то я и ещё двое мужчин зашли к Али (р.а.), и Али сказал: «Посланник Аллаха ﷺ выполнял свои дела, читал Коран, и ел мясо… и ничего не препятствовало ему читать Коран, кроме джанабы (осквернённого состояния)»», – Хаким сказал, что хадис – с достоверной цепочкой, аз-Захаби сказал, что хадис – достоверный. Из этого хадиса очевидно понятно, что Посланник Аллаха ﷺ всегда читал Коран вслух, если только не находился в состоянии джунуба. Т.е. джунубу (человеку во время осквернённого состояния) не дозволено читать Коран, а всё, что распространяется на джунуба касательно чтения Корана, распространяется и на женщину во время менструации.

Таким образом, превалирующим (раджих) для меня является то, что женщине во время менструаций не дозволено читать Коран.

2 – Относительно же прикосновения к мусхафу (книге) джунубом и женщиной во время менструаций, то это не дозволено согласно словам Аллаха:

لا يَمَسُّهُ إِلا الْمُطَهَّرُونَ ٧٩

«К нему прикасаются только очищенные» (56:79), –

и согласно благородному хадису, выведенному Имамом Маликом в книге «Муватта» от Абдуллаха ибн Абу Бакра ибн Хазма, что «в письме, написанном Посланником Аллаха ﷺ Амру ибн Хазму было следующее: «И пусть не прикасается к Корану никто, кроме очищенного (тахир)»». И в другом риваяте Малика в «Муватта» с полным приведением имени Абдуллаха говорится: «От Абдуллаха ибн Абу Бакра ибн Мухаммада ибн Амра ибн Хазма…». Также вывел ат-Табарани в книгах «Аль-Кабир» и «Ас-Сагъир» по цепочке от Салима ибн Абдуллаха ибн Умара со словами: «Приводится от Сулеймана ибн Мусы, который сказал: «Я слышал, как Салим ибн Абдуллах ибн Умар рассказывал от своего отца, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме очищенного (тахир)»»».

Таким образом, превалирующим (раджих) для меня является то, что женщине во время менструаций не дозволено прикасаться к Корану и читать его.

3 – Относительно же вопроса: можно ли иметь при себе электронный носитель или мобильный телефон, в котором имеется программа или приложение с Кораном, позволяющее читать из него, – то прежде учёные изучали этот вопрос, с приведения которого я хотел бы начать. «Ношение мусхафа в сундуке или сумке», – учёные разошлись во мнениях относительно данного положения:

«Ханафиты и ханбалиты посчитали, что нет ничего плохого в том, чтобы джунуб или мухдис (не имеющий абдеста) переносил мусхаф посредством чего-либо, или в чём-либо, не являющимся частью самой книги (как переплёт). Это дозволяется потому, что он не прикасается к нему, а потому и запрет на него не распространяется, как, например, если человек (джунуб или мухдис) переносит Коран в своих вещах. Т.е. запрет касается прикосновения к мусхафу, а в данном положении прикосновения нет. Ханафиты сказали: «Даже если он станет нести Коран в обёртке, не приклеенной к нему, или в сумке и т.д., то это не порицается…». Маликиты и шафииты считают (а также в одном из риваятов от Имама Ахмада передаётся), что это действие не дозволено. Маликиты сказали: «Не дозволено джунубу переносить Коран, пусть даже на подушке, или на столике для чтения Корана, или даже в обёртке и т.д.». Также сказали и шафииты в наиболее сильном у них мнении: «Не дозволено переносить и прикасаться к сумке или сундуку, в котором имеется мусхаф, – т.е. в том положении, когда сумка или сундук предназначены специально для переноса мусхафа, однако не запрещается переносить сундук и прикасаться к нему, если он предназначен для вещей, среди которых есть и Коран»».

Очевидно, что в этом вопросе имеется разногласие среди учёных, однако наиболее сильным для меня является то, что джунубу дозволяется носить мобильный телефон, в котором имеется программа или приложение для чтения Корана, т.к. на приложение не распространяется положение о мусхафе. Это происходит в силу того, что реальность электронного накопителя (флешки) в телефоне отличается от книги, а также в телефоне присутствует множество и других приложений, кроме Корана, используемых для различных целей, а не только для чтения Корана. А потому на электронный носитель не распространяется положение касательно мусхафа. Однако отсюда исключаются два положения:

Первое – касательно включения программы Корана и появления текста Корана на экране: в данном положении на текст на экране распространяется хукм касательно мусхафа, т.к. имеется реальность написанного текста. А потому в данной ситуации запрещается прикасаться к экрану, не имея малого омовения (абдеста), т.к. это подобно написанному тексту на бумаге. Таким образом, если человек пожелает читать Коран с телефона, то ему необходимо находиться в состоянии малого омовения (абдеста), также не дозволяется переносить телефон без абдеста, если на экране открыт Коран.

Однако если на экране телефона не открыт текст Корана, то в таком положении джунубу дозволяется переносить (или иметь при себе) телефон с приложением (программой), позволяющим читать Коран, т.к. в таком положении телефон не имеет реальности мусхафа.

Второе – если в телефоне нет никаких приложений, кроме Корана, т.е. когда на экране постоянно открыт только текст Корана. Другими словами, когда телефон используется только для чтения Корана и ни для каких других целей, то в таком положении джунубу не дозволяется переносить его.

Это то, к чему я склонен в данном вопросе, а Аллах знает лучше.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
17 Зуль-хиджа 1436 х.
01.10.2015 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»

Главное меню