Адресован Abdülaziz Marouany
Вопрос: Ассаляму алейкум! Я из Туниса. Желаю купить автомобиль согласно дозволенной по Исламу сделке. Кое-кто мне подсказал компании, которые сдают автомобили в аренду на длительный срок с дальнейшим выкупом авто по завершению договора аренды. Речь идёт о присутствии двух договоров в одной сделке… Дозволено ли это? Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Договоры в Исламе ясны и легки, и один договор не переплетается с другим. А потому выполнение одного не опирается на выполнение другого, напротив, договор действует согласно условиям его заключения и правильности. Таким образом, реализация договоров легка, и она не нуждается в дополнительных вмешательствах, как и не приводит к проблемам – как это происходит в установленных человеком законах, будь то капиталистические, социалистические или другие…
Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать два договора в одной сделке, как, например, если сказать: «Я продаю тебе дом за такую-то сумму при условии, что ты купишь у меня и вот тот дом», – или сказать: «Я продаю тебе дом при условии, что ты продаёшь мне свой дом», – или: «…при условии, что ты выдашь за меня свою дочь». Все эти варианты неправильны, поскольку слова «продаю» – это один договор, а слова «при условии, что ты продаёшь» – второй договор, и они оба упомянуты в одной сделке, а это не дозволено согласно тому, что передал Ахмад от Абдуррахмана ибн Абдуллаха ибн Масъуда, а тот – от своего отца, который сказал:
نَهَى رَسُولُ اللهِ عَنْ صَفْقَتَيْنِ فِي صَفْقَةٍ وَاحِدَةٍ
«Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать две сделки в одной», –
т.е. два договора в одной сделке.
Таким образом, возвращаясь к нашему вопросу, – это два договора в одной сделке, а именно: договор аренды на определённый срок – 10 лет, к примеру, – а затем последует договор купли-продажи. Т.е., это – два договора в одном: договор аренды и договор купли-продажи в одной сделке, заключённой между владельцем авто и арендатором этого авто. Такая сделка, согласно вышеупомянутому хадису, запрещена.
Если Вы желаете решить этот вопрос, то согласуйте с владельцем автомобиля договор купли-продажи в рассрочку, где Вы выплатите ему вначале часть суммы, а оставшуюся сумму затем будете выплачивать ежемесячно до полной выплаты оговорённой изначально стоимости автомобиля. В этом случае автомобиль станет принадлежать Вам сразу по заключению договора купли-продажи, а сам договор будет носить характер договора купли-продажи в рассрочку, и это – абсолютно дозволенный вид договора при условии, если была заключена сделка купли-продажи наличными или в рассрочку изначально, и продавец и покупатель согласны с тем или иным видом выплаты оговорённой суммы. Всё это будет верным, потому что это – торг, по какой бы цене он ни был, а не продажа. А торг дозволен, поскольку Посланник Аллаха ﷺ торговался. Передаётся от Анаса ибн Малика, что «Посланник Аллаха ﷺ продавал подстилку и чашку, говоря: «Кто купит эту подстилку и чашку?». Один мужчина сказал: «Я беру их за дирхам». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Кто даст больше дирхама? Кто даст больше дирхама?», – и тогда ему дали за них два дирхама», – вывел ат-Тирмизи и сказал: хадис хасан; и продажа с аукциона – это торг по цене, на которой остановится сделка. Передаёт Ибн Маджа в «Сунан» от Сувейды ибн Къайса, который сказал: «Однажды я и Махрафа аль-Абди привезли ткани из Хаджара. К нам подошёл Посланник Аллаха ﷺ и начал вести торг с нами, чтобы купить штаны. А у нас был весовщик, который взвешивал за плату, и тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Весовщик, взвесь и надбавь»», – Албани посчитал хадис достоверным.
Таким образом, продажа в рассрочку дозволена, потому что она заключается в процессе торга по одной из двух цен. Это происходит в том случае, если имел место торг относительно цены на месте или в рассрочку, а затем была достигнута договорённость относительно только одной из них. Большинство исламских правоведов (факихов) сошлись на том, что разрешается продавать вещь за большую стоимость, чем стоимость покупки на месте, т.е. из-за отсрочки в выплате стоимости товара. Сообщается от Тавуса, аль-Хакама и Химада, что они сказали: «Нет ничего зазорного, если продавец скажет: «Я продам тебе (товар) за столько-то за наличные деньги, или за столько-то в долг». Любой выбор из этих двух вариантов будет законным для покупателя». Али ибн Абу Талиб (р.а.) сказал:
مَنْ سَاوَمَ بِثَمَنَيْنِ أَحَدُهُمَ عَاجِلٌ، وَالآخَرُ نَظْرَةٌ، فَلْيُسَمِّ أَحَدَهُمَ قَبْلَ الصَّفْقَةِ
«Кто ведёт торг с двумя ценами, первая – на месте, а вторая – на усмотрение (в рассрочку), то пусть назовёт одну из этих двух цен до заключения сделки».
Отсюда следует, что решением для Вас будет взять автомобиль в аренду или же купить его в рассрочку, как указано выше. Кто-то может сказать: в чём разница между покупкой в рассрочку и арендой с последующим выкупом в одной сделке? Ответ для него таков: разница – велика, и она состоит в дозволенности и запретности сделок. Всевышний Аллах лучше знает, в чём польза для людей, а в чём – вред, что исправит их положение, а что испортит:
أَلا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий?» (67:14).
А потому истина более достойна, чтобы следовать за ней. И только Всевышний Аллах наставляет на прямой путь.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
17 Рабиъ уль-авваль 1438 х.
16.12.2016г.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»