Ответ Хамиду Къашу
ВОПРОСЫ
Наш уважаемый амир, да хранит тебя Аллах и откроет твоими руками.
Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баратуху.
Первый вопрос: Передается, что Абдуллах ибн Зубайр, сказал: «Пришел человек из Хасаъма к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О, Посланник Аллаха! Поистине, мой отец дожил до Ислама, однако сейчас он уже очень стар и не может удержаться на верблюде… Так может, мне совершить хадж вместо него?» Пророк сказал: «Ты самый старший его сын?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Если бы у него был долг, и ты уплатил бы его вместо него, освободило бы это его от долга?» Он сказал: «Да». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Соверши же хадж вместо своего отца». (Хадис передает Ахмад и Насаи по смыслу).
Понимается ли из хадиса то, что совершение хаджа сыном за его отца является ваджибом, или это благочестие и благотворительность сына к отцу, учитывая то, что известно, что хадж является ваджибом для того, кто в состоянии материально и физически совершить его? И мы знаем, что тот, кто не может совершить хадж, нет на нем греха за невыполнение фарда.
Второй вопрос:
قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ (٧٨)
«Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» (36:78).
Разве слова (يُحْيِ الْعِظَامَ) «оживит кости» не являются маджазом (маджаз - иносказание, метафора; оборот речи, который состоит из переносных смыслов, на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения с чем-то), когда говорится о части, но имеется в виду все?
Пусть Аллах вознаградит вас и сохранит вас благом для великой исламской Уммы, и пусть Аллах одарит и поддержит вас победой.
А. Хамза
ОТВЕТЫ
Ва алейкум салам ва рахматуллахи ва баракатуху.
Ответ на ваш первый вопрос, мой дорогой брат:
По поводу хадиса, который ты привел от Юсуфа ибн Зубайра от Абдуллаха ибн Зубайр, который сказал: «Пришел человек из Хасаъма к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О, Посланник Аллаха! Поистине, мой отец дожил до Ислама, однако сейчас он уже очень стар и не может удержаться на верблюде… Так может, мне совершить хадж вместо него?» Пророк сказал: «Ты самый старший его сын?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Если бы у него был долг, и ты уплатил бы его вместо него, освободило бы это его от долга?» Он сказал: «Да». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Соверши же хадж вместо своего отца».
Хадис приводит также ан-Насаи, а Юсуф ибн аль-Зубайр приводит хадис со словами «ты самый старший его сын?», поэтому некоторые исследователи хадиса говорили по этому поводу. В остальном же хадис у всех исследователей является сахих. Есть также те, кто классифицируют сахих слова «его старший сын». Тем не менее, хадис передается без слов «его старший сын» от Ибн Аббаса
Приводит ибн Хиббан в сахихе от Сулеймана ибн Ясара: «Мне рассказал Абдулла ибн Аббас, что один человек, спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «О, Посланник Аллаха! Поистине, мой отец принял Ислам, уже очень старым и, если я закреплю его на моей верблюдице, боюсь, что я убью его, а если не закреплю, то он не удержится на ней. Так может, мне совершить хадж вместо него?» Пророк ﷺ сказал: «Если бы у него был долг, и ты уплатил бы его вместо него, освободило бы это его от долга?» Он сказал: «Да». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Соверши же хадж вместо своего отца».
Отсюда видно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, невозможность совершить хадж стариком, который не держится на верблюде, сделал это его долгом. То есть ему является ваджибом совершение хаджа, даже если он не может ездить верхом из-за его старости и слабости. Ученые фикха говорят о хадисе, принимая во внимание тот факт, что Аллах сделал совершение хаджа связанным с возможностями:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا (٩٧)
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (03:97).
Некоторые ученые отнесли хадис о старике к частному случаю, связанному только с тем спрашивающим парнем, чтобы хадис не противоречил с возможностью, о которой говорится в аяте. В другом же положении сын не обязан совершать хадж за своего отца, который не может совершить его, но может совершить его за отца как почитание и благотворительность родителям. Это на том основании, что этот хукм, является частным, относящимся только к спрашивающему. Подобно частному хукму для Абу Бурда в вопросе жертвоприношения молодой козой. Хадис передается у аль-Бухари, что аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «… Абу Бурда сказал: «О, Посланник Аллаха, у нас есть ещё маленькая козочка, которая для меня дороже двух овец. Может ли она послужить мне заменой?» Он сказал: «Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому!»
Маленькая козочка не принимается в жертвоприношении, однако этот случай частный и касался только Абу Бурда.
То, чему отдаю предпочтение я, это согласование хадиса с аятом, прежде чем сделать его частным, так как в основе законы являются обращением для всех людей, и никакой из законов нельзя делать частным, пока не будет текста, указывающего на частность, как в случае с Абу Бурда. В данном случае слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому!» Или если невозможно согласовать тексты, то тогда тоже вопрос остается частным…
Но в нашем вопросе, нет текста указывающего на частность, и также возможно найти согласие между двумя текстами и объединить аят с хадисом, тем, что хадж является ваджибом только, когда присутствует возможность выполнить физически и материально. Исключается из этого случай сына с отцом. То есть если сын может выполнить хадж, а отец не может, то сыну ваджиб совершить хадж за своего отца, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, посчитал хадж за отца в этом случае, как долг, который сыну ваджиб выплачивать за отца.
Таким образом, если ваш отец не может совершить хадж или он умер и не совершил его, и если вы в состоянии сделать хадж за вашего отца, то вы должны (ваджиб) совершить хадж за отца. Хадж, как долг отца, и выплатить его это долг сына, затем долог наследников, в соответствии с законами шариата в этом разделе.
Но если вы не в состоянии совершить сами или выплатить кому-то денег, чтобы он совершил за вашего отца, то Аллах не возлагает на раба то, что он не может сделать. Сделаете это когда сможете, с помощью Аллаха.
Ответ на ваш второй вопрос:
К метафоре «аль-маджаз» прибегают, только тогда, когда невозможно понять очевидное «аль-хакика» (аль-хакика – это выражение, используемое в первоначальном установленном значении), например:
يَجْعَلُونَ أَصَابِعَهُمْ فِي آذَانِهِمْ مِنَ الصَّوَاعِقِ حَذَرَ الْمَوْتِ (١٩)
«Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний» (2:19).
Слово «пальцами» является метафорой, то есть переносный смысл кончиков пальцев, потому что аль-хакика о пальцах, когда имеется в виду пальцы полностью, а пальцами невозможно заткнуть уши, можно только кончиками пальцев заткнуть уши.
Или, например:
وَدَخَلَ مَعَهُ السِّجْنَ فَتَيَانِ قَالَ أَحَدُهُمَا إِنِّي أَرَانِي أَعْصِرُ خَمْرًا
«Вместе с ним в темницу попали двое юношей. Один из них сказал: «Я видел, что выжимаю хамр» (12:36).
Слово «хамр» тут является маджазом винограда, потому что хамр (вино) не выжимается – это аль-хакика. То, что выжимается – это виноград, который используется для изготовления вина.
Если аль-хакика возможна, то к маджазу (метафоре) не прибегают, и слова Всевышнего:
وَضَرَبَ لَنَا مَثَلا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ (٧٨)
«Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» (36:78).
Аль-хакика здесь незатруднительна и возможна, поэтому к метафоре здесь не обращаются. Всемогущему Аллаху ничего не стоит оживить кости, поэтому мы сказали, что слово «оживит...» является аль-хакика, а не маджаз.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу Aр-Рашта.
Серия ответов ученого Шейха Ата ибн Халиля Абу ар-Рашта, амира Хизб ут-Тахрир на вопросы посетителей его страницы на Facebook