Адресован Абу Имрану
ВОПРОС:
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
В ответах на вопросы содержатся такие слова: «С ушрий земли, которая находится у неверного, выплачивается харадж, так как земля не остается без назначения. Ушр – это закят, а неверный не платит закят и, следовательно, если неверный обладает ушрий землей, он обязан выплачивать харадж».
Каково доказательство того, что земля не остается без назначения в том смысле, что с нее выплачивается закят (ушр) или харадж, хотя закят обязателен только в определенных видах и только в том случае, если есть нисаб? Таким образом, на ушрий земли, которые не засеиваются этими определенными видами, не распространяется ушр и харадж. Кроме того, харадж налагается на харджий землю, которая завоевана сражением, т.е. это земля, которую мусульмане получили в собственность.
ОТВЕТ:
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
Ваш вопрос касается доказательства о том, что земля не остается без назначения. То есть с нее выплачивается ушр или половина ушра в качестве закята согласно шариатским законам, либо с нее выплачивается харадж. Ответ на этот вопрос заключается в том, что доказательства, которые имеются о законах земли, определяют ее либо как ушрий землю, либо как хараджий. К числу этих доказательств относятся:
1. Общие доказательства касательно земли, которые обязывают мусульманина к выплате с земли закята ушр или половины ушра: «С земли, орошаемой реками и дождем, выплачивается ушр, а с земли, орошаемой искусственным способом – половина ушра», согласно шариатским законам, касающимся вида растений и их объема.
2. После завоеваний возникла новая проблема касательно земель, которые были выведены из общего текста, и для них был установлен харадж: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, решил касательно жителей Бахрейна, принявших Ислам, что они сохранили свои жизни и имущество, кроме земли. Эта земля является трофеем мусульман, потому что эти люди отказывались от принятия Ислама». Также Умар, да будет доволен им Аллах, вынес решение о земле Савад, сказав: «Я решил оставить земли у их крестьян и установить на эти земли харадж…».
3. Поэтому все земли в Дар-уль-Ислам облагаются закятом, за исключением определенного вида земли, на которую возлагается харадж.
4. Общий закон сохраняет свое общее указание «Со всякой земли в Дар-уль-Ислам мусульманин выплачивает закят», из этого общего закона исключается то, что выделено другим текстом «Хараджий земля».
5. Таковым является закон о сельскохозяйственных землях. Если бы не существовало текстов о хараджий земле, то оставался бы только общий закон, т.е. закят с земли, возлагаемый на ее владельца-мусульманина, согласно имеющимся шариатским текстам. Существуют лишь законы, согласно которым с земли выплачивается либо закят либо харадж, и это общие законы, которые распространяются на все земли.
6. Из этих доказательств мы вывели, что земля не остается без назначения.
Касательно вашего вопроса о том, установил ли Посланник, мир ему и благословение Аллаха, харадж обязательным для неверных, которые обладали ушрий землей, то насколько я знаю, об этом нет достоверных сообщений. Приведенные выше доказательства достаточны для того, чтобы познать выведенный нами шариатский закон, а именно: для нас наиболее верным является то, что, если зиммии обладают ушрий землей, то с нее они должны выплачивать харадж, потому что закят, согласно шариатским доказательствам является обязательным для мусульманина.
При этом, если вы знаете что-либо по этому вопросу, можете прислать мне на рассмотрение, в чем я буду благодарен вам.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
05 Шаъбан 1434г.х.
14.06.2013г.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.