Адресован Moomen Alharby
ВОПРОС:
Ас-саляму алейкум!
Каков хукм в отношении того, у кого есть участок сельскохозяйственной земли, и он его не обрабатывает, учитывая, что система посева у нас это арендованная у государства земля, либо же земля должна быть в собственности? Вопрос в дозволенности этого, если вода и семена обеспечены, а тот, кто берет землю, заботится о почве, посеве, урожае за долю со всего полученного, возможно четверть, треть или половина. Прошу ответить, да вознаградит вас Аллах за это Раем и прохладой глаз в установлении Халифата.
ОТВЕТ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!
Твой вопрос об аренде земли (музараъа)…
Мой брат, музараъа – это «аренда земли для посева», т.е. это когда ты отдаешь свою землю, свободную от деревьев и т.д., для посева и обработки взамен на определенную сумму денег или долю урожая. Ученые разошлись относительно шариатского решения (хукм) в этом вопросе. Есть среди них те, кто дозволяет это с определенными условиями, и есть те, кто запрещает. Преобладающим же мнением для нас (сильным) в соответствии с доказательствами является то, что этот договор недействителен ни при каких обстоятельствах, неважно, является ли земля харадж или ушр.
Вот некоторые доказательства:
- Передает Абу Дауд от Рафиъ Ибн Худайж, который сказал: «Мы обрабатывали землю во время Посланника Аллаха ﷺ за издольщину, и он упомянул, что кто-то из его дядек пришел к нему и сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил нам дело, в котором была для нас польза, а подчинение Посланнику Аллаха ﷺ более полезно для нас». Он сказал: «И мы спросили: и что это за дело?» Он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто имеет землю, пусть засеет её сам или даст засеять брату, но ни в коем случае не сдает её в аренду за треть или четверть или за оговоренный продукт».
- Вывел Ибн Къудама в «аль-Мугъни», и передает Муслим и аш-Шафии с некоторыми расхождениями в передаче от Ибн Умара, который сказал: «Мы не видели в музараъа ничего плохого, пока не услышали Рафиъ Ибн Худайж, как он говорит: «Посланник Аллаха ﷺ запретил ее».
- Передал Муслим по пути Джабира: «Посланник Аллаха ﷺ запретил обрабатывать землю за издольщину», издольщина – это и есть аренда (музараъа).
- Передает аль-Бухари от Джабира, который сказал: «Люди сдавали землю в аренду за треть, четверть и половину урожая, и тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто имеет землю, пусть засеет её сам или подарит брату, а если не сделает этого, то пусть держит свою землю».
- Передает Абу Дауд от Зейд ибн Сабита, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил обрабатывать землю за издольщину. Я спросил: «А что значит издольщина?» Он ответил: «Когда ты берешь землю за треть, четверть или половину урожая».
- Вывел ан-Насаий и Муслим от Абу Саид аль-Худрий, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил мухакъаля», мухакъаля – аренда земли за пшеницу.
- В «Сунан» ан-Насаий от Асида бни Зухейр: «Посланник Аллаха ﷺ запретил сдавать землю в аренду. Мы спросили его: «О, Посланник Аллаха ﷺ, если сдадим её в аренду взамен на некую часть зерна?», – он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы сдавали в аренду взамен на солому», - он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы брали арендную плату только за долину малой речки вблизи водоема»,– он ответил: «Нет. Засей её или подари своему брату».
Это и есть преобладающие для нас доказательства. Мы это приняли, и в качестве ответа даем то, что является преобладающим у нас, т.к. среди ученых есть те, кто дозволяет музараъа с определенными условиями, в соответствии со своими доказательствами.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
06 Шаъбан 1434г.х.
15.06.2013г.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке