Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Дорогой наш шейх! Да хранит Вас Аллах от всякого зла и обрадует победой в скором времени!
Некий человек должен крупную сумму денег продавцам. Другой человек предложил ему, что переговорит с продавцами и спешно погасит этот долг из собственного кармана. Однако взамен на это продавцы должны будут снизить для него сумму долга. Затем эта разница будет распределена между посредником и должником. Дозволено ли это?
Ответ:
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Из Вашего вопроса я понял, что Вы должны этим продавцам и что посредник хочет помочь Вам погасить Ваш долг. Однако он говорит, что договорится с продавцами, чтобы те снизили сумму долга, и взамен этого он получит часть этой разницы. Например, если долг составляет 10000, он договорится с продавцами, чтобы они сократили долг до 8000. Затем он возьмёт с Вас 1000, т.е. половину разницы, взамен на то, что погасил Ваш долг. Иными словами, он гарантирует, что погасит Вам Ваш долг взамен на получение определённой части в процентах из той разницы, которую выиграют он и должник.
Если я правильно понял вопрос, то сделка не дозволена, поскольку реальность сделки указывает на то, что это — гарантия, т.е. посредник гарантировал, что погасит Ваш долг. Гарантия в Исламе имеет условия, и одним из них является то, что гарантия не имеет компенсации. Что касается вашей сделки, то посредник гарантировал погашение Вашего долга взамен на получение компенсации, а это не дозволено. Согласно Шариату, гарантия — это присоединение ответственности к ответственности, и это касается только долга. Ясно и то, что есть гарантирующее лицо, гарантируемое и тот, кому даётся гарантия, а также ясно, что гарантия осуществляется без компенсации. Доказательством тому служит хадис, переданный Абу Даудом от Джабира, который сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، لَا يُصَلِّي عَلَى رَجُلٍ مَاتَ وَعَلَيْهِ دَيْنٌ فَأُتِيَ بِمَيِّتٍ فَقَالَ أَعَلَيْهِ دَيْنٌ قَالُوا نَعَمْ دِينَارَانِ قَالَ صَلُّوا عَلَى صَاحِبِكُمْ فَقَالَ أَبُو قَتَادَةَ الْأَنْصَارِيُّ هُمَا عَلَيَّ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ فَصَلَّى عَلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلَمَّا فَتَحَ اللَّهُ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ أَنَا أَوْلَى بِكُلِّ مُؤْمِنٍ مِنْ نَفْسِهِ فَمَنْ تَرَكَ دَيْنًا فَعَلَيَّ قَضَاؤُهُ وَمَنْ تَرَكَ مَالًا فَلِوَرَثَتِهِ
«Посланник Аллаха ﷺ не совершал погребальную молитву над теми, у кого остался долг. Однажды его попросили совершить погребальную молитву над неким человеком. Он спросил: «На нём есть долг?». Ему ответили: «Да, два динара». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Совершите сами молитву над своим другом». Абу Катада аль-Ансари сказал: «Я беру его долг на себя». После этого Посланник Аллаха ﷺ совершил над ним молитву. Затем, когда того пожелал Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я — первый, кто должен помогать верующим. Кто оставляет за собою долг, то он — на мне. Кто же оставляет имущество, то оно принадлежит его наследникам».
Из хадиса ясно, что Абу Катада присоединил свою ответственность к ответственности покойного должника в деле соблюдения имущественной обязанности. Также ясно то, что есть гарантирующее лицо, гарантируемое и тот, кому даётся гарантия, и что данная гарантия выполняется без компенсации. Хадис включает в себя условия гарантии и условия заключения такой сделки.
Таким образом, гарантия посредника о выплате Вашего долга и вид договорённостей с заимодателями — это дозволено, но без компенсации для посредника.
Повторяясь, я скажу, что если я правильно понял вопрос, то ответ изложен выше. Если же я чего-то не понял в вопросе, то опишите детальней свой вопрос, и я снова отвечу Вам, с дозволения Аллаха.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
2 Джумада аль-уля 1439 г.х.
19.01.2018 г.