08
Ср, мая

Ответ на вопрос относительно недействительного (батыль) и неправильного (фасид) никяха

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован Фарху Фархату

Вопрос:

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Да хранит Вас Аллах, дорогой наш амир.

Мой вопрос заключается в следующем: какая разница между условиями правильности и условиями заключения брака? Как это влияет на бракосочетание, когда оно аннулируется (батыль) и когда бывает испорченным (фасид)? Да вознаградит Вас Аллах благом и дарует победу над врагами.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1 — Мы уже детально разъяснили этот вопрос в книге «Социальная система Ислама»:

«Брак заключается путём шариатского предложения и принятия (согласия). Предложение — это первая речь, которая исходит от одного из двух договаривающихся сторон. Принятие — это вторая речь другой договаривающейся стороны… Для заключения брака имеется четыре условия:

1. Единство места предложения и принятия таким образом, чтобы место, откуда исходило предложение, было тем же местом, где последовало принятие. Это в том случае, когда обе договаривающиеся стороны присутствуют в одном месте. Если же одна из сторон находится в одном городе, а другая — в другом, и одна из них написала письмо другой, предлагая супружество, и та сторона, которой написано это предложение, приняла его, то брак считается заключённым. Однако в этом положении ставится условием то, чтобы женщина прочитала письмо двум свидетелям или дала прочесть его им, либо она должна сказать им, что такой-то мужчина послал ей послание, в котором он желает жениться на ней, и в том же месте она берёт их в свидетели в том, что она вышла за него замуж.

2. Вторым условием заключения брака является то, чтобы каждый из двух договаривающихся сторон слышал и понимал речь другого, зная при этом, что этим выражением он желает заключения брака. Если он не узнал это, т. е. не услышал или не понял, как, например, если мужчина научил женщину произнести значение «я вышла за тебя замуж» на непонятном для неё языке, а она, не зная этого языка, сказала эти слова, которым он научил её, не понимая их и не зная, что целью сказанного ею является заключение брака, и он принял это, то брак не может считаться заключённым. Но если она знает, что целью того, что она говорит, является заключение брака, то брак будет правильным.

3. Непротиворечие принятию предложения, без различия в том, противоречит ли оно всему предложению или его части.

4. Четвёртым условием является допустимость по Шариату вступления в брак одной договаривающейся стороны с другой. Это означает, что женщина должна быть мусульманкой или китабийя, а мужчина должен быть мусульманином, и только.

Если договор соответствует этим четырём условиям, то заключение брака будет считаться действительным. Но если договор не соответствует хотя бы одному из этих условий, то брак не может быть заключён и считается недействительным в своей основе.

Для правильности брака необходимо также полное наличие условий правильности. Это три условия:

1. Женщина должна быть уместной для заключения с ней брака. Например, не дозволено жениться на двух сёстрах.

2. Брак может быть правильным лишь с опекуном. Женщина не может сама выдать себя замуж или выдать замуж другую женщину, как и не может поручить не своему опекуну выдать её замуж. Если она так поступает, то её брак будет неправильным.

3. Присутствие двух свидетелей-мусульман, которые должны быть совершеннолетними и находящимися в здравом уме. Они должны слышать речь двух договаривающихся сторон и понимать, что целью речи, с которой произошло предложение и принятие, является заключение брака.

Если договор соответствует этим условиям, то считается правильным, а если теряет хотя бы одно из этих условий, то считается фасид (испорченным)...». Затем мы привели доказательства этих условий. Следовательно, если не соблюдаются условия заключения никяха, то брак будет недействительным (батыль), если же не соблюдаются условия правильности никяха, то брак будет фасид.

2 — Чтобы определить разницу между фасад (испорченностью) и бутлян (недействительностью), нужно знать, что бутлян — это несоответствие приказу Законодателя с точки зрения его основы, т.е. сделка запрещена в основе, или условие, которое не соблюдается, нарушает основу действия, в отличие от фасада, который в основе соответствует приказу Законодателя, но, являясь неаннулирующим основу, он всё же противоречит приказу Законодателя. Невозможно наличие фасада в обрядах поклонения (ибадат), где любой фасад будет считаться аннулирующим, потому что все условия ибадатов касаются основ. Однако, фасад может встречаться во взаимоотношениях и договорах. Например, договор о продаже ещё нерождённого плода является батыль (недействительным), потому что это запрещено в основе, в отличие от торговли горожанина с жителем пустыни, в чём присутствует фасад, потому что он не знает цены продаваемой вещи; когда же он увидит цены, то может осуществить сделку или отклонить её. Также акционерная компания будет батыль в основе, поскольку партнёром не выступает физическое лицо, а это — одно из основных условий сделки. Если партнёры создали компанию в соответствии с шариатскими условиями, но обусловились, что одному из них будет принадлежать определённая сумма, такая компания будет фасид (испорченная), потому что оплошность — в описании, а не в основе, где оплатой должна быть доля в процентах от прибыли, а не определённая сумма. Отсюда компания становится фасид, но если они договорятся о доле каждого с прибыли, то уйдёт фасад и договор станет правильным.

Таким образом, в ибадатах нет никакой разницы между фасад и бутлян. Любой вид ибадата будет либо правильным, снимающим с человека долг, либо недействительным, не снимающим с человека долг. Однако бутлян отличается от фасада в имущественных договорах, где имеются обоюдные обязательства или переход имущества, например: договора торговли, аренды, сделка хаваля (передача долга), компаньонство и т.п.

Что касается никяха, то и батыль и фасид противоречат Шариату. Однако никях батыль аннулирован в основе, и запретными будут все истекающие из никяха последствия. Например, половая связь будет считаться прелюбодеянием, а ребёнок будет считаться авляду зина (незаконнорождённым); также нет места идде, нет права на махр и нет родственников по брачным узам. Такой никях недействителен в основе. Что касается никяха фасид, то здесь имеется несоответствие Шариату в условиях правильности, а не в условиях заключения договора. Поэтому, несмотря на грех, который ложится на них обоих, если они имели половую близость, то никях признаётся, как и все последующие нормы за ним. Однако если они не имели половой близости после никяха фасид, то нет места всем остальным нормам от никяха. Что касается этих самых норм, следующих за браком в том случае, когда произошла половая близость после фасид никяха, то сюда относится следующее:

— Махр. Он становится обязательным, даже после фасид никяха, если имела место половая близость. Сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

أَيُّمَا امْرَأَةٍ نَكَحَتْ بِغَيْرِ إِذْنِ وَلِيِّهَا فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ فَإِنْ دَخَلَ بِهَا فَلَهَا الْمَهْرُ بِمَا اسْتَحَلَّ مِنْ فَرْجِهَا

«Если женщина выходит замуж без согласия своего опекуна, то её никях недействителен. И если они имели половую близость, то ей причитается махр, так как он имел с ней половую близость…» (вывел Тирмизи и сказал: «Хадис — хасан»).

Посланник Аллаха ﷺ сказал, что махр причитается женщине, которая вступила в никях фасид, т.е. без согласия опекуна, с условием, что они имели половую близость. Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ привязал махр к половому контакту. В хадисе говорится: «И если они имели половую близость, то ей причитается махр, так как он имел с ней половую близость».

— Также после фасид никяха имеют место и другие нормы, если была половая связь. Однако тут имеется много деталей и разногласий с точки зрения фикха, как, например, в вопросе идды, родства, наследства и родства по брачным узам. Кто нуждается в этих деталях, тот может найти их в книгах по фикху.

Аллах знает лучше.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
15.02.2018

Серия ответов учёного, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы посетителей его страницы в «Facebook» «Фикхий»

Главное меню