02
Чт, мая

Ответ на вопрос относительно пластической хирургии

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован для Mourad Maalej

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх! Каково шариатское решение относительно пластической хирургии? Да вознаградит Вас Аллах благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

1. Если пластическая хирургия делается для излечения недуга, подобно хирургическому вмешательству при исправлении приобретённых нарушений в организме (в результате заболеваний, несчастных случаев, ожогов и так далее) или врождённых дефектов (лишние пальцы, перепончатая синдактилия), то в подобных случаях хирургия дозволена Шариатом. Доказательством служит хадис, в котором Арфаджа ибн Асъад рассказывает:

Версия, переданная имамом ат-Тирмизи:

أُصِيبَ أَنْفِي يَوْمَ الْكُلَابِ فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَاتَّخَذْتُ أَنْفًا مِنْ وَرِقٍ فَأَنْتَنَ عَلَيَّ فَأَمَرَنِي رَسُولُ اللَّهِ أَنْ أَتَّخِذَ أَنْفًا مِنْ ذَهَبٍ

«В сражении аль-Киляб, ещё в эпоху джахилии, я лишился своего носа и поставил себе нос из серебра, но он стал дурно пахнуть. Тогда Посланник Аллаха ﷺ велел мне поставить нос из золота».

Абу Иса сказал, что этот хадис — хасан гариб.

Версия, переданная имамом ан-Насаи:

أَنَّهُ أُصِيبَ أَنْفُهُ يَوْمَ الْكُلَابِ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، فَاتَّخَذَ أَنْفًا مِنْ وَرِقٍ فَأَنْتَنَ عَلَيْهِ فَأَمَرَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَتَّخِذَ أَنْفًا مِنْ ذَهَبٍ

«В сражении аль-Киляб, ещё в эпоху джахилии, он лишился своего носа и поставил себе нос из серебра, который стал дурно пахнуть. Тогда Посланник Аллаха ﷺ велел ему поставить нос из золота».

Альбани назвал этот хадис хасан (хорошим).

Из вышесказанного следует, что пластическая операция, которая делается для излечения недуга, дозволена Шариатом.

2. Если же целью пластической операции является не излечение, а лишь изменение, улучшение и пластика внешности, чтобы выглядеть лучше, то подобная операция запрещена Исламом. Доказательство этого заключается в следующем:

Передаётся от Алькъамы, что Абдуллах ибн Масъуд сказал:

Версия, переданная имамом Бухари:

لَعَنَ اللهُ الْوَاشِمَاتِ وَالْمُسْتَوْشِمَاتِ وَالْمُتَنَمِّصَاتِ وَالْمُتَفَلِّجَاتِ لِلْحُسْنِ الْمُغَيِّرَاتِ خَلْقَ اللهِ تَعَالَى

«Да проклянёт Аллах женщин, делающих татуировки и просящих делать их себе, просящих выщипывать себе брови, а также подпиливающих себе зубы (мутафаллиджат) для красоты и изменяющих творение Всевышнего Аллаха!».

Версия, переданная имамом Муслимом:

لَعَنَ اللهُ الْوَاشِمَاتِ وَالْمُسْتَوْشِمَاتِ وَالنَّامِصَاتِ وَالْمُتَنَمِّصَاتِ وَالْمُتَفَلِّجَاتِ لِلْحُسْنِ الْمُغَيِّرَاتِ خَلْقَ الله

«Да проклянёт Аллах женщин, делающих татуировки и просящих делать их себе, выщипывающих брови и просящих выщипать им их, а также подпиливающих себе зубы (мутафаллиджат) для красоты и изменяющих творение Аллаха!».

Из хадиса понимается, что подпиливающие себе зубы (мутафаллиджат) для красоты являются грешниками. Иллятом запрета служит уточнение «для красоты» (лиль-хусни), которое проходит в хадисе. Отсюда подпиливание зубов для красоты — харам, но если причина не в красоте, а в лечении, тогда это дозволено. В толковом словаре арабского языка Ибн Манзура «Лисан аль-араб» говорится: «Аль-Фаладж зубов — это искусственное образование промежутка между центральными и боковыми резцами, отличного от врождённого (естественного) их вида. Ат-Тафлидж — это попросить кого-то сделать ему этот промежуток между зубами». Мутафаллиджа — это та, которая подпилила зубы, чтобы уменьшить их и казаться моложе, преследуя цель выглядеть лучше и красивее, а не чтобы вылечить какую-то болезнь зубов. Подобное действие запрещено Исламом согласно хадису о том, что Пророк ﷺ проклял подпиливающих себе зубы для красоты женщин. Но если причина данного поступка — лечение, то это дозволено (халяль).

Комментируя слово «аль-мутафаллиджат», проходящее в хадисе Муслима, имам ан-Навави сказал:

«Под «подпиливающими» подразумеваются те, кто подпиливает (делает щель) между центральными и боковыми резцами. Подобным образом поступают пожилые женщины и те, кто приближается к этому возрасту, чтобы выглядеть моложе и красивее. Что же касается «подпиливающих (мутафаллиджат) себе зубы для красоты» женщин, то это о тех женщинах, которые делали подобное ради красоты. Это указывает, что запрет касается подпиливания, которое совершается ради красоты. Если же женщина нуждается в лечении, исправлении недостатка и тому подобного, то в этом нет ничего плохого. А Аллах знает лучше».

Итак, раз иллятом на запрет подпиливания зубов является «ради красоты», то операция, которая делается с целью излечения недуга, дозволена Шариатом. Но если человек не имеет природных недостатков и не нуждается в лечении недугов, то пластическая операция для красоты, улучшения внешности и омоложения запрещена Исламом.

Это то, к чему я пришёл в рассмотрении данного вопроса! Аллах знает лучше, и Он мудрее!


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
25 Раджаб 1439 г.х.
12.04.2018 г.

Серия ответов учёного, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы посетителей его страницы в «Facebook» «Фикхий»

Главное меню