30
Вт, апр

Закят и бумажные деньги

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: 1) Hisham Jaawan: «Если у меня имеется некая сумма денег, нужно ли мне сравнивать её с нисабом золота или серебра? Другими словами, меня интересует, как определить нисаб местной валюты?».

2) Mohammad Alissa: «Взимается ли закят с продажи недвижимости?».

3) Said Ghorzi: «Имеется ещё одна проблема: разрешено ли взаимодействие с бумажными деньгами, находящимися в обращении на сегодняшний день? Ведь, как известно, праведные предшественники не дозволяли иметь с ними дело, потому что они не соответствуют тому определению денег, которое дал Абу Бакр (р.а.). Сегодня для нас стала очевидна опасность бумажных денег из-за возникновения инфляций, которая является следствием подобных денег. Эти деньги исчезают сразу, если исчезает государство, в отличие от золота и серебра. Подтверждением тому является случай, когда в ХХ веке, несмотря на падение Османского государства, колонизаторы захватили всю валюту этого государства в таких странах, как Алжир, Тунис, Ливия, Марокко. Также один испанский исследователь отметил, что Исламская Уммы не сможет подняться с колен, если не будет следовать своему экономическому пути, а её экономика не преуспеет, если не будет золотого динара и серебряного дирхама».

4) Абу Ахмад: «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Выплачивается ли с бумажных денег закят, если они достигли стоимости нисаба золота или серебра? Если равняться на серебро, то его стоимость — 1000 иорданских динаров, а на нисаб с золота — 2500 иорданских динаров».

5) Айман Мухаммад Хамди: «Само понятие «средство платежа» (саманиййя) является разумной иллят (мотивом); исходя из этого, разве будет уместным использовать её при выведении законов Шариата?».

6) Ашраф Маджид Халиль Ибрахим: «Мы знаем, что при наличии 200 дирхамов и прохождении одного лунного года нужно выплатить 5 дирхамов, однако остаётся вопрос: этот закят снимается как закят с «ар-рикка» (отчеканенное серебро), или это нисаб закята с дирхамов (595 граммов серебра)?».

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Ваши вопросы связаны с одной темой, поэтому ответ на них будет общим.

1) Нисаб золота составляет двадцать динаров, что равняется 85 граммам золота, поскольку один динар равен 4,25 грамма золота, и если умножить на двадцать, то получится нисаб 85 грамм золота. Нисаб серебра — двести дирхамов, что равняется 595 граммам серебра, поскольку один дирхам весит 2,975 грамма серебра, и если умножить на двести, то получится нисаб 595 граммов серебра. Доказательством тому служит хадис, объяснение которому приводится в книге «Имущество в Государстве Халифат» от Абу Убайда, а он передаёт от Абдуллаха ибн Амра (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ فِي أَقَلَّ مِنْ عِشْرِينَ مِثْقَالاً مِنَ الذَّهَبِ وَلا فِي أَقَلَّ مِنْ مِائَتَيْ دِرْهَمٍ صَدَقَةٌ

«Нет закята с золота, если его меньше 20 мискалей, и нет закята с серебра, если его меньше 200 дирхамов».

Также приводит имам Бухари от Яхъи ибн Умара ибн Абу аль-Хасана, который слышал, как Абу Саид говорил:

لَيْسَ فِيمَا دُونَ خَمْسِ أَوَاقٍ صَدَقَةٌ

«Нет садака с того, что менее 5 окий».

Данный вес равен 200 дирхамам, потому что каждая окия равняется 40 дирхамам.

2) Если золото достигло нисаба — 85 граммов, или серебро достигло своего нисаба — 595 граммов, то закят с них нужно выплачивать лишь по прошествии одного лунного года с момента достижения нисаба, т.е. с того дня, когда золото или серебро достигли своего нисаба. Другими словами, пока не пройдёт целый год, закят платить необязательно, поскольку суть заключается в прошествии одного года по мусульманскому (лунному) календарю. Если имущество достигло нисаба 10 числа месяца Мухаррама, к примеру, то закят с этого имущества нужно будет выплачивать с 10 числа месяца Мухаррама следующего года по хиджре (мусульманскому лунному календарю). Доказательством тому служит сообщение, переданное Тирмизи от Ибн Умара:

مَنِ اسْتَفَادَ مَالًا فَلَا زَكَاةَ فِيهِ حَتَّى يَحُولَ عَلَيْهِ الحَوْلُ عِنْدَ رَبِّهِ

«Если кто-то приобретёт имущество, то закят не взимается с него, пока не пройдёт целый год с момента его приобретения».

Размер обязательного закята в золоте и серебре составляет одну сороковую часть, т.е. с нисаба серебра — 5 дирхамов (14,875 грамма серебра) и с нисаба золота — половину динара (2,125 грамма золота). Доказательством тому служит сообщение, переданное Ибн Маджой от Абдуллаха ибн Вакыда, от Ибн Умара и Аиши:

كَانَ يَأْخُذُ مِنْ كُلِّ عِشْرِينَ دِينَارًا فَصَاعِدًا نِصْفَ دِينَارٍ، وَمِنَ الْأَرْبَعِينَ دِينَارًا دِينَارًا

«Пророк ﷺ брал с каждых 20 динаров половину динара, и с каждых 40 — один динар».

Приводит Тирмизи от Али ибн Абу Талиба: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:

فَهَاتُوا صَدَقَةَ الرِّقَةِ: مِنْ كُلِّ أَرْبَعِينَ دِرْهَمًا دِرْهَمًا وَلَيْسَ فِي تِسْعِينَ وَمِائَةٍ شَيْءٌ فَإِذَا بَلَغَتْ مِائَتَيْنِ فَفِيهَا خَمْسَةُ دَرَاهِمَ

«Давайте милостыню с «ар-рикка» (отчеканенного серебра) — 1 дирхам с каждых 40 дирхамов, и если их количество меньше 190, то ничего не налагается, но если количество дирхамов станет 200, то взимается 5 дирхамов».

3) Как мы говорили ранее, закят нужно выплачивать с золота и с серебра, если они достигли нисаба и прошёл один целый год с момента достижения этого нисаба. Закят необходимо выплачивать со всей суммы, а не только с того, что превысило нисаб. Например, у кого набралось 170 граммов золота, и они находились при нём один год, то он выплачивает закят со 170 граммов, т.е. одну сороковую часть от 170 граммов, что равняется 4,25 грамма золота, т.е. он выплачивает целый динар. Нельзя выплачивать только с 85 граммов, превысивших нисаб, т.е. половину динара, а точнее — 2,125 грамма золота. Аналогично ситуация обстоит с серебром, с которого необходимо выплатить одну сороковую часть со всей суммы, если она достигла нисаба и пробыла у хозяина на руках целый год.

4) Закон закята относительно золота касается только чистого золота пробой в 24 карата. Так же и закон закята относительно серебра касается только чистого серебра. Если золото было смешано с чем-то другим или серебро было смешано с чем-то другим, то следует вычитать это, соответственно, из общего веса, чтобы определить, достигло ли нисаба золото или серебро, оставшееся после вычитания со смешанным веществом. Если у человека набралось 85 граммов золота пробой в 18 карат, то не считается, что у него набрался нисаб в золоте, поскольку размер чистого золота в его золоте меньше 85 грамм.

Закят сплава золота пробой в 24 карата отличается от закята такого же веса сплава золота пробой в 18 карат. При подсчёте нисаба считается только вес чистого золота. Нисаб пробы золота в 24 карата составляет 85 граммов, а нисаб пробы золота в 18 каратов — намного больше, чем 85 граммов, потому что одна четвёртая часть последней пробы золота (18 карат) состоит из вещества, которое не является золотом. Другими словами, доля золота в пробе в 18 карат составляет три четверти части золота в пробе 24 карат. И поэтому нисабом пробы золота в 18 карат будет одна целая часть и треть нисаба чистого золота — 113,33 грамма. И тот, кто владеет 85 граммами чистого золота, является тем, у кого набрался нисаб. И если оно пробудет у него целый год, то ему нужно выплатить с него закят в 2,5% от общего веса золота. Однако тот, кто владеет 85 граммами золота пробой в 18 карат, не является тем, у кого набрался нисаб, пока у него не наберётся 113,33 грамма золота пробой в 18 карат. И если оно пробудет у него целый год, то ему нужно выплатить 2,5% от общего веса золота. Как видно, в закяте значение имеет чистое золото.

5 — Закят — это обряд индивидуального поклонения. Он не обязателен в имуществе мусульманина, пока оно (его имущество) не достигнет нисаба. Если мужчина владеет 60 граммами золота, и его жена тоже владеет 60 граммами золота, то закят не возлагается ни на мужа, ни на жену, даже если имущество каждого из них в совокупности составило нисаб. И если имущество одного из них достигнет нисаба, тогда нужно выплачивать закят с имущества того, чьё имущество достигло нисаба. Например, если имущество мужа приумножилось и составило 120 граммов золота, то нужно выплачивать закят с этого его имущества. И к нему не прибавляется имущество его жены (60 граммов золота).

6 — Если закятное имущество представляет собой обязательные бумажные деньги или торговую продукцию (товары), то следует оценивать их одним из двух нисабов — либо нисабом золота, либо нисабом серебра. Если два нисаба разнятся друг от друга, как это обстоит в наше время, когда нисаб серебра в своей стоимости (цене) намного ниже, чем нисаб золота, то я отдаю предпочтение наименьшему из двух нисабов, т.е. нисабу серебра, потому что если у мусульманина набрался наименьший нисаб, то он входит в число тех, кто обязан выплачивать закят, и ему не разрешается ждать большего нисаба. Напротив, он должен отметить эту дату, когда он вошёл в число тех, кто обязан выплачивать закят, т.е. когда у него набрался нисаб, а затем, по прошествии одного года, выплатить закят, поскольку закят — это право бедных и нищих. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ

«Пожертвования предназначены для бедных и нищих…» (9:60),

وَالَّذِينَ فِي أَمْوَالِهِمْ حَقٌّ مَعْلُومٌ * لِلسَّائِلِ وَالْمَحْرُومِ

«Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (70:24).

Посланник Аллаха ﷺ сказал Муазу ибн Джабалю:

فَأَعْلِمْهُمْ أَنَّ اللَّهَ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ صَدَقَةً فِي أَمْوَالِهِمْ تُؤْخَذُ مِنْ أَغْنِيَائِهِمْ وَتُرَدُّ عَلَى فُقَرَائِهِمْ

«Сообщи им о том, что Аллах предписал им выплачивать милостыню из своего имущества. Эта милостыня должна взиматься у богатых среди них и выплачиваться беднякам среди них» (Бухари).

Следовательно, во внимание берётся интерес того, кто имеет право на закят. А поэтому нисаб определяется по минимальной стоимости, а точнее — по нисабу серебра.

(Таковым является моё мнение).

7) Что касается того, что с бумажных денег выплачивается закят, то причиной тому является шариатская иллят (мотив), выведенная из текстов. Шариатская иллят бывает четырёх видов, как об этом упомянуто в книге «Исламская личность», 3 том:

«При изучении шариатских текстов в Коране и Сунне становится ясным, что иллят бывает:

1) явной (сарахатан),

2) косвенной (дилялятан),

3) выведенной из текста (истинбатан),

4) сопоставленной (кыясан).

И нет указаний в шариатских текстах на другие виды помимо этих четырёх.

Тексты Корана и Сунны указывают на иллят:

— либо явно (сарахатан),

— либо косвенно (дилялятан), т.е. через выражения, языковую конструкцию, порядок построения самого текста,

— либо выведено (истинбатан), т.е. когда смысл одного или нескольких текстов указывает, что в сущности той или иной вещи присутствует иллят,

— либо сопоставлено (кыясан), т.е. когда иллят (отсутствующая в шариатских текстах и в Иджма ус-Сахаба) сопоставляется с другой иллят, которая присутствует в текстах Корана, Сунны и упоминается в Иджма ус-Сахаба. Причина, по которой неупомянутая иллят сравнивается с существующей иллят, заключается в наличии у той и у другой одной вещи, которая послужила основанием для Шариата рассматривать её как причину для появления хукма. Другими словами, иллят, которая не упоминается в текстах, имеет то, что в Шариате считается мотивом (иллят), из-за которого и появляется тот или иной хукм. Если взглянуть на сопоставленную иллят (кыясан), то увидим, что она имеет ту же причинность (ваджху аль-‘иллиййю), что и иллят, упомянутая в текстах».

Приведём примеры четырём видам иллят:

— явная иллят (сарахатан):

كُنْتُ نَهَيْتُكُمْ عَنِ ادِّخَارِ لُحُومِ الْأَضَاحِي لِأَجْلِ الدَّافَّةِ فَادَّخِرُوهَا

«Я запрещал вам запасать мясо жертвенных животных из-за бедности, так запасайтесь теперь!»,

إِنَّمَا جُعِلَ الِاسْتِئْذَانُ مِنْ أَجْلِ الْبَصَرِ

«Спрашивать разрешение для того, чтобы войти, было узаконено из-за взора».

Здесь на иллят указывают выражения «ли аджли» (لِأَجْلِ) и «мин аджли» (مِنْ أَجْلِ).

— Косвенная иллят (дилялятан):

а) при её определении используется посыл на акцентирование внимания и намёк (диляляту ат-танбих ва аль-има):

مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيِّتَةً فَهِيَ لَهُ

«Кто «оживил» (возделал) мёртвую землю, тому она и принадлежит».

مَلَكْتِ نَفْسَكِ فَاخْتَارِي

«Научилась самообладанию, тогда делай выбор!».

б) используется разъяснительное описание (муфхим васф), пригодное для мотивировки (таълиль):

اَلْقَاتِلُ لَا يَرِثُ

«Убийца не получает наследства».

Здесь Посланник Аллаха ﷺ вывел убийцу из числа наследников, так как слово «убийца» — это разъяснительное описание (муфхим васф).

فِي الْغَنَمِ السَّائِمَةِ زَكَاةٌ

«С пасущихся на пастбище овец взимается закят».

Посланник Аллаха ﷺ приказал выплачивать закят не с тех овец, которые кормятся у своего владельца, а с тех, которые пасутся на пастбищах. Выражение «пасущиеся на пастбище» (اَلسَّائِمَةُ) — это разъяснительное описание (муфхим васф).

أَيَنْقُصُ الرُّطَبُ إِذَا يَبِسَ؟ قَالُوا: نَعَمْ قَالَ: فَلا إِذًا

«А уменьшатся ли в весе свежие финики, если высохнут?».

Ему (Пророку ﷺ) ответили: «Да!». На что он сказал: «Тогда нет!».

Из хадиса становится понятно, что уменьшение веса, является иллят (мотивом) в запрете бартера свежих фиников на сухие, т.е. запрещено менять один к одному.

— Иллят, выведенная из текста (истинбатан):

Здесь имеется в виду положение, когда текст своей языковой конструкцией указывает на иллят, хотя она не упомянута в тексте ни явно (сарахатан), ни косвенно (дилялятан).

Приводится, что Умар ибн аль-Хаттаб спросил Посланника Аллаха ﷺ о поцелуе постящегося: портится ли у него пост? На что Посланник Аллаха ﷺ спросил в ответ:

أَرَأَيْتَ لَوْ تَمَضْمَضْتَ أَكَانَ ذَلِكَ يُفْسِدُ الصَّوْمَ؟ فَقَالَ: لَا ...

«Как ты думаешь, что будет, если ты, во время поста прополощешь рот? Испортит ли это твой пост?».

Умар ответил: «Нет!».

Из этого хадиса было выведено, что поцелуй не портит пост, как не портит пост и полоскание рта при условии, что это не послужит причиной для инзаля (попадания воды через глотку). Точно так же и поцелуй не портит пост, если только не послужит причиной для инзаля (выделения спермы). Основываясь на этом, была выведена иллят, которая указывала, когда портится пост, а это — инзаль. В данном случае подобная иллят (инзаль) будет называться «выведенной» (истинбатан).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (62:9).

Этот аят приводится для разъяснения хукмов пятничной молитвы и для разъяснения хукмов торговли. Если бы запрет на торговлю не имел иллят («отвлечение от пятничного намаза»), то торговля не была бы связана с хукмами пятничной молитвы. Далее, слова Всевышнего «оставьте торговлю» приходят в форме приказа, т.е. в виде запрета на её совершение, однако запрет в данном случае будет считаться категоричным, т.к. имеется къарина (посыла), говорящая о том, что после требования (таляб) упоминается запрет мубаха. К тому же обращение в аяте связано со спешкой на пятничный намаз, который, в свою очередь, является фардом. В связи с чем запрет на торговлю во время азана пятничного намаза становится категоричным запретом.

Из данного аята выведена иллят, запрещающая вести торговлю во время азана пятничного намаз. В данном случае суть иллят заключается в «отвлечении от намаза»; вот именно такой вид иллят называется выведенным (мустанбит). Что касается того или иного хукма, то он появляется только тогда, когда появляется сама иллят. Поэтому в данном случае торговать, арендовать или совершать любое другое дело, которое отвлекает от пятничного намаза во время азана, будет харамом на основе кыяса (суждения по аналогии).

— Сопоставленная иллят (кыясатан):

Когда в тексте имеется косвенная иллят (дилялятан), при этом между ней и основным хукмом будет влияющая (муассира) связь, то данную взаимосвязь можно использовать для выведения новой иллят. И этот новый вид будет называется «сопоставленная иллят (кыясатан)». Такая иллят будет использоваться в кыясе наравне с другими видами иллят (мотивами) для выведения новых хукмов. Следует ещё раз упомянуть, что влияющая (муассира) связь между косвенной иллят (дилялятан) и основным хукмом появится только тогда, когда косвенная иллят (дилялятан) будет разъяснительным описанием (муфхим васф) как для мотивировки (таълиль), так и для причинности (ваджху аль-‘илляиййя). Говоря иначе:

— когда косвенная иллят (дилялятан) имеет возможность разъяснить сущность самого описания (васф), т.е. пояснить, пригодно ли данное описание (васф) для мотивировки (таълиль), или нет;

— когда косвенная иллят (дилялятан) сможет разъяснить причину (сабаб), из-за которой описание (васф) стало считаться иллят (мотивом). Ведь именно причина определяет, существует или отсутствует влияющая (муассира) связь между иллят и хукмом, — подобное положение называется «ваджху аль-‘илляиййя» (причинность).

لَا يَقْضِي الْقَاضِي وَهُوَ غَضْبَانُ

«Судья не должен выносить решение в момент гнева».

«Гнев» — это разъяснительное описание (муфхим васф), упомянутое вместе с хукмом, в данном случае гнев является иллят.

Однако упомянутая иллят является косвенной (дилялятан). В данном случае ей будет «гнев», что, в свою очередь, может выступать в качестве описания, способного разъяснить (муфхим васф), что гнев влияет на судейство. Отсюда становится понятным, что имеется влияющая (муассира) взаимосвязь между косвенной иллят (дилялятан), т.е. «гневом», и основным хукмом, т.е. «запретом на судейство». Здесь в качестве влияющей (муассира) связи выступит «дезорганизация мышления», «возбуждённое состояние» и т.п. вещи. Поэтому любое новое описание, которое будет содержать в себе эту влияющую (муассира) связь, станет «васфом муфхимом» (разъяснительным описанием).

Например, чувство голода сопоставляется с иллят, имеющейся в тексте косвенным образом (дилялятан), из-за наличия у них обоих (голода и иллят) влияющей (муассира) связи, способной объединяет их между собой. Поэтому новое разъяснительное описание (муфхим васф) «голод» выступит в качестве сопоставленной (кыясатан) иллят. В результате всего сказанного: «гнев» будет косвенной (дилялятан) иллят, а «голод» — сопоставленной (кыясатан). Причиной тому послужит наличия у обоих («гнева» и «голода») влияющей связи, которая объединяет их.

Все упомянутые выше иллят являются шариатскими, т.к. они основываются на божественных текстах: либо явно (сарахатан), либо косвенно (дилялятан), либо выведены из текста (истинбатан), либо сопоставлены (кыясан). И ни одна из них не основывается на разуме. Поэтому, когда была выведена иллят относительно закята с бумажных денег и запрета на ростовщические операции при помощи них, она выводилась из шариатских текстов, а это говорит уже о том, что подобная иллят должна расцениваться как шариатская. В книге «Имущество в Государстве Халифат» касательно этого аспекта упомянуто следующее:

«Однако в силу того, что фидуциарные деньги были приняты как денежные знаки, которыми происходит расчёт за товары и услуги и на которые можно приобрести золото и серебро подобно остальным товарам, они приобрели функцию денег как меры стоимости и средства платежа, которая изначально содержалась в золоте и серебре, выраженном в динарах и дирхамах.

Тексты Шариата по поводу закята с золота и серебра делятся на два вида:

1) Доказательства, которые упоминают золото и серебро в качестве имён нарицательных («исм джинс»), обозначая конкретные виды металлов. В данных текстах эти слова являются «исм джамид», не поддающиеся мотивированию (иллят), а значит — и кыясу (суждение по аналогии). Поэтому закятом не облагаются другие виды металлов — железо, медь и т.д. Передал Абу Хурайра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَمَا مِنْ صَاحِبِ ذَهَبٍ وَلَا فِضَّةٍ، لَا يُؤَدِّي عَنْهَا حَقَّهَا، إِلاَّ إِذَا كَانَ يَوْمُ الْقِيَامَةِ، صُفِّحَتْ لَهُ صَفَائِحُ مِنْ نَارٍ

«Тому, кто обладает золотом или серебром и не выплачивает из своего имущества должного (закят), в Судный День приготовят огненные пластины...» (передали пять шейхов, кроме Тирмизи).

В данном хадисе слова «золото» и «серебро» являются «исм джамид», которые не мотивируются (иллят).

2) Доказательства, текст которых указывает на закят с золота и серебра с точки зрения их функции как меры стоимости и средства платежа. Из этой группы доказательства выводится иллят (мотив) — способность быть средством расчёта и обмена, согласно чему производится кыяс (суждение по аналогии) на фидуциарные бумажные деньги. И в силу того, что драгоценные металлы и такие бумажные деньги объединяет одна иллят (мотив), в отношении бумажных денег вступает в силу хукм закята с денег. Причём расчёт размера закята будет опираться на рыночную стоимость золота и серебра. Передаётся от Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذَا كَانَتْ لَك مِائَتَا دِرْهَمٍ، وَحَالَ عَلَيْهَا الْحَوْلُ، فَفِيهَا خَمْسَةُ دَرَاهِمَ، وَلَيْسَ عَلَيْكَ شَيْءٌ، يَعْنِي فِي الذَّهَبِ، حَتَّى يَكُونَ لَكَ عِشْرُونَ دِينَارًا، فَإِذَا كَانَ لَكَ عِشْرُونَ دِينَارًا، وَحَالَ عَلَيْهَا الْحَوْلُ، فَفِيهَا نِصْفُ دِينَارٍ

«С каждых 200 дирхамов — по 5 дирхамов, если прошёл год. Ты ничего не должен платить из золота, пока у тебя не будет 20 динаров. Если у тебя появится 20 динаров и пройдёт год, то ты должен выплатить половину динара» (Абу Дауд).

Передаётся от Али:

فِي كُلِّ عِشْرِينَ دِينَارًا نِصْفُ دِينَارٍ، وَفِي كُلِّ أَرْبَعِينَ دِينَارًا دِينَارٌ

«С каждых двадцати динаров — половина динара, и с каждых сорока — один динар».

Также передаётся от Али, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

فَهَاتُوا صَدَقَةَ الرِّقَّةِ، فِي كُلِّ أَرْبَعِينَ دِرْهَمًا دِرْهَمًا، وَلَيْسَ فِي تِسْعِينَ وَمِائَةٍ شَيْءٌ، فَإِذَا بَلَغَتْ مِائَتَيْنِ، فَفِيهَا خَمْسَةُ دَرَاهِمَ

«Давайте милостыню с «ар-рикка» (отчеканенного серебра) — 1 дирхам с каждых 40 дирхамов (т.е. 5 дирхамов с каждых 200 дирхамов), и если их количество меньше 190, то ничего не налагается» (передали Бухари и Ахмад).

Также передаётся от Абу Абдуррахмана аль-Ансарий в посланиях Пророка Аллаха ﷺ и Умара о закяте:

وَالْوَرِقُ لاَ يُؤْخَذُ مِنْهُ شَيْءٌ حَتَّى يَبْلُغَ مِائَتَيْ دِرْهَمٍ

«Ничего не взимается с «вирк» (серебро), пока его не станет 200 дирхамов» (Абу Убайд).

Все эти хадисы указывают на способность быть средством расчёта и обмена, потому что слова «ар-рикка», «вирк», «динар», «дирхам» вместе с картиной (посыл)

فِي كُلِّ أَرْبَعِينَ دِرْهَماً

«1 дирхам с каждых 40 дирхамов»

означают отчеканенное золото и серебро в виде монет, которые стали деньгами после чеканки. Использование в хадисах таких выражений указывает на обладание функциями денег, такими как мера стоимости и средства платежа, к чему в итоге привязываются многие законы — закят, дия, каффарат, отсечение руки вору и т.д.

В силу того, что фидуциарные деньги являются валютой со всеми её функциями — мера стоимости и средство платежа, — они подпадают под смысл хадисов, обязывающих выплату закята в золоте и серебре, как такие же денежные единицы. Таким образом, за фидуциарные деньги обязательна выплата закята так же, как обязательна выплата закята за золото и серебро, и расчёт закята производится исходя из стоимости в валюте золота и серебра. Кто имеет количество фидуциарных денег, эквивалентное стоимости 20 золотых динаров (85 граммов золота), что является нисабом золота, или стоимости 200 серебряных дирхамов (595 граммов серебра), и эта сумма сохранялась в течение года, тогда за это обязательно выплатить закят в размере 2,5 %».

Учитывая упомянутое выше, никак нельзя сказать, что «мера стоимости и средство платежа» являются разумной иллят, напротив, она является выведенной из шариатского текста (истинбатан), что является одной из вышеупомянутых четырёх шариатских иллят.

8) С товаров, предназначенных для торговли, взимается закят, и нет разницы, являются ли они недвижимостью, тканью, зерновыми культурами, овцами и т.д.; всё это уже было разъяснено нами в книге «Имущество в Государстве Халифат»:

«Торговые товары — это любое имущество кроме валюты, которое используется в торговле, продаётся или покупается ради извлечения прибыли, например, продукты питания, одежда, мебель, промтовары, скот, полезные ископаемые, земля, здания и всё остальное, что можно купить и продать.

Выплата закят обязательна за торговые товары, в чём не было разногласий среди сподвижников. От Самуры ибн Джундуба передаётся:

فَإِنَّ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كَانَ يَأْمُرُنَا أَنْ نُخْرِجَ الصَّدَقَةَ مِنَ الَّذِي نُعِدُّ لِلْبَيْعِ

«Посланник Аллаха ﷺ приказывал, чтобы мы отдавали закят из того, что мы подготовили к продаже» (Абу Дауд).

Абу Зарр передал, что Пророк ﷺ сказал:

وَفِي الْبُزِّ صَدَقَتُهُ

«Имеется закят за «аль-Базз» (передали Даракутний и Байхакый).

«Аль-Базз» — это одежда и ткани, которыми торгуют.

Передал Абу Убайд от Абу Амра ибн Хамаса, а тот — от своего отца: «Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо и сказал: «Хамас, выплати закят за свою собственность». Я сказал: «Я не имею ничего, кроме дрожжей и кожи». Он сказал: «Оцени это и выплати из этого закят».

Абдуррахман ибн Абдулькари сказал: «Я был назначен ответственным за Байт уль-Маль во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Когда приходило время выплаты пособий, Умар собирал имущество торговцев и подсчитывал его, независимо от того, находилось ли оно непосредственно перед ним или нет. Затем Умар взимал закят со всего подсчитанного им имущества из того, что находилось непосредственно перед ним» (Абу Убайд).

Передаётся от Ибн Умара, который сказал: «Имеется закят за «ар-Ракик» (рабы) и «аль-Базз» (одежда и ткани), которые предназначались для торговли».

Обязательность выплаты закята с торговых товаров передаётся от Умара и его сына (Ибн Умара), Ибн Аббаса, семи факихов: аль-Хасана, Джабира, Тавуса, ан-Нахаи, ас-Саврия, аль-Авзаия, Шафии, Ахмада, Абу Убайда, а также от «асхаб ар-рай» — Абу Ханифы и других».

Выплата закята с торговых товаров обязательна, если стоимость имущества достигает размера нисаба в золоте или серебре и хранится на протяжении года.

Если кто-либо начинает заниматься торговлей имуществом, стоимость которого меньше размера нисаба, а впоследствии к концу года его стоимость достигает размера нисаба, то с такого имущества не взимается закят, потому что оно не хранилось на протяжении года. Выплата закята станет обязательной тогда, когда пройдёт ровно год с момента достижения стоимостью имущества размера нисаба.

Если торговец начинает торговлю, обладая имуществом, стоимость которого превышает размер нисаба, как, например, если он вложил в торговлю 1000 динаров, а затем его торговля пошла хорошо и дала прибыль так, что к концу года его оборотный капитал достиг 3000 динаров, он обязан уплатить закят с 3000 динаров, а не с 1000 динаров, которые были у него изначально. Это так, потому что торговая прибыль (2000 динаров) появилась из изначально вложенного имущества».

Отсюда понимается, что с недвижимости, предназначенной для торговли, следует выплатить закят в соответствии с упомянутыми вещами.

9) Если твоё имущество достигло нисаба, то тебе следует сделать следующее:

— записать день, когда твоё имущество достигло нисаба, с учётом мусульманского лунного календаря,

— после того, как пройдёт полный лунный год, тебе следует проверить своё имущество, есть у тебя нисаб, или он увеличился,

— далее ты должен выплатить закят со всего имущества, а не только с того, что превысило нисаб,

— затем, каждый год в этот день (когда появился нисаб) ты должен посчитать своё имущество, и если оно имеет нужное количество нисаба или превышает его, то ты обязан выплатить закят.

10) Если человек забыл тот день, в котором его имущество достигало нисаба, то он должен сделать приблизительные расчёты, при этом склоняясь в пользу тех, кто нуждается в закате, т.к. их права — превыше прав того, кто выплачивает закят. То есть, если человек колеблется между месяцами Раджаб и Шаъбан, то пусть отдаст предпочтение Шаъбану, так будет безопасней для его религии.

Мы просим Аллаха, чтобы наш ответ был понятным и достаточным для понимания.


27 Джумада аль-ахира 1439 г.х.
15.03.2018 г.

Главное меню