1) Всё, что является табанни, упомянуто в книге «Социальная система». Что касается остальных ответвлений, например, когда наступают три талака (развод), то это не табанни, и здесь можно брать мнение любого уважаемого муджтахида.
Что касается моего мнения в вопросе о трёх талаках, то я отдаю предпочтение тому, что три талака, сказанные одной фразой, будут считаться тремя. Под этими словами я подразумеваю:
а) Если муж сказал жене: «Ты разведена три раза», — при условии, что он здравомыслящий и понимает, что говорит. Другими словами, он не является иностранцем, который не понимает значения сказанных им слов. Такой талак («Ты разведена три раза») считается как три отдельных талака, и здесь не будет учитываться, намеревался ли он тем самым сказать только один талак или три. Причина в том, что сама фраза («Ты разведена три раза») несёт ясное значение, которое не нуждается в том или ином намерении со стороны сказавшего. Доказательства сказанному я упомянул в своей книге «Ат-Тайсир фи усуль ат-тафсир», когда комментировал 2 суру 230 аят. Ниже я приведу выдержку из моей книги:
«В этих аятах Всевышний Аллах разъяснил, что тот, кто трижды дал талак своей жене, т.е. превысил количество двух талаков «развод допускается дважды» (2:229), тот развёлся окончательно (байнуна кубра). Поэтому он не может вернуть жену во время идды, а также не может заново жениться на ней, предоставив новый махр. Он сможет жениться на ней с новым махром только после того, как она выйдет замуж за другого и тот разведётся с ней. Только после этого процесса прежний муж сможет заново посвататься к ней и жениться, т.к. она стала для него чужой, как и любая другая женщина.
Возникает вопрос: байнуна кубра (окончательное расторжение брака) является следствием трёх талаков, произнесённых каждый в отдельный временной период, или же является следствием трёх талаков, сказанных за одной фразой?
В этом вопросе факихи сильно разногласили. Мы же скажем, что нет разницы между тремя талаками, сказанными в разное время, и тремя талаками, сказанными в одной фразе. Хукм байнуна кубра вступает в силу как после трёх талаков, сказанных в разное время, так и после трёх, сказанных в одной фразе. Доказательством этому служит:
1. Начиная со слов Всевышнего Аллаха:
الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ
«развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму», —
и до слов:
فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ
«если он развёлся с ней (в третий раз), то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого».
Всевышний разъясняет, что «развод допускается дважды», при этом не упоминает раздельность или совмещённость произносимого талака. Далее Он говорит «если он развёлся с ней (в третий раз)», то действие зафиксировалось, при этом здесь это происходит в абсолютной форме (мутляк), а не в ограниченной (мукайяд), и не важно, упомянут ли третий развод наряду (в одном маджлисе) с двумя предыдущими талаками, или каждый из них по отдельности в своё время.
В аяте речь идёт о байнуна кубра (окончательном разводе), что происходит как после трёх талаков, данных в одной фразе, так и после трёх талаков, данных по отдельности в разные периоды времени.
Неправильно говорить, что три талака должны быть даны по отдельности и что только тогда наступит окончательный развод (байнуна кубра), и якобы эти же три талака, данные одной фразой, не считаются как байнуна кубра, а считаются лишь одним талаком, как это встречается в некоторых хадисах Посланника Аллаха ﷺ.
Так неправильно говорить, потому что все эти хадисы — слабые (даиф), и среди них нет хасан или сахих хадисов, кроме двух, переданных Ибн Аббасом. Однако и эти оба хадиса непригодны для ограничения (такъйида), и их нельзя использовать в качестве доказательств на это мнение. Давайте рассмотрим хадисы Ибн Аббаса:
Первый: хадис Мухаммада ибн Исхака, который сказал: «Сообщил мне Дауд ибн Хусайн от Икримы, а он — от Ибн Аббаса, что Абу Рукана трижды дал талак своей женой за один раз, о чём впоследствии сожалел. После чего Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
فَإِنَّهَا وَاحِدَةٌ
«Это считается одним талаком» (привёл Ахмад в своём «Муснаде»).
Второй: хадис от Тавуса, что Абу Сахба сказал Ибн Аббасу:
أَتَعْلَمُ إِنَّمَا كَانَتِ الثَّلاَثُ تُجْعَلُ وَاحِدَةً عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبِي بَكْرٍ وَثَلاَثاً مِنْ إِمَارَةِ عُمَرَ قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ نَعَمْ
«Знаешь ли ты, что во времена Пророка ﷺ, Абу Бакра и в первые три года правления Умара талак, данный трижды за раз, считался одним талаком?». Ибн Аббас ответил: «Да» (Муслим).
Не передаётся ни одного сахих или хасан хадиса от кого-либо о том, что три талака за один раз считаются одним, кроме Ибн Аббаса. Хадис Ибн Аббаса указывает на то, что три талака одной фразой считаются одним талаком. Однако это мнение — марджух (ему не отдаётся предпочтение), потому что даже сами фетвы Ибн Аббаса, которые пришли достоверным путём, говорят о том, что три талака одной фразой считается тремя талаками, и после этого вступает в силу байнуна кубра. Ниже мы укажем некоторые из этих достоверных фетв самого Ибн Аббаса:
1. Сообщает Абдуллах ибн Касир, что Муджахид сказал: «Я был у Ибн Аббаса. Пришёл один человек и сказал, что развёлся с женой тройным талаком. Ибн Аббас задумался. Мне показалось, что он решит вернуть жену к нему. А он (Ибн Аббас) сказал так: «Один из вас совершает глупость, затем начинает призывать: «Ибн Аббас! Ибн Аббас!»... Всевышний Аллах говорит:
وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجۡعَل لَّهُۥ مَخۡرَجٗا
«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения» (65:2).
Раз ты не побоялся Аллаха, то я не вижу для тебя никакого выхода. Ты пошёл против своего Господа, в результате жена рассталась с тобой. Всевышний Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ إِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока (идда)» (65:1)».
Таким образом, Ибн Аббас посчитал, что тройной талак за раз считается байнуна кубра.
2. Подобный риваят передаёт Хумайд аль-Аърадж и другие от Муджахида, а он — от Ибн Аббаса.
3. Так же сообщает Шуъба от Амра ибн Мурры, Аюба и Ибн Джурайджа, все трое — от Икримы ибн Халида, а он — от Саида ибн Джубайра, а тот — от Ибн Аббаса.
4. Ибн Джурайдж от Абдульхамида ибн Рафиа, а он — от Аты, а он — от Ибн Аббаса.
5. Аль-Аъмаш от Малика ибн Хариса, а он — от Ибн Аббаса.
6. Ибн Джурайдж от Амра ибн Динара, а он — от Ибн Аббаса.
В каждом хадисе Ибн Аббас говорил, что три талака одной фразой считаются тремя талаками, как об этом говорится в риваяте Абу Дауда, где Ибн Аббас сказал: «Жена разошлась с тобой».
Эти фетвы общеизвестны, т.е. достоверно сообщено от Ибн Аббаса, что три талака, сказанных одной фразой, считаются байнуна кубра. Поэтому хадис, переданный от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ считал три талака, сказанных за раз, одним талаком, является марджухом (ему не отдаётся предпочтение). Раджихом (предпочитаемым мнением) в этом вопросе будет указание аята на то, что три талака, будь то раздельно сказанные или в одной фразе, считаются байнуна кубра. Этого мнения придерживались многие факихи и учёные.
Бухари в своей книге «Сахих» даже один из разделов назвал «Дозволено разводиться трижды за раз в связи со словами Всевышнего: «Развод допускается дважды», — а также он привёл хадис проклятия (лиан): «От Сахля ибн Саада ас-Саиди..., где Сахль сказал: «Они призвали друг на друга проклятие... После чего он дал ей тройной развод ещё до того, как Посланник Аллаха ﷺ велел ему сделать это». Ибн Шихаб сказал: «Этого придерживались первые поколения мусульман».
Аль-Байхакы в комментарии к хадису Тавуса от Ибн Аббаса, который вывел Муслим и не вывел Бухари, сказал: «Я думаю, что Бухари оставил этот хадис из-за его противоречия остальным риваятам (версиям) от Ибн Аббаса», — и далее он (аль-Байхакы) привёл риваяты, которые мы уже рассмотрели.
Следовательно, три талака одной фразой так же, как и раздельно сказанные, считаются тремя талаками, и после них вступает в силу байнуна кубра. Всё же, есть разница между талаками за один раз и раздельными в том, что запрещено (харам) давать три талака одним разом. Но, как мы уже сказали, если человек дал жене такой талак, то он считается тремя талаками, даже если это и запрещено. Однако кто поступит таким образом, тот совершит грех. Доказательством тому служит хадис Посланника Аллаха ﷺ, который передан Махмудом ибн Лябидом:
أُخْبِرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ رَجُلٍ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ ثَلَاثَ تَطْلِيقَاتٍ جَمِيعًا, فَقَامَ غَضْبَانَ ثُمَّ قَالَ: أَيُلْعَبُ بِكِتَابِ اللَّهِ وَأَنَا بَيْنَ أَظْهُرِكُمْ؟! حَتَّى قَامَ رَجُلٌ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلَا أَقْتُلُهُ
«Однажды Посланнику Аллаха ﷺ сообщили о том, что некий мужчина дал три талака одним разом. Тогда Пророк ﷺ, разгневавшись, поднялся со своего места и сказал: «Неужели вы играете с Книгой Аллаха, тогда как я ещё среди вас?!». Услышав это, один из сподвижников встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Не убить ли мне его за это?» (ан-Насаи).
Поэтому в данном вопросе я отдаю предпочтение именно этому мнению (три талака одной фразой считаются тремя талаками). Но Аллах знает лучше!» (Конец цитаты).
б) Если кто-то даст жене тройной талак, то в силу вступают следующие хукмы Шариата:
1) Между мужем и женой происходит байнуна кубра, т.е. жена становится запретной для мужа до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого, а он уже снова не разведётся с ней. И только после того, как женщина выждет идду, она может выйти снова замуж за того, с кем состояла в браке в первый раз. Однако между ними должен произойти новый брачный договор (никах). Всевышний сказал:
فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُۥ
«Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (2:230).
2) Женщина не может вступать в брак, пока не истёк срок её идды. Срок идды зависит от положения женщины: если она беременна, то идда продолжается, пока не родится ребёнок, если она не беременна, тогда идда будет продолжаться три цикла менструации, т.е. три месяца. Сказал Всевышний:
وَأُوْلَٰتُ ٱلۡأَحۡمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعۡنَ حَمۡلَهُنَّ
«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (65:4),
وَٱلۡمُطَلَّقَٰتُ يَتَرَبَّصۡنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلَٰثَةَ قُرُوٓءٖ
«Разведённые женщины должны выжидать в течение трёх циклов» (2:228).
3) Женщина во время идды не должна выходить из дома, кроме как если только в этом есть необходимость. Выходить она может днём, а ночью она должна оставаться в своём доме.
Приводится от Джабира ибн Абдуллаха: «Моя тётя по матери получила три развода. После этого она вышла из дома, чтобы собирать урожай со своих пальм. По дороге ей встретился мужчина, который сказал, что она не должна выходить из дома. Тогда она пошла к Пророку ﷺ и рассказала ему об этом, на что он ответил:
اُخْرُجِي فَجُدِّي نَخْلَكِ لَعَلَّكِ أَنْ تَصَدَّقِي مِنْهُ أَوْ تَفْعَلِي خَيْراً
«Выходи и собирай урожай со своих пальм. Может быть, потом ты подашь с них милостыню или сделаешь другое благое дело» (Муслим).
4) Что касается слов, что после трёх талаков нет необходимости соблюдать идду, т.к. идда связана с талаком риджъи (развод, после которого возможно воссоединение), во время которых муж может вернуть жену, то нужно понимать, что возврат жены во время двух талаков — это одна из мудростей (хикма) идды. Но также идда соблюдается, чтобы узнать, беременна ли женщина или нет, поэтому каждая разведённая женщина соблюдает идду, чтобы было понятно, беременна она или нет.