Вопрос: О знамёнах (лива) и флагах (райа) упоминается в книгах «Госаппараты Халифата» и «Исламская личность», 2 том. Однако имеется ряд вещей, которые вызывают определённую запутанность:
1) Говорится, что знамя (лива) также называют «Алям». Оно указывает на местонахождение амира армии. Что касается флага (райа), то он даётся уже самой армии. Таким образом, знамя (лива) в одной армии бывает одно, а флагов (райа) много.
Отсюда вопрос: как такое может быть?
2) Пишется, что знамя (лива) вручается амиру войска или командующему им. Однако на поле сражения командующему самой битвой вручается лишь флаг (райа).
Отсюда вопрос: в чём разница между тем, что вручается амиру армии, и тем, что вручается командующему битвой?
3) Упоминается, что халиф поднимает знамя (лива) на том месте, где находится сам, т.е. над своей резиденцией. А остальные госаппараты, учреждения и их администрации поднимают только флаг (райа).
Отсюда вопрос: разве место, где находится халифа, не является государственным учреждением?
4) Разъясняется, что знамя (лива) крепится на конце копья и накручивается на него. Также оговорится, что его назвали «знаменем» (лива) из-за его больших размеров, и оно используется только при необходимости. Что касается флага (райа) то он прикрепляется к копью или флагштоку и развевается по ветру.
Отсюда вопрос: зачем знамя (лива) будет подниматься над тем местом, где находятся халиф или командующий армией, если ветер не будет развевать его, в то время как флаг (райя) будет развеваться по ветру?
Прошу Вас разъяснить эти аспекты, ведь знамёна (лива) и флаги (райя) являются отличительными знаками государства, и поэтому важно, чтобы было всё понятно. Пусть Аллах благословит Вас!
Ответ:
В этих аспектах нет никакой путаницы, если внимательно рассмотреть обе книги. Ведь они связанны друг с другом. Давайте рассмотрим вместе:
1) Знамя (лива) и флаг (райа) в лексическом значении имеют одно значение, ещё их называют словом «Алям», об этом упоминается в толковом словаре арабского языка «Аль-Камус аль-Мухит» в разделах «رَوِيَ» и «لَوِيَ». Но Шариат в использовании каждого из них дал следующее значение:
а) Знамя (лива) — материал белого цвета, на котором чёрными буквами и арабским шрифтом написано «لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ», оно вручается амиру или командующему армией, является опознавательным знаком его местонахождения. Знамя (лива) перемещается вместе с перемещением местонахождения главнокомандующего. Доказательством того, что знамя (лива) вручается амиру армии, служит упомянутое Ибн Маджой от Джабира:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ دَخَلَ مَكَّةَ يَوْمَ الْفَتْحِ وَلِوَاؤُهُ أَبْيَضُ
«Когда Посланник Аллаха ﷺ вошёл в Мекку в день завоевания, и его знамя было белым».
Передаёт ан-Насаи от Анаса:
أَنَّهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حِينَ أَمَّرَ أُسَامَةَ بْنِ زَيْدٍ عَلَى الْجَيْشِ لِيَغْزُوَ الرُّومَ عَقَدَ لِوَاءَهُ بِيَدِهِ
«Когда Посланник ﷺ сделал амиром войска Усаму ибн Зайда, то для сражения с византийцами вручил ему белое знамя (лива)».
б) Флаг (райа) — материал чёрного цвета, на котором белыми буквами и арабским шрифтом написано «لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ». Флаг (райа) находится у командующего подразделениями армии (батальоны, бригады и другие). Доказательством этому служат слова Посланника Аллаха ﷺ, когда был назначен руководитель войск при взятии Хайбара:
لَأُعْطِيَنَّ الرَّايَةَ غَدًا رَجُلًا يُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيُحِبُّهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ فَأَعْطَاهَا عَلِيًّا
«Я непременно вручу этот флаг тому человеку, который любит Аллаха и Его Посланника, а Аллах и Его Посланник любят его». И затем он вручил его Али» (Бухари, Муслим).
Али в то время считался командующим полка или бригады. Также в хадисе аль-Хариса ибн Хассана аль-Бакри говорится:
قَدِمْنَا الْمَدِينَةَ فَإِذَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْمِنْبَرِ وَبِلَالٌ قَائِمٌ بَيْنَ يَدَيْهِ مُتَقَلِّدٌ السَّيْفَ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَإِذَا رَايَاتٌ سُودٌ فَقُلْتُ مَا هَذِهِ الرَّايَاتُ قَالُوا عَمْرُو بْنُ الْعَاصِ قَدِمَ مِنْ غَزَاةٍ
«Когда мы прибыли в Медину, Пророк ﷺ стоял на минбаре, а рядом с ним стоял Билял, вооружённый мечом. Перед ними были чёрные флаги (райа), я спросил: «Что это за флаги (райя)?», — на что мне ответили: «Амр ибн аль-Ас прибыл из военного похода» (Ахмад).
Смысл слов «были чёрные флаги (райа)» говорит о том, что с армией было много флагов (райа). В то же время амиром этой армии был один человек в лице Амра ибн аль-Аса. Это значит, что флаги (райа) были у командиров бригад и других подразделений.
Поэтому знамя (лива) вручается амиру армии, а флаги (райа) находятся у остальных её частей (полков, бригад и т.д.). Таким образом, знамя (лива) в одной армии бывает одно, а флагов (райа) — много.
Знамя (лива) предназначается только амиру армии, а флаги (райа) находятся с воинскими частями.
2) Знамя (лива) вручается амиру армии и используется для обозначения его местонахождения, и оно должно быть всегда с ним. Однако на поле сражения, командующему битвой вручается уже флаг (райа), которое он носит в ходе сражения. И здесь не важно, является ли командующий битвой амиром армии или главнокомандующим, которого назначил амир. Флаг (райа) называется «уммуль-харб» (мать войны), т.к. он находится на поле боя у командующего битвой.
Поэтому в военном положении с каждым командующим битвой находится один флаг (райа). Это было известным делом в то время. И наличие поднятого флага (райа) указывало на присутствие силы у командующего сражением. Данное положение является административным порядком, которого придерживаются согласно обычаям ведения боевых действий при помощи армии.
Именно поэтому Посланник Аллаха ﷺ сообщал о смерти Зайда, Джаъфара и Ибн Равахи ещё до прихода войск с этой вестью, говоря:
أَخَذَ الرَّايَةَ زَيْدٌ فَأُصِيبَ ثُمَّ أَخَذَ جَعْفَرٌ فَأُصِيبَ ثُمَّ أَخَذَ ابْنُ رَوَاحَةَ فَأُصِيبَ
«Флаг (райа) взял Зайд, и погиб, затем флаг (райа) взял Джаъфар, и погиб, а затем флаг (райа) взял Ибн Раваха, и погиб».
Также в положении, когда идёт сражение, а командующим войском является сам халиф, наряду с флагом (райа) дозволено наличие поднятого знамени (лива). В «Сире» Ибн Хишама во время повествования о великой битве при Бадре говорится, что и знамя (лива) и флаг (райа) присутствовали в этом сражении.
Однако в мирное время или после окончания сражения флаги (райа) поднимаются над частями армии, т.е. над её бригадами, батальонами и другими частями, как это было приведено в хадисе Хариса ибн Хассана аль-Бакри о войске Амра ибн аль-Аса.
3) Халиф является главнокомандующим армией в Исламе, поэтому он поднимает знамя (лива) над тем местом, где находится сам, т.е. над своей резиденцией, т.к. по Шариату знамя (лива) вручается именно амиру армии. Также над резиденцией халифа допускается поднять флаг (райа) (административно), ведь его резиденция считается главой государственных учреждений.
Остальные госаппараты, учреждения и их администрации поднимают только флаги (райа). Ведь знамя (лива) является опознавательным знаком местонахождения амира армии.
4) Знамя (лива) крепится на конце копья и накручивается на него, затем даётся командующему в соответствии с количеством армий, так оно вручается командующему 1-ой, 2-ой, 3-ей армией, либо командующему армией Шама, Ирака, Палестины, либо командующему армией Алеппо, Хумса, Бейрута.
В основе знамя накручивается на копьё со стороны острия и не распускается, кроме как по необходимости. Например, знамя (лива) водружается над резиденцией халифы из-за важности этого места, а также над местами пребывания командующих армий в мирное время для того, чтобы Умма видела величие знамён (лива) вооружённых сил. Но если эта необходимость сталкивается с безопасностью, подобно опасению за то, что враг узнает местонахождение командующих, то знамя (лива) возвращается в своё основное положение, т.е. остаётся свёрнутым.
А что касается флага (райа), то он оставляется развевающимся на ветру, как это делается в обычное время, именно поэтому допускается его водружение над государственными учреждениями.
Вывод:
Во-первых, что касается вооружённых сил:
а) Во время войны знамя (лива) в обязательном порядке устанавливается над штабом амира армии и остаётся свёрнутым. Однако после изучения положения безопасности возможно его раскрытие.
Также имеется флаг (райа), который несёт командующий войском на поле боя, а если на поле боя находится сам халиф, то разрешено поднятие и знамени (лива).
б) При мирном положении знамёна (лива) вручаются командующим армий и находятся в свёрнутом положении на копье. Однако допускается их водружение над штабами командующих армиями. Что касается флагов (райа), то допускается их распространяются в армии среди бригад, батальонов и других подразделений. Также наряду с обычным флагом (райа) допускается наличие особенного флага (райа) у каждого отряда, батальона ... отличающий их (административно).
Во-вторых, что касается государственных учреждений, государственных организаций и отделов безопасности, то над ними поднимаются только флаги (райа), за исключением резиденции халифа, ведь над резиденцией халифа поднимается знамя (лива), так как халиф считается главнокомандующим вооружённых сил. Но допускается поднятие (административно) флага (райа) наряду со знаменем (лива), т.к. резиденция халифа является главным государственным учреждением среди остальных.
Что касается частных организаций и простых людей, то они могут как носить, так и водружать флаг (райа) над своими организациями и домами, особенно во время мероприятий, праздников, побед и т. п.
Надеюсь, этот ответ будет достаточным для упразднения неясности, возникшей у Вас.
14 Джумада аль-уля 1425 г.х.
03.07.2004 г.