Дорогой брат, приветствую Вас исламским приветствием.
Ваш первый вопрос касался взаимодействия с бумажными деньгами.
Ответ:
В отношении бумажных денег применяется то же, что в отношении золота и серебра, с точки зрения ростовщичества (риба) и хукмов о других валютах. Причина этого заключается в том, что в бумажных деньгах наблюдается тот же иллят, что и с золотом и серебром, а именно — их функциональность быть мерой стоимости и средством платежа. Именно в отношении таких валют применяются хукмы о деньгах.
Поэтому в отношении купли-продажи вещей (из категории, где может возникнуть ростовщичество) за бумажные деньги применяется хадис о необходимости производить полный расчёт на месте, не откладывая часть оплаты на потом.
Сама тема выглядит следующим образом:
1) Передаётся от Убады ибн ас-Самита, что Посланник ﷺ сказал:
اَلذَّهَبُ بِالذَّهَبِ وَالْفِضَّةُ بِالْفِضَّةِ وَالْبُرُّ بِالْبُرِّ وَالشَّعِيرُ بِالشَّعِيرِ وَالتَّمْرُ بِالتَّمْرِ وَالْمِلْحُ بِالْمِلْحِ مِثْلًا بِمِثْلٍ سَوَاءً بِسَوَاءٍ يَدًا بِيَدٍ فَإِذَا اخْتَلَفَتْ هَذِهِ الْأَصْنَافُ فَبِيعُوا كَيْفَ شِئْتُمْ إِذَا كَانَ يَدًا بِيَدٍ
«Обменивать золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики и соль на соль следует в равном количестве и с расчётом на месте. Если виды товара отличаются, то покупайте так, как вы пожелаете, но с расчётом на месте» (Бухари, Муслим).
В тексте ясно говорится, что при обмене разного вида вещей между собой можно обменивать как угодно, но при условии, что расчёт будет производиться на месте. Слово «виды» пришло в общей форме, поэтому ничего нельзя исключить из этого списка, если только кто-либо не придёт отдельный текст, однако такого текста не существует. Таким образом, существует хукм о дозволенности обмена: пшеницы на ячмень, или пшеницы на золото, или ячменя на серебро, или фиников на соль, или фиников на золото, или соли на серебро и т.д.
И здесь не важно, насколько может расходиться ценность обмена и цена между ними, но при условии, что это будет осуществляться с полным расчётом на месте и что часть оплаты не должна оставаться на потом. Поэтому то, что касается золота и серебра, так же применяется и в отношении бумажных денег из-за наличия у них общего иллята (функциональности быть мерой стоимости и средством платежа).
2) Имеется исключение, когда упомянутые в хадисе категории передаются в качестве залога (ар-рахн). На это указывает хадис:
اِشْتَرَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ يَهُودِيٍّ طَعَامًا بِنَسِيئَةٍ فَأَعْطَاهُ دِرْعًا لَهُ رَهْنًا
«Посланник Аллаха ﷺ купил у еврея еду с отсрочкой, отдав ему в качестве залога свою кольчугу» (ан-Насаи).
То есть Посланник ﷺ купил еду в долг, но при этом отдал залог. Ведь в то время на еде, в основном, могло иметь место ростовщичество. Передаётся от Маъмара ибн Абдуллаха: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
اَلطَّعَامُ بِالطَّعَامِ مِثْلًا بِمِثْلٍ
«Обменивайте пищу на пищу в равном количестве».
В то время нашей едой был ячмень» (Муслим).
Поэтому дозволяется покупать шесть категорий продуктов, упомянутых в хадисе (в связи с которыми может возникнуть ростовщичество), в долг, если продавец будет иметь на руках залог, пока не будет оплачена стоимость товара.
3) Ряд факихов дозволяет покупку шести категорий продуктов, упомянутых в хадисе, в долг. Однако они не имеют весомого доказательства из Корана, Сунны, иджма сахабов или кыяса. Напротив, некоторые из них сказали: «На этом сошлись учёные» (книга «Субулу ас-салам шарху булуг аль-марам мин адиллати аль-ахкам»). Однако иджма учёных не считается доказательством у нас.
В итоге:
Более предпочтительным в данном вопросе будет запрет на покупку шести категорий продуктов, упомянутых в хадисе, в долг, без залога. Однако тот, кто желает их приобрести, но не может оплатить их стоимость, пусть возьмёт в долг денег у кого-нибудь и купит их, но при полном расчёте на месте.
Второй вопрос:
Дозволено ли иметь прямое взаимодействие с акционерными компаниями или с магазинами, закупающими у акционерных компаний?
Ответ:
Прямое взаимодействие с акционерными компаниями является запретным. Причина этого заключается в том, что договор с такими компаниями является батылем, в основе неправильным. Таким образом, акционерная компания не обладает полномочиями заключать тот или иной договор. Что касается аспекта, когда кто-то купил у акционерной компании тот или иной товар, а затем решил продать его другим, то продажа будет действительной для покупателей. Что касается греха, то он ляжет на того, кто купил у акционерной компании, т.к. харам не распространяется на два договора одновременно.
Третий вопрос:
Человек заключил контракт с государственной компанией на поставку халяльной продукции, однако впоследствии она преобразовалась в акционерную компанию. Отсюда вопрос: дозволено ли продолжить контракт, или необходимо расторгнуть его?
Ответ:
Если договор преобразовался из сахиха (правильного) в батыль (в основе неправильный), то взаимодействие с компанией с этого момента становится батылем (в основе неправильным). Поэтому тот, кто заключил контракт с компанией, когда она была государственной, но затем преобразовалась в акционерную, должен расторгнуть с ней контракт.