Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, наш дорогой шейх!
Является ли забивание камнями до смерти однозначным наказанием прелюбодея, состоящего в браке? Некоторые учёные, вроде шейха Абу Захра, не считают, что этот вид наказания предусмотрен Шариатом. Этого же мнения придерживался шейх Мустафа Зарка, который заявлял, что забивание камнями входит в число наказаний, не предусмотренных Шариатом. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Если я правильно понимаю, Вас интересует ответ на следующие вопросы: входит ли наказание прелюбодея, состоящего в браке, в число категоричных наказаний по исламскому праву? Считается ли это наказанием, предусмотренным Шариатом (хадд), или наказанием, не предусмотренным Шариатом (таъзират), как об этом говорят некоторые учёные современности? Ответ будет следующим:
1 — Наказание прелюбодея, состоящего в браке, через забивание камнями до смерти (раджм) входит в категорию шариатских законов, а не в категорию акъыды. Подобно всем другим шариатским решениям, для принятия этого закона не требуются категоричные доказательства, но достаточно того, чтобы доказательство превалировало (галябату занн), как известно в усуль фикхе. Следовательно, в принятии этого наказания не играет никакой роли то, является ли доказательство категоричным или некатегоричным. Важно лишь то, чтобы в Шариате было доказательство на это. В Шариате есть много достоверных доказательств, которые, вне всякого сомнения, показывают, что наказанием прелюбодея, состоящего в браке, является забивание камнями до смерти. Эти доказательства мы приведём позже.
2 — Некоторые учёные современности не следуют правильной методологии, которая требует принимать шариатские решения из своих доказательств. Причиной тому служит то, что при исследовании шариатского решения они хотят идти в ногу со временем и придерживаться взглядов, согласующихся с преобладающими в мире тенденциями и мнениями, навязанными людям западной цивилизацией под видом международного права, конвенций по правам человека и т.д.
Такой подход — неправильный, потому что требуется вывести решение Аллаха, а не какое-либо решение, и не решение, соответствующее общепринятым международным нормам, законам, уставам и мнениям. Обязанность состоит в том, чтобы принять шариатское решение как оно есть из своих доказательств и сделать его предметом применения и реализации, а также призывать к нему весь мир на основе того, что это — правильное решение для всех людей, поскольку оно исходит от Творца всего человечества.
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный, Ведающий?» (67:14),
أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54).
Поэтому нам не следует обращать внимание на слова тех, кто в своих выводах стремится идти в ногу со временем и соответствовать западной цивилизации, независимо от того, делают ли они это под давлением обстоятельств или чтобы угодить неверным.
3 — Забивание камнями до смерти прелюбодея, состоящего в браке, и бичевание не состоящего в браке ста ударами плетью — оба вида входят в число наказаний, предусмотренных Шариатом (хадд). Мы подробно разъяснили вопрос наказания прелюбодея в книге «Система наказаний», где пишется:
Некоторые считают, что наказанием как состоящего в браке, так и не состоящего в браке, должно быть бичевание ста ударами плетью, подкрепляя своё мнение аятом:
الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِائَةَ جَلْدَةٍ وَلَا تَأْخُذْكُم بِهِمَا رَأْفَةٌ فِي دِينِ اللَّهِ
«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха» (24:2).
Они говорят, что нельзя оставлять категоричный аят из-за сообщений ахад, в которых сохраняется вероятность ошибки. Они полагают, что в таком случае аят будет отменён посредством хадиса, что непозволительно по Шариату. Большинство сподвижников и табиинов, а также тех, кто был после них, считают, что не состоящий в браке прелюбодей высекается сто раз, а состоящий в браке забрасывается камнями до смерти. Это мнение подкрепляется тем, что Пророк ﷺ казнил Маиза через раджм, а также сообщением Джабира ибн Абдуллаха о том, что некий человек совершил прелюбодеяние с женщиной, и Пророк ﷺ приказал высечь его ста ударами плетью, но затем стало известно, что он был женатый, тогда Пророк ﷺ приказал забросать его камнями.
На самом деле аят «Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» является общим (амм), поскольку слова «прелюбодейка» и «прелюбодей» несут общий смысл и касаются как состоящих в браке, так и не состоящих. Затем до нас дошёл хадис:
وَاغْدُ يَا أُنَيْسُ عَلَى امْرَأَةِ هَذَا، فَإِنْ اعْتَرَفَتْ فَارْجُمْهَا
«Унайс, отправляйся к этой женщине, и если она признается, то забросайте её камнями» (Бухари, Муслим).
Также было установлено, что Посланник Аллаха ﷺ приказал закидать камнями Маиза, спросив, женат ли он. Кроме того, Пророк ﷺ приказал казнить через раджм женщину по имени аль-Гамидия. Имеется ещё много сахих хадисов, которые уточняют (тахсис) общий смысл аята, исключая из этого смысла состоящих в браке. Таким образом, выясняется, что хадисы не отменяют (насх) аят, а уточняют его смысл, что позволительно по Шариату. В исламском праве встречается много подобных случаев.
Исходя из шариатских доказательств, наказанием прелюбодея, не состоящего в браке, будет сто ударов плетью (джальда), как на это указывает Коран, и изгнание (тагриб), как на это указывает Сунна. Но стоит учесть, что изгнание является дозволенным видом наказания, а не обязательным, и это оставляется на усмотрение правителя. Если правитель пожелает, то вместе со ста ударами плетью может изгнать прелюбодея, не состоящего в браке, на год, либо может присудить сто ударов плетью без изгнания. Однако он не может присудить изгнание вместо бичевания, потому что джальда является обязательным наказанием для прелюбодея, не состоящего в браке.
Говоря же о прелюбодее, состоящем в браке, то его наказанием будет забрасывание камнями до смерти, как на это указывает Сунна Посланника Аллаха ﷺ, которая уточняет смысл аята. Также дозволено объединить два вида наказаний, джальду и раджм, для прелюбодея, состоящего в браке, сначала наказав его ста ударами плетью, а затем забив камнями. Также дозволено забить камнями, не наказывая ударами плетью. Однако не дозволено заменять забивание камнями ударами плетью, потому что обязательным наказанием по Шариату будет раджм.
Что касается доказательств наказания прелюбодея, состоящего в браке, то имеется множество хадисов. Передают, что Абу Хурайра и Зайд ибн Халид аль-Джухани рассказывали, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришли бедуины, и один из них сказал: «Посланник Аллаха! Заклинаю тебя именем Аллаха, вынести приговор только в соответствии с Его Писанием». Второй бедуин, который оказался лучше осведомлённым в вопросах религии, сказал: «Да, рассуди между нами в соответствии с Писанием Аллаха и позволь мне слово молвить». Он ﷺ сказал: «Говори». Бедуин сказал: «Мой сын прислуживал этому человеку и совершил прелюбодеяние с его женой. Мне сказали, что моего сына полагается забросать камнями до смерти. Тогда я заплатил этому человеку выкуп в размере ста овец и одной молодой рабыни. Затем я обратился к знающим людям, и они сообщили, что моего сына полагается наказать ста ударами плетью и выслать из поселения сроком на один год, а жену этого человека — забросать камнями». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَأَقْضِيَنَّ بَيْنَكُمَا بِكِتَابِ اللَّهِ، الْوَلِيدَةُ وَالْغَنَمُ رَدٌّ عَلَيْكَ، وَعَلَى ابْنِكَ جَلْدُ مِائَةٍ وَتَغْرِيبُ عَامٍ، وَاغْدُ يَا أُنَيْسُ إِلَى امْرَأَةِ هَذَا، فَإِنْ اعْتَرَفَتْ فَارْجُمْهَا
«Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, я вынесу приговор в соответствии с Писанием Аллаха! Молодая рабыня и овцы должны быть возвращены тебе, а твой сын должен быть наказан ста ударами плетью и выслан из поселения сроком на один год. А ты, Унайс, отправляйся к этой женщине, и если она признается, то забросайте её камнями».
Унайс сказал: «Я пошёл к ней, и она призналась, тогда Посланник Аллаха ﷺ приказал забить её камнями». Здесь Посланник Аллаха ﷺ приказал забить камнями прелюбодейку, состоящую в браке, а не бить плетью сто раз. Сообщается от аш-Шаби, что Али (р.а.) наказывая прелюбодейку, в четверг нанёс сто ударов плетью, а в пятницу забросал камнями, затем сказал: «Я присудил джальду по Книге Аллаха, а раджм — по Сунне Посланника Аллаха». Сообщается от Убады ибн ас-Самита, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خُذُوا عَنِّي، خُذُوا عَنِّي، قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لَهُنَّ سَبِيلاً: الثَّيِّبُ بِالثَّيِّبِ، جَلْدُ مِائَةٍ وَرَمْيٌ بِالْحِجَارَةِ، وَالْبِكْرُ بِالْبِكْرِ جَلْدُ مِائَةٍ وَنَفْيُ سَنَةٍ
«Слушайте меня! Слушайте меня! Аллах установил для них путь: для прелюбодеев, состоявших в браке, — бичевание сотней ударов и побивание камнями, а для не состоявших в браке — бичевание сотней ударов и изгнание на год» (Муслим).
Посланник Аллаха ﷺ сказал, что наказанием состоящего в браке будет джальда и раджм, и так поступил Али, присудив состоящему в браке сто ударов плетью и побивание камнями. Сообщается от Джабира ибн Самуры, что Посланник Аллаха ﷺ приказал забросать камнями Маиза ибн Малика, не упомянув удары плетью. Аль-Бухари вывел от Сулеймана ибн Бурайды, что Пророк ﷺ приказал забить камнями аль-Гамидию, ничего не сказав об ударах плетью.
Вывел Муслим, что Пророк ﷺ приказал завязать одежду на женщине из Джухайны, чтобы её части тела не были видны во время забрасывания камнями. Здесь так же ничего не упоминается об ударах плетью. Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ, наказывая состоящих в браке прелюбодеев, не присуждал им удары плетью. Однако он ﷺ сказал: «Для прелюбодеев, состоявших в браке, — бичевание сотней ударов и побивание камнями».
Это указывает на то, что раджм для состоящего в браке является обязательным видом наказания, а джальда — дозволенным, что оставлено на усмотрение халифа. Кто наказывает состоящего в браке ста ударами плетью вместе с побиванием камнями, тот объединяет хадисы. Неправильно говорить, что, не присудив Маизу сто ударов плетью, Посланник Аллаха ﷺ отменил хадис Убады ибн ас-Самита: «Для прелюбодеев, состоявших в браке, — бичевание сотней ударов и побивание камнями», — потому что не установлено то, что случай с Маизом произошёл после того, как он сказал этот хадис. С другой стороны, отсутствие упоминания бичевания не говорит о том, что оно было отменено. Таким образом, не зная о временах хадисов, мы не можем говорить об отмене (насх). Также нет никаких предпочтений одного хадиса над другим. Поэтому присуждение бичевания наряду с забрасыванием камнями считается дозволенным действием, а не обязательным, в то время как забивание камнями считается обязательным. Следовательно, имам может на своё усмотрение объединить хадисы. (конец цитаты из книги).
Таким образом, наказанием состоящего в браке прелюбодея будет забрасывание камнями до смерти, на что указывают сахих хадисы, приведённые в двух сборниках и других книгах. И этот вид наказания считается предусмотренным Шариатом (хадд), а не выносимым по собственному усмотрению (тазират).
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
12 Мухаррам 1441 г.х.
11.09.2019 г.