от ইবনুল আযরাক
Вопрос: Ассаляму алейкум, дорогой брат. У меня к Вам важный вопрос.
В 60-ом аяте суры «Ан-Ниса» Аллах запрещает нам обращаться на суд к тагуту.
Однако всеми землями мусульман при отсутствии Халифата управляют лидеры тагута.
В таком случае, можем ли мы сегодня обращаться к суду тагута, когда возникает необходимость разрешить какой-либо спор?
Предположим, кто-то из членов моей семьи подвергся насилию. Так допустимо ли обращаться в суд для вынесения решения в рамках демократического тагута?
Они не судят по Шариату, а Аллах запрещает обращаться к тагуту, который руководствуется исключительно своими законами в разрешении спора.
Джазакаллаху хайр, брат.
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ранее мы давали ответ (18.02.2009), в котором говорилось:
«Для тех, кто проживает в Дар уль-куфре, где нет шариатских судов, разрешается прибегать к судам куфра, чтобы остановить несправедливость или попирание прав, но только при условии, что это право закреплено за ними Шариатом, а не в силу закона, противоречащего Шариату.
Например, кто-то подвергся краже имущества. Ислам стоит на стороне такого человека и выступает за возврат украденного имущества. Тот, кто подвергся этому, может обратиться в суд Дар уль-куфра, чтобы вернуть своё имущество.
Или же кто-то продал свой дом за сумму, часть которой выплачивается авансом, а остальное — в рассрочку, но затем сталкивается с тем, что покупатель отказывается оплачивать оставшуюся часть или отрицает сделку. В таком случае Ислам встаёт на сторону продавца и признаёт его право на оставшуюся сумму. В таком случае продавцу дозволено обращаться в суд тагута, чтобы вернуть сумму за дом.
Таким образом, разрешается прибегать к судам Дар уль-куфра, чтобы остановить зульм и восстановить свои права при условии, что эти права закреплены Шариатом.
Однако если право закрепляется в соответствии с установленными человеком законами, которые противоречат Шариату, то в таком случае обращение в суд для обеспечения подобного права запрещено:
К примеру, если акционер некой акционерной компании замечает, что его прибыль по акциям меньше той, что ему причитается, то он не вправе прибегать к судам Дар уль-куфра, чтобы получить остальную сумму, поскольку это право закреплено установленными человеком законами, которые идут вразрез с Шариатом. Как гласит Шариат, акционерная компания — батыль, а полученная в результате деятельности данной компании прибыль не одобрена Шариатом, и мусульманин обязан покинуть данную компанию.
Ещё один пример: кто-то вложил свои средства в рост (риба) в банк по определённой процентной ставке. Но когда банк выдавал ему деньги, то посчитал ему прибыль по более низкой процентной ставке, которая ниже той, что он согласовывал с банком. В таком случае ему не разрешается обращаться в суды Дар уль-куфра, требуя полного объёма суммы, потому что это право так же закреплено за ним установленным человеком законом, который одобряет ростовщические банки, но противоречит Шариату. Мусульманин обязан отменить данную ростовщическую сделку с банком.
Таким образом, угнетённый или тот, чьи права были попраны, а также если эти права закреплены в соответствии с нормами Шариата, могут обратиться в суд Дар уль-куфра, в котором они проживают, чтобы устранить несправедливость по отношению к себе и восстановить своё право. Но если право закреплено установленным человеком законом, а не нормами Шариата, то запрещается обращение в суд Дар уль-куфра. Вместе с тем, прежде чем обращаться в подобные суды, лучше попытаться вернуть своё по праву с помощью посредничества ахлю ль-хайр (добрых людей)».
Я надеюсь, что этого ответа будет достаточно.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
14 Рабиъ ус-сани 1441 г.х.
12.12.2019 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»