27
Сб, апр

Удержание товара в качестве залога, пока не будет выплачена его стоимость

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Мухаммада аль-Кайси

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Хотел Вас спросить о следующем способе покупке товара: «Человек купил автомобиль, заплатив часть стоимости наличными, а на оставшуюся часть выписал чек, однако продавец поставил условие, что не отдаст товар, пока не получит последнюю копейку с чека». Считается ли такая сделка дозволенной или нет? Пусть Аллах воздаст Вам благом.

Ответ:

Запрещено торговцу оставлять у себя в качестве залога проданный дом после того, как он был продан в долг, т.к. это подпадает под тему «Удержание товара в качестве залога, пока не будет выплачена его стоимость».

В этом вопросе факихи разногласят, одни дозволяют подобное, но ставят условия, другие запрещают это, третьи разрешают в одном случае, в другом уже запрещают и т.д. Я же склоняюсь к тому, что в заданном вопросе это запрещено, поскольку автомобиль или дом при покупке в долг или в рассрочку после заключения договора становятся имуществом покупателя. Следовательно, право распоряжаться купленной вещью переходит в руки покупателя, а значит, он может продать её, сдать в аренду, или получать от неё пользу. Например, покупатель может сам жить в доме, а может поселить кого-нибудь другого.

В Вашем случае продавец автомобиля либо должен проявить терпение к должнику, пока тот не выплатит свой долг, либо пусть возьмёт у него в качестве залога что-то иное, но не проданный автомобиль. Например, он может взять в залог золото. Залог остаётся у продавца до тех пор, пока покупатель полностью не выплатит за автомобиль обговорённую сумму. После уплаты всей суммы залог возвращается покупателю. Передаётся от Аиши:

اِشْتَرَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ يَهُودِيٍّ طَعَامًا بِنَسِيئَةٍ فَأَعْطَاهُ دِرْعًا لَهُ رَهْنًا

«Посланник Аллаха ﷺ купил у еврея еду с отсрочкой, отдав в качестве залога свою кольчугу» (Муслим).

Когда же наступает срок погашения долга, а должник отказывается его выплатить или же не в состоянии этого сделать, то в таком случае залог продаётся. После продажи залога из вырученной суммы покрывается весь долг, а те деньги, что остались сверх этого, возвращаются должнику. На обязательность возврата оставшейся суммы от продажи залога указывает следующий хадис:

لَا يَغْلَقُ الرَّهْنُ مِنْ صَاحِبِهِ الَّذِي رَهَنَهُ

«Тот, кто внёс залог, не теряет его, если не может вернуть долг вовремя» (приводит Шафии от Саида ибн Мусайяба).

Что касается случая, когда продавец, продав товар в долг или в рассрочку, удерживает его в качестве залога до тех пор, пока не будет выплачена вся стоимость, то это запрещено. Причина этого заключается в том, что продажа в долг или в рассрочку является полноценной сделкой, по итогам которой товар переходит в руки покупателя. Например, было обговорено, что покупатель будет выплачивать стоимость товара в определённом размере суммы на протяжении нескольких лет, или закроет N суммой раз в полгода и т.п. Здесь всё зависит от договорённости.

Следовательно, если товар будет оставлен в качестве залога, то это будет означать несправедливость (зульм) в отношении покупателя и посягательство на его собственность. Ведь продажа в долг или в рассрочку является правильной и завершённой сделкой, по итогам которой товар переходит в имущество покупателя, а значит — в его полное распоряжение. Таким образом, запрещено, чтобы после сделки продавец удерживал товар в качестве залога, т.к. это создаёт препятствие для покупателя в распоряжении товаром, ставшим его имуществом.

До этого в одном из ответов за 24.05.2015 мы уже отвечали на подобный вопрос. Там мы писали следующее: «Данный вопрос известен в фикхе под названием «Удержание товара в качестве залога, пока не будет выплачена его стоимость». Под этим подразумевается, что купленный товар остаётся в качестве залога у продавца до тех пор, пока покупатель не выплатит полную стоимость товара. Данный вопрос не возник бы, если продавец и покупатель поступали так, как приводится в хадисе от Джабира ибн Абдуллаха, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:

رَحِمَ اللهُ رَجُلًا سَمْحًا إِذَا بَاعَ وَإِذَا اشْتَرَى وَإِذَا اقْتَضَى

«Да помилует Аллах того человека, который проявляет великодушие, когда продаёт, покупает и судится!» (Бухари).

Однако часто продавец и покупатель разногласят относительно получения товара и оплаты за товар. Учитывая такие проблемы, продавец после заключения договора купли-продажи может прибегнуть к удержанию товара в качестве залога до тех пор, пока не будет выплачена вся цена за товар. Именно из-за этого и возникает данный вопрос. Относительно этого вопроса среди факихов есть разные точки зрения. Одни разрешают удерживать товар в качестве залога, но при определённых условиях, другие запрещают делать подобное, третьи в одном случае разрешают, а в другом запрещают и т.д.

После изучения данной тематики скажу следующее:

1) Вид товара:

а) Товар может быть из категории макиль, маузун или мазру и т.д. Например, рис, хлопок, ткань и другие виды.

б) Товар может быть не из категории макиль или маузун и т.д. Например, автомобиль, дом, животные и другое.

2) Цена товара:

а) Оплата может происходить на месте, за наличные, например, когда за 10000 денежных единиц, оплаченных на месте, покупается товар.

б) Оплата за товар может быть с отсрочкой на определённый срок, например, купил товар за 10000 с отсрочкой в один год.

в) Часть цены может быть оплачена сразу, а часть — через определённый срок. Например, при покупке товара в качестве оплаты даётся 5000, а остальные 5000 через год или по частям в виде ежемесячных платежей.

3) Шариатский хукм будет отличаться в зависимости от вышеуказанных положений:

Первое положение, когда товар не относится к категориям макиль, маузун, например, продажа дома, автомобиля, животных:

1) Цена за наличный расчёт, т.е. покупка автомобиля за наличные в размере 10000, и это должно быть обговорено в договоре купли-продажи.

В этом случае продавец может удержать товар, т.е. оставить его в качестве залога до тех пор, пока вся стоимость товара не будет выплачена. Доказательством этому служит хадис Абу Умамы: «Я слышал, как Пророк ﷺ в своей проповеди в Прощальном паломничестве говорил:

اَلْعَارِيَةُ مُؤَدَّاةٌ وَالزَّعِيمُ غَارِمٌ وَالدَّيْنُ مَقْضِيٌّ

«Взятое в пользование следует возвращать; поручитель отвечает за того, за кого поручился; долг следует уплачивать» (ат-Тирмизи сказал, что это — хасан хадис).

Выражение «долг следует уплачивать» указывает на то, что если покупатель получит товар до того, как заплатит цену, то он считается тем, кто купил его в долг, а значит, он должен выплатить свой долг. Другими словами, первоочередной задачей стоит выплата долга, пока покупка происходит за наличный расчёт, т.е. сначала нужно оплатить стоимость товара, если в договоре обговорен именно наличный расчёт. Однако в книге «Бадаи ас-санаи фи тартиб аш-шараи» Абу Бакра аль-Касани (умер в 587 г.х.) говорится: «Словами «الدَّيْنُ مَقْضِيٌّ» (долг следует уплачивать) Посланник Аллаха ﷺ описал долг как то, что необходимо выплатить. И это описание пришло в общей (амм) или абсолютной (мутляк) форме. Если же оплата стоимости товара будет происходить после передачи товара, т.е. с задержкой, то это не будет считаться уплаченным долгом, о чём говорится в хадисе, откуда и возникает противоречие» (конец цитаты).

Следовательно, дозволяется удержать товар в качестве залога, пока вся сумма не будет выплачена, а значит, здесь нет долга, ведь в договоре купли-продажи речь шла об оплате наличными, а не о продаже в долг.

2) Покупка с оплатой через определённый срок. Например, покупка автомобиля за 10000 с выплатой через год. В данном случае не дозволяется удержать товар в качестве залога до тех пор, пока сумма не будет выплачена, т.к. выплата через определённый срок была оговорена в рамках договора с согласия продавца. В связи с этим продавец не может удерживать товар в качестве гаранта для выплаты стоимости товара, если он продал его с отсрочкой на определённое время. Следовательно, он утратил своё право на удержание товара, а значит, ему запрещено это делать, поэтому он должен передать его в руки покупателя.

3) Часть суммы на месте, вторая часть — с отсрочкой. Например, при покупке автомобиля часть суммы 5000 оплачивается на месте, а остальные 5000 через год или же выплата будет происходить по частям на протяжении определённого времени.

В этом случае продавцу дозволяется удержать товар в качестве залога, пока не будут выплачены первые 5000, но после их выплаты запрещено удерживать с целью получить оставшуюся сумму, которая должна быть уплачена в будущем. Об этом мы упомянули выше в пунктах 1 и 2.

Подводя итоги: разрешено продавцу удерживать в качестве залога товар с целью получить ту сумму, которая должна быть оплачена сразу, если договор купли-продажи предусматривает это условие. В таком случае дозволено продавцу удержать товар, пока покупатель не выплатит ту часть денег, которая должна быть оплачена сразу в рамках договора.

И здесь ошибочно будет задать вопрос: как покупатель может оставить в качестве залога купленный товар до того, как получит его на руки, т.е. до того, как товар перейдёт в его имущество? Ведь купленный товар можно оставить в залог только тогда, когда он получен на руки. Доказательством этому служит хадис от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха ﷺ сказал Аттабу ибн Асиду:

إِنِّي قَدْ بَعَثْتُكَ إِلَى أَهْلِ اللَّهِ وَأَهْلِ مَكَّةَ فَانْهَهُمْ عَنْ بَيْعِ مَا لَمْ يَقْبِضُوا

«Я отправил тебя к жителям Мекки. Запрети им продавать то, чего нет у них на руках» (Байхакый).

В другом хадисе Хаким ибн Хизам спросил:

يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي أَبِيعُ بُيُوعًا كَثِيرَةً فَمَا يَحِلُّ لِي مِنْهَا مِمَّا يَحْرُمُ عَلَيَّ فَقَالَ لَا تَبِيعَنَّ مَا لَمْ تَقْبِضْ

«О Посланник Аллаха, я совершаю много продаж, поэтому хотел спросить, что из них дозволено для меня, а что запрещено?». На что он ﷺ сказал: «Не продавай то, чего нет у тебя на руках» (ат-Табарани).

Эти хадисы недвусмысленно запрещают продавать то, чего нет на руках. Отсюда и возник вопрос.

Ставить вопрос таким образом будет неправильно, ведь оба хадиса касаются товара, который продаётся как макиль и маузун. Что касается товара, когда тот не относится к этим категориям, например, дом, автомобиль, животные, то допустимо продавать их до того, как они были получены на руки. Доказательством этому служит хадис от Ибн Умара:

كُنَّا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي سَفَرٍ فَكُنْتُ عَلَى بَكْرٍ صَعْبٍ لِعُمَرَ فَكَانَ يَغْلِبُنِي فَيَتَقَدَّمُ أَمَامَ الْقَوْمِ فَيَزْجُرُهُ عُمَرُ وَيَرُدُّهُ ثُمَّ يَتَقَدَّمُ فَيَزْجُرُهُ عُمَرُ وَيَرُدُّهُ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِعُمَرَ بِعْنِيهِ قَالَ هُوَ لَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ بِعْنِيهِ فَبَاعَهُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ هُوَ لَكَ يَا عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ تَصْنَعُ بِهِ مَا شِئْتَ

«Однажды, когда мы находились в пути вместе с Пророком ﷺ, я ехал на принадлежавшем Умару молодом необученном верблюде. Я никак не мог с ним справиться, он постоянно опережал остальных, (и когда это случалось) Умар прикрикивал на него и заставлял возвращаться. Но потом он снова выбегал вперёд, и Умар снова кричал на него и возвращал обратно. (Через некоторое время) Пророк ﷺ сказал Умару: «Продай его мне!». На что Умар сказал: «Он твой, о Посланник Аллаха!». Однако он ﷺ снова сказал: «Продай его мне!». И тогда Умар продал его Посланнику Аллаха ﷺ, после чего Пророк ﷺ сказал (обратившись ко мне): «Он твой, о Абдуллах ибн Умар, делай с ним что пожелаешь» (Бухари).

Здесь речь идёт о распоряжении товаром до его получения на руки, а это однозначно указывает на полноценное владение им до получения на руки. Следовательно, дозволено продавать или дарить такой товар, поскольку продавец уже не считается владельцем данного товара.

Основываясь на вышесказанном, получается, что сделать товар залогом до его получения на руки дозволено тогда, когда такой товар можно продать до получения его на руки. Однако это касается только тех товаров, которые не относятся к вещам категории макиль и маузун: дом, автомобиль, животные и т.п. В случае, когда договор купли-продажи был заключён на оплату сразу, или на условиях, что часть оплаты будет сразу, то дозволяется оставить товар в качестве залога до получения товара на руки, пока покупатель не выплатит стоимость полностью, или ту часть, об оплате которой было оговорено.

Второе положение, когда товар относится к категориям макиль, маузун и т.д. Например, покупка риса, хлопка, ткани. В этом случае недопустимо удерживать товар в качестве залога, и здесь не учитывается, будет оплата сразу или в рассрочку (по частям или одним разом).

Если оплата за товар была обговорена с отсрочкой, то запрещено делать его в качестве залога. Об этом мы разъяснили выше.

Если было обговорено, что оплата за товар произойдёт сразу, то и здесь запрещено удерживать товар в качестве залога. Причина этого заключается в том, что удержание вещей категории макиль и маузун до получения их на руки в качестве залога запрещено, и об этом говорится в хадисе Посланника Аллаха ﷺ, который мы приводили ранее. В случае, когда было обговорено, что оплата за товар произойдёт сразу, продавец стоит перед выбором между двумя вещами:

— либо он продаёт товар на условиях, что оплата будет сразу, а после передачи товара в руки покупателя проявляет терпение, независимо от того, отдал покупатель деньги сразу или отдаст чуть позже, при этом не должно быть удержания товара в качестве залога;

— либо он воздерживается от продажи товара, пока в качестве залога не будет оставлена какая-либо вещь.

Таким образом, в случае, если в договоре купли-продажи товара из категории макиль и маузун было обговорено, что оплата за товар произойдёт сразу или через некоторое время (отсрочка), то запрещено продавцу удерживать товар в качестве залога, пока не будет выплачена вся стоимость за товар» (конец цитаты).

К этому я склоняюсь, но Аллах знает лучше!

 


22 Джумада аль-ахира 1441 г.х.
16.02.2020 г.

Главное меню