بسم الله الرحمن الرحيم
Ответ на вопрос Назик аль-Маляика
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху
Прошу Вас поскорее ответить на мой вопрос. Может ли состояться брак с девушкой, недовольной будущим мужем?
Как решить проблему, если брак уже заключён, а супружеской близости ещё не было? Речь не в том, что меня заставили заключить брак, скорее, мне сообщили, что жених уже у двери, и я согласилась заключить с ним брак, чувствуя, что меня принуждают согласиться, хотя словесно никто от меня не требовал этого.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Что касается этого вопроса, то мы упоминали в книге «Социальная система» в главе «Брак» хадис от Посланника ﷺ касательно этой темы:
От Абдуллаха ибн Бурайды и далее от его отца сообщается, что он сказал:
جَاءَتْ فَتَاةُ إِلَى النَّبِيِّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَتْ: إِنَّ أَبِي زَوَّجَنِي ابْنَ أَخِيهِ لِيَرْفَعَ بِي خَسِيسَتَهُ. قَالَ فَجَعَلَ الأَمْرَ إِلَيْهَا فَقَالَتْ: قَدْ أَجَزْتُ مَا صَنَعَ أَبِي، وَلَكِنَّ أَرَدْتُ أَنْ أُعَلِّمَ النِّسَاءَ أَنَّ لَيْسَ إِلَى الآباَءِ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ
«Одна девушка пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «Мой отец выдал меня замуж за сына своего брата, чтобы благодаря мне поднять его важность». Абдуллах сказал, что Пророк ﷺ предоставил ей право самой распоряжаться в этом деле. Она сказала: «Я позволила тому, что сделал мой отец. Однако я желала осведомить женщин о том, что отцы не имеют права распоряжаться в этом деле» (вывел Ибн Маджа).
В книге Шихабуддина аль-Бусайри (умер в 840 г.х.) «Мисбах аз-зуджаджа фи заваид ибн Маджа» приводится: от Абдуллаха ибн Бурайды и далее от его отца сообщается, что он сказал: «Одна девушка пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «Мой отец выдал меня замуж за сына своего брата, чтобы благодаря мне поднять его важность». Абдуллах сказал, что Пророк ﷺ предоставил ей право самой распоряжаться в этом деле. Она сказала: «Я позволила тому, что сделал мой отец. Однако я желала, чтобы женщины знали о том, что отцы не имеют права распоряжаться в этом деле» (цепочка хадиса достоверная, передатчики надёжные, — аль-Бусайри).
На основании этого отец должен получить согласие дочери, ясно убедиться в том, что разрешение получено и что предложение и согласие состоялось по воле и выбору.
Это ясно указано нами в той же главе книги «Социальная система»:
«... После того, как женщина уже засватана, она лишь одна имеет право принять или отклонить предложение о замужестве. Никто из её попечителей или кто-либо другой не имеет права выдать её замуж без её согласия или запретить ей выходить замуж. От Ибн Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الثَّيِّبُ أَحَقُّ بِنَفْسِهَا مِنْ وَلِيِّهَا، وَالْبِكْرُ تُسْتَأْذَنُ فِي نَفْسِهَا وَإِذْنُهَا صُمَاتُهَا
«Женщина обладает относительно себя большим правом, чем её попечитель, у девушки спрашивают разрешения, и её молчание является достаточным», —
вывел Муслим. От Абу Хурайры сообщается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ تُنْكَحُ الْأَيِّمُ حَتَّى تُسْتَأْمَرَ، وَلاَ الْبِكْرُ حَتَّى تُسْتَأْذَنَ. قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَكَيْفَ إِذْنُهَا؟ قَالَ أَنْ تَسْكُتَ
«Не женятся на женщине без её веления и не женятся на девушке, не спросив её разрешения». Его спросили о том, каким образом она даёт разрешение, и он ответил: «Молчанием» (муттафакун алейхи).
От Ибн Аббаса сообщается:
أَنَّ جَارِيَةَ بِكْراً أَتَتْ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَذَكَرَتْ أَنَّ أَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهِيَ كَارِهَةٌ، فَخَيَّرَهَا النَّبِيُّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
«Одна девушка пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала, что её отец выдал её замуж против её воли, и Посланник Аллаха ﷺ предоставил ей выбор» (вывел Абу Давуд).
Сообщается от Хансы бинт Хизам аль-Ансарийя:
أَنَّ أَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهِيَ ثَيِّبٌ فَكَرِهَتْ ذَلِكَ فَأَتَتْ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَرَدَّ نِكَاحِهَا
«что она побывала замужем, а потом отец снова выдал её замуж без её согласия. Она сказала об этом Посланнику Аллаха ﷺ, который расторг такой брак» (Бухари).
Эти хадисы ясно говорят о том, что если женщина не даёт согласие на брак, то он не может быть заключён, а если она отклоняет его или выдаётся замуж против своей воли, то такой брачный договор расторгается, кроме случаев, если она передумала и согласилась...».
Перед Вами ясные тексты, касающиеся Вашего вопроса. Повторяю, эти хадисы ясно говорят о том, что если женщина не даёт согласие на брак, то он не может быть заключён, а если она отклоняет его или выдаётся замуж против своей воли, то такой брачный договор расторгается, кроме случаев, если она передумала и согласилась.
Надеюсь, что мой ответ — исчерпывающий. Аллах Всезнающ и Мудр.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
14 Джумада аль-ахира 1441 г.х.
08.02.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»