от Абу Хамзы аш-Шарабати
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх! Пусть Аллах дарует Вашими руками победу и власть Умме, пусть Он примет Ваше поклонение.
У меня возник вопрос относительно использования Иджма ус-Сахаба (единогласие сподвижников) в качестве доказательства в то время, когда имеется Коран и Сунна. В книге «Исламская личность», 3 том, говорится: «Таким образом, Иджма ус-Сахаба — это консенсус по тому или иному хукму о том, что он является шариатским хукмом. Иджма ус-Сахаба проливает свет на существование шариатского доказательства. Однако сподвижники не передали само доказательство, а передали его хукм».
Отсюда несколько вопросов: если Иджма ус-Сахаба проливает свет на существовании того или иного доказательства, но при этом не передаёт его, то почему мы используем его в качестве доказательства, ведь уже есть Коран и Сунна? Например, в книге «Имущество в Государстве Халифат» говорится, что закят с мелкого рогатого скота является обязательным согласно Сунне и Иджма ус-Сахаба. Также в книге «Социальная система», в теме «Развод», говорится, что в основе законности по Шариату развода лежит Коран, Сунна и Иджма ус-Сахаба. Так почему мы используем в качестве доказательства Иджма ус-Сахаба, когда есть доказательства из Корана и Сунны?
Пусть Аллах воздаст Вам благом. Извиняюсь за то, что мой вопрос оказался таким длинным.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху. Пусть Аллах облагодетельствует Вас за Ваше дуа.
Мой ответ будет следующим:
1) Касательно определения Иджма, то в книге «Исламская личность», 3 том, говорится: «Что касается слова «Иджма», то в терминологии учёных науки усуль аль-фикх под ним подразумевается единодушие в том, что хукм того или иного события является хукмом Шариата … Таким образом, Иджма ус-Сахаба — это консенсус по тому или иному хукму о том, что он является шариатским хукмом. Иджма ус-Сахаба проливает свет на существование шариатского доказательства. Однако сподвижники не передали само доказательство, а передали его хукм».
2) Нужно понимать, что сподвижники знали что-то от Посланника Аллаха ﷺ, и вместо передачи нам его Сунны посредством риваята (устной передачи речи) они передали нам хукм этой Сунны посредством своего Иджма. Говоря по-другому, их единодушие встало на место Сунны. Именно отсюда появилось выражение о том, что Иджма ус-Сахаба проливает свет на доказательство, т.е. проливает свет на Сунну Посланника ﷺ, которая не была передана нам в виде текста, через риваят. Однако Иджма ус-Сахаба передала нам сам хукм этого текста. Это означает, что Иджма ус-Сахаба встаёт на место того доказательства из Сунны, которое не было передано нам.
3) Когда мы используем в качестве доказательства аят с хадисом, или хадис с хадисом, то также мы можем использовать аят с Иджма, или хадис с Иджма, поскольку Иджма — это такой же хадис, просто он не был передан нам сподвижниками посредством риваята, но был передан нам его хукм. Повторюсь ещё раз: Иджма — это хадис, который не был передан нам посредством риваята.
4) Есть ещё одна вещь, на которую необходимо обратить внимание: передача одного из хукмов посредством Иджма ус-Сахаба наряду с передачей из Корана и Сунны лишь укрепляет и подтверждает сам хукм, поскольку хукм, подтверждённый Иджма ус-Сахаба, не может быть отменён. Причина этого заключается в том, что Иджма ус-Сахаба произошла после смерти Посланника ﷺ, а, как мы знаем, отмена того или иного доказательства может быть только другим доказательством. В данном случае Иджма произошла после смерти Посланника ﷺ, т.е. после того, как прекратилось ниспосылаться Откровение. Следовательно, об отмене Иджма не может быть и речи. Именно поэтому мы сказали, что Иджма касательно того или иного хукма лишь подтверждает и усиливает сам хукм, поскольку невозможно отменить данный хукм.
5) Подводя итог: использовать в качестве доказательства хадис с Иджма — это то же самое, что использовать один хадис с другим, или использование вместе несколько доказательств. Более того, Иджма усиливает хукм и подтверждает его правильность.
Я надеюсь, что этого ответа будет достаточно, но всё же, Аллах знает лучше!
8 Зуль-хиджа 1441 г.х.
29.07.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»