от Ahmad Saleh Ajoli
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Наш достопочтенный амир, благородный шейх, да поможет Вам Аллах, дарует Вам успех и пошлёт Вам ансаров, подобных Аус и Хазрадж.
Хотел Вас спросить: закят — это индивидуальный акт поклонения, который возлагается на человека в отдельности, или его выплата, в том числе, ложится и на компании?
Для большей ясности приведу следующий пример:
У Халиля и Зайда имеется компания, доля каждого из них составляет 50%. Сам капитал компании равняется 3000 иорданских динаров. У Халиля нет денег, с которых необходимо выплачивать закят, более того, у него имеется долг в 1000 динаров. А у Зайда в его доме имеется 4000 динаров, и как раз прошёл один лунный год.
Отсюда возникает ряд вопросов: каким образом Халиль и Зайд должны рассчитать выплату закята? Должен ли каждый рассчитать свой процент в отдельности, или же закят выплачивается с капитала компании?
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху. Пусть Аллах облагодетельствует Вас за Ваше дуа. Мы просим Аллаха, чтобы Он ответил на него!
Что касается закята с золотых и серебряных денег, а также бумажных, то каждый индивид обязан выплачивать с них закят при условии, что деньги достигли нисаба и прошёл один год.
Что касается Вашего примера, то ответ будет следующий:
1) Доля Халида в компании составляет 1500 динаров, плюс он имеет долг в 1000 динаров. Это значит, что для подсчёта по выплате закята у него имеется 500 динаров, ведь сначала из его денег вычитается долг, а из оставшихся выплачивается закят. Мы объяснили доказательства этого в книге «Имущество в Государстве Халифат» в теме «Выплата закята при наличии долгов»: «Если кто-то владеет имуществом, которое достигло размера нисаба, после чего хранилось в течение года, но имеет долг в размере нисаба либо в таком размере, который при выплате долга уменьшает имущество до количества ниже размера нисаба, тот не обязан выплачивать закят. Например, у кого-то есть 1000 динаров и его долг равен 1000 динарам, либо кто-то обладает 40 золотыми динарами и имеет долг в размере 30 золотых динаров — в этих двух случаях закят не налагается, поскольку имущество фактически не достигает размера нисаба. Передаётся от Нафи, а он — от Ибн Умара: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا كَانَ لِرَجُلٍ أَلْفُ دِرْهَمٍ، وَعَلَيْهِ أَلْفُ دِرْهَمٍ، فَلاَ زَكَاةَ عَلَيْهِ
«Если человек имеет 1000 дирхамов и имеет долг в 1000 дирхамов, то на него не налагается закят» (привёл Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни»).
В случае, если после выплаты долга имущество продолжает достигать размера нисаба, тогда с него взимается закят …» (конец цитаты).
Тот расчёт, что мы упомянули до этой цитаты, основан на предположении, что у компании нет прибыли. Если же появится прибыль, то она будет считаться приростом капитала, а значит, берёт его хукм. Другими словами, полученная прибыль прибавляется к вложенному капиталу каждого партнёра с учётом его доли от прибыли, и это берётся во внимание при расчёте закята.
Таким образом, если оставшаяся сумма у Халиля согласно приведённым выше расчётам составляет 500 динаров, и эта сумма превышает нисаб, плюс прошёл уже год, тогда Халиль должен выплатить 2,5% из своих денег. Если же вышеупомянутая сумма не достигает нисаба или ещё не прошёл год, тогда Халиль не обязан выплачивать закят до тех пор, пока не будет достигнут нисаб или пока не пройдёт один год. Напомним, что полученная прибыль добавляется к капиталу.
2) Что касается Зайда, то его доля также составляет 1500 динаров, плюс в его доме ещё лежат 4000 динаров, при этом долги отсутствуют, а значит, он владеет 5500 динарами. Конечно, этот подсчёт отталкивается от предположения, что у компании нет прибыли. Если же прибыль появится, то она будет считаться приростом капитала, а значит, берёт его хукм, т.е. полученная прибыль прибавляется к вложенному капиталу каждого партнёра с учётом его доли от прибыли, и это берётся во внимание при расчёте закята.
Очевидно, что деньги Зайда достигают нисаба, т.к. сумма довольно большая: 5500 динаров. Поэтому, если пройдёт один год, то Зайд обязан выплатить 2,5% от всей имеющейся суммы, т.е. с 5500 динаров. Отсчёт года начинается с момента, когда количество денег достигло нисаба.
Я надеюсь, что этого ответа будет достаточно, и всё же, Аллах знает лучше!
19 Зуль-хиджа 1441 г.х.
09.08.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»