30
Вт, апр

Вакцинация от коронавируса

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Умму Биляль

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Да благословит Вас Аллах, дорогой амир! Пусть Вашими руками Аллах дарует победу и установит Халифат по методу пророчества, который исцелит сердца верующих людей!

Мой вопрос касается новой вакцины от коронавируса, которой ряд стран стал прививать людей. Мы видим, как многие люди боятся вакцинации, поскольку в социальных сетях распространяется много слухов об опасности данной вакцины. Также в социальных сетях пишется, что вакцинация — это мировой капиталистический заговор против человечества.

Да, мы убеждены, что исцеление — в руках Всевышнего, что у каждого человека свой срок жизни. Однако мы как носители призыва хотим знать правду о вакцине. А также мы хотим знать, является ли вакцинация ваджибом в связи с распространением эпидемии?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Как Вы знаете, мы уже давали ответы касательно лечения от коронавируса. В них мы говорили:

— если лечение несёт вред людям, тогда запрещено его применять, т.к. в хадисе говорится:

لاَ ضَرَرَ وَلاَ ضِرَارَ

«Не позволяется причинять вред ни себе, ни другим»;

— если же лечение не несёт в себе вред, но во время него используются запрещённые (мухаррам) вещи и наджас (скверна), то прибегать к нему будет макрух. Другими словами, лечиться таким образом — не харам, но имеется порицание, если человек не смог найти другой альтернативный вид лечения, которое является мубахом;

— если лечение не несёт вред, во время него не используются запрещённые (мухаррам) вещи и наджас (скверна), то прибегать к нему мандуб.

Я приведу ряд цитат из наших ответов:

1) «3. Исключением является лечение, т.к. лечение запрещёнными (мухаррам) вещами или наджасом (скверной) не является харамом:

— Доказательством, указывающим на дозволенность лечения запрещёнными (мухаррам) вещами, является хадис от Анаса (р.а.):

رَخَّصَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوْ رُخِّصَ لِلزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ وَعَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ فِي لُبْسِ الْحَرِيرِ لِحِكَّةٍ كَانَتْ بِهِمَا

«Посланник Аллаха ﷺ разрешил аз-Зубайру ибн аль-Авваму и Абдуррахману ибн Ауфу, которые страдали от чесотки, носить шёлк» (Муслим) …

— Что касается дозволенности лечения наджасом, то на это указывает хадис, переданный Бухари от Анаса (р.а.):

أَنَّ نَاسًا اجْتَوَوْا فِي الْمَدِينَةِ فَأَمَرَهُمُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَلْحَقُوا بِرَاعِيهِ يَعْنِي الْإِبِلَ فَيَشْرَبُوا مِنْ أَلْبَانِهَا وَأَبْوَالِهَا فَلَحِقُوا بِرَاعِيهِ فَشَرِبُوا مِنْ أَلْبَانِهَا وَأَبْوَالِهَا

«Некоторые люди приехали в Медину и почувствовали недомогание. В связи с этим Пророк ﷺ велел им присоединиться к его пастуху, который пас стадо верблюдов, и пить их молоко и мочу. Они присоединились к его пастуху и пили верблюжье молоко и мочу…». Под словом «اجْتَوَوْ» (почувствовали недомогание) следует понимать, что этим людям не подошла местная еда и что им нездоровилось. Следовательно, Посланник ﷺ разрешил им в целях излечения воспользоваться мочой, а она, в свою очередь — наджас» (ответ на вопрос от 26.01.2011).

2) «Ответ на это — следующий: использование хамра (опьяняющего) в лечении, а также лечение с использованием спирта … будет дозволено, но макрух. Доказательством этому служит следующее:

Приводит Ибн Маджа от Тарика ибн Сувайда аль-Хадрами (р.а.):

قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ بِأَرْضِنَا أَعْنَابًا نَعْتَصِرُهَا فَنَشْرَبُ مِنْهَا قَالَ لَا فَرَاجَعْتُهُ قُلْتُ إِنَّا نَسْتَشْفِي بِهِ لِلْمَرِيضِ قَالَ إِنَّ ذَلِكَ لَيْسَ بِشِفَاءٍ وَلَكِنَّهُ دَاءٌ

«Я спросил: «О Посланник Аллаха! В наших землях растёт виноград, который мы выжимаем и пьём». Он ﷺ ответил: «Нельзя!». Тогда я снова спросил: «Но мы лечим им наших больных». На что он ﷺ сказал: «Это не лечение, это яд».

В этом хадисе приходит запрет на использование в лечении наджаса или же запрещённого в виде хамра (вина). Однако при этом Посланник Аллаха ﷺ в другом хадисе разрешил лечение наджасом, таким как верблюжья моча. Приводит Бухари от Анаса ибн Малика (р.а.):

أَنَّ نَاسًا مِنْ عُرَيْنَةَ اجْتَوَوِا الْمَدِينَةَ فَرَخَّصَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَأْتُوا إِبِلَ الصَّدَقَةِ فَيَشْرَبُوا مِنْ أَلْبَانِهَا وَأَبْوَالِهَا

«Люди из Урайны прибыли в Медину и заболели, и Посланник ﷺ повелел им отправиться к верблюдам, предназначенным для закята, и выпить их молока и мочи …». Прибыв в Медину, люди из Урайны заболели, т.к. им не подошёл климат. Посланник Аллаха ﷺ дозволил им лечиться мочой верблюдов, хотя это является наджасом.

Также он ﷺ дозволил лечение запрещёнными (мухаррам) вещами (одеждой из шёлка). Приводят ат-Тирмизи и Ахмад от Анаса ибн Малика:

أَنَّ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ عَوْفٍ وَالزُّبَيْرَ بْنَ الْعَوَّامِ شَكَيَا الْقَمْلَ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي غَزَاةٍ لَهُمَا فَرَخَّصَ لَهُمَا فِي قُمُصِ الْحَرِيرِ

«Абдуррахман ибн Ауф и аз-Зубайр ибн аль-Аввам пожаловались Посланнику Аллаха ﷺ на чесотку в одном из сражений, и тогда он ﷺ разрешил им надеть одежду из шёлка». Далее Анас (р.а.) продолжил:

قَالَ وَرَأَيْتُهُ عَلَيْهِمَا

«И я видел её на них» (текст принадлежит ат-Тирмизи). Эти два хадиса выступают в качестве карины (посыла) на то, что запрет в хадисе Ибн Маджи — не категоричный, т.е. лечение наджасом и запрещёнными (мухаррам) вещами является макрухом» (ответ на вопрос от 19.09.2013).

3) «Вакцинация — это лечение. Лечение же является мандубом, а не фардом. Доказательства этому следующие:

1 — Приводит Бухари от Абу Хурайры (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلَّا أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё».

Приводит Муслим от Джабира ибн Абдуллаха (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ

«Для каждой болезни есть лечение, и если лечение будет соответствовать болезни, то наступит исцеление по воле Аллаха — Всемогущего и Великого».

Приводит Ахмад в своём «Муснаде» от Абдуллаха ибн Масуда (р.а.):

مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلَّا قَدْ أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً عَلِمَهُ مَنْ عَلِمَهُ، وَجَهِلَهُ مَنْ جَهِلَهُ

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает исцеление от неё. Знает об этом тот, кто знает, и не знает тот, кто не знает».

Эти хадисы указывают на то, что каждая болезнь имеет своё лечение, в ходе которого приходит выздоровление. Здесь заложен побуждающий фактор к тому, чтобы искать и находить способы исцеления, что ведёт, с дозволения Аллаха, к выздоровлению больного организма. С другой стороны — побуждение остаётся побуждением и не носит обязательный характер, т.е. не является ваджибом.

2) Приводит Ахмад от Анаса (р.а.):

إِنَّ اللَّهَ حَيْثُ خَلَقَ الدَّاءَ خَلَقَ الدَّوَاءَ فَتَدَاوَوْا

«Аллах создал болезнь и создал исцеление, так лечитесь же».

Приводит Абу Дауд от Усамы ибн Шарика (р.а.):

أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَصْحَابَهُ كَأَنَّمَا عَلَى رُءُوسِهِمُ الطَّيْرُ فَسَلَّمْتُ ثُمَّ قَعَدْتُ فَجَاءَ الْأَعْرَابُ مِنْ هَا هُنَا وَهَا هُنَا فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ أَنَتَدَاوَى فَقَالَ تَدَاوَوْا فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يَضَعْ دَاءً إِلَّا وَضَعَ لَهُ دَوَاءً غَيْرَ دَاءٍ وَاحِدٍ الْهَرَمُ

«Как-то я пришёл к Пророку ﷺ, и застал его сподвижников сидящими так, словно на головах у них птицы. Я поприветствовал присутствующих и сел. Затем с разных сторон пришли бедуины и спросили: «О Посланник Аллаха, лечиться ли нам?», — на что он ﷺ ответил: «Лечитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллах, создав болезнь, создал и исцеление от неё, кроме одной — старость». Под старостью подразумевается смерть.

В первом хадисе имеется приказ лечиться, в этом же хадисе содержится ответ бедуинам о лечении, а также обращение к другим людям, чтобы они лечились, поскольку Аллах, создав болезнь, создал и исцеление от неё. В обоих хадисах присутствует обращение в виде приказа. Приказ в основе обозначает лишь требование, а не указывает на ваджиб. Приказ будет указывать на ваджиб, если у его основания находится решительное (джазим) утверждение. Чтобы говорить о решительности, необходимо наличие карины, которая бы указывала на это. Однако в обоих хадисах отсутствует такая карина. Более того, имеются хадисы, указывающие на дозволенность оставления лечения, что опровергает обязательность лечения, о котором говорится в этих двух хадисах.

Приводит Муслим от Имрана ибн Хасина (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مِنْ أُمَّتِي سَبْعُونَ أَلْفًا بِغَيْرِ حِسَابٍ قَالُوا وَمَنْ هُمْ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ هُمُ الَّذِينَ لَا يَكْتَوُونَ وَلَا يَسْتَرْقُونَ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Зайдут в Рай без расчёта из моей Уммы семьдесят тысяч человек». Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто они?», — на что он ﷺ ответил: «Они — те, кто не просит, чтобы им читали рукъю (молитвы, используемые при лечении), не делают прижигания и на своего Господа только полагаются!». Рукъя и прижигание относятся к лечению.

Приводит Бухари от Аты ибн Абу Рабаха: «Ибн Аббас (р.а.) сказал мне:

أَلَا أُرِيَكَ امْرَأَةً مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَقُلْتُ بَلَى قَالَ هَذِهِ الْمَرْأَةُ السَّوْدَاءُ أَتَتِ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتْ إِنِّي أُصْرَعُ وَإِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ تَعَالَى لِي قَالَ إِنْ شِئْتِ صَبَرْتِ وَلَكِ الْجَنَّةُ وَإِنْ شِئْتِ دَعَوْتُ اللَّهَ تَعَالَى أَنْ يُعَافِيَكِ فَقَالَتْ أَصْبِرُ فَقَالَتْ إِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ لِي أَنْ لَا أَتَكَشَّفَ فَدَعَا لَهَا

«Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?». Я сказал: «Да». Ибн Аббас продолжил: «Эта чернокожая женщина пришла к Пророку ﷺ и сказала: «Когда у меня бывают приступы, я начинаю обнажаться. Обратись к Аллаху с мольбой за меня!», — на что он ﷺ сказал: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе будет Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: «Я буду терпеть», — а потом добавила: «Я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась», — и он ﷺ обратился к Аллаху с мольбой за неё». Оба хадиса указывают на дозволенность оставления лечения.

Упомянутое выше указывает на то, что такие выражения как «так лечитесь же» и «лечитесь» не являюется ваджибом. Следовательно, приказ, присутствующий в хадисах, либо указывает на мубах, либо на мандуб, т.к. имеется сильное побуждение к лечению со стороны Посланника Аллаха ﷺ. Другими словами, приказ лечиться, пришедший в хадисах, указывает на то, что лечиться — мандуб.

Следовательно, вакцинация будет мандубом, т.к. вакцинация относится к лечению, а лечение, как мы уже сказали, мандуб. Если подтвердится, что какой-то вид вакцины наносит вред, как, например, его вещества испорчены или несут вред по той или иной причине, в таком случае делать вакцину такими препаратами — харам. Данное решение основывается на правиле о вреде, выведенном из хадиса Пророка ﷺ, который сообщил Ахмад от Ибн Аббаса (р.а.):

لاَ ضَرَرَ وَلاَ ضِرَارَ

«Не позволяется причинять вред ни себе, ни другим». Однако подобного рода случаи с вакцинами крайне редки …

Говоря о Халифате, несомненно, в нём будет практиковаться вакцинация населения, преимущественно от инфекционных и им подобных заболеваний. Лекарство будет качественным без каких-либо недостатков. Но нельзя забывать, что именно Аллах дарует исцеление:

وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ

«Который исцеляет меня, когда я заболеваю» (26:80).

Общеизвестно в Шариате, что для халифа является ваджибом уделять особое внимание здравоохранению, т.к. это относится к заботе о населении согласно словам Посланника Аллаха ﷺ:

اَلْإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам является попечителем и несущим ответственность за своих подданных» (Бухари от Абдуллаха ибн Умара). Данный текст является общим (амм), а значит, он включает в себя аспект того, что государство несёт ответственность за здравоохранение и медицину, поскольку это — из области заботы о населении.

Имеются и отдельные (хасс) доказательства о здравоохранении и медицине:

— Приводит Муслим от Джабира (р.а.):

بَعَثَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ طَبِيباً فَقَطَعَ مِنْهُ عِرْقاً ثُمَّ كَوَاهُ عَلَيْهِ

«Посланник Аллаха ﷺ отправил к Убаю ибн Каабу врача, который надрезал ему вену, а затем прижёг её».

— Приводит Хаким в «Аль-Мустадрак» от Зайда ибн Асляма, который передал следующие слова своего отца:

مَرِضْتُ فِي زَمَانِ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ مَرَضاً شَدِيداً فَدَعَا لِي عُمَرُ طَبِيباً فَحَمَانِي حَتَّى كُنْتُ أَمُصُّ النَّوَاةَ مِنْ شِدَّةِ الْحِمْيَةِ

«Я очень сильно заболел во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба, и тогда Умар вызвал ко мне врача, который посадил меня на такую диету, что я обсасывал косточки от её строгости». Мы видим, как Посланник Аллаха ﷺ в статусе правителя послал врача к Убаю, и Умар в качестве правителя вызвал врача для лечения Зайда. Оба факта являются доказательствами того, что здравоохранение и медицина относятся к основным потребностям граждан, которые государство должно удовлетворять на бесплатной основе» (ответ на вопрос от 18.11.2013).

Подводя итоги:

1) Вакцинация является мандубом, а не фардом.

2) Если в вакцине присутствуют вредные вещества, то использовать её — харам.

3) Если в вакцине нет вредных веществ, но есть запрещённые вещества или наджас, то использовать такую вакцину можно, но макрух. Другими словами, использовать такую вакцину — не харам.

4) Таким образом, больной мусульманин вначале ищет то лекарство, которое будет мубахом, если же такого не обнаружит, то ему можно использовать иное лекарство, но это будет макрухом.

5) Следовательно, ответ на Ваш вопрос будет выглядеть следующим образом:

Вакцины, которые содержат запрещённые вещества или наджас, дозволены, но это будет макрухом. Причина этого заключается в том, что вакцинация относится к лечению, а лечиться запрещёнными веществами или наджасом — макрух. Если же обнаружится, что вакцина несёт вред человеку, тогда её использовать запрещено.

Что касается меня, то до сих пор я не пришёл к окончательному решению о вреде лечения от коронавируса посредством вакцины, поэтому этот вопрос я оставляю на усмотрение шабабов. Пусть они поступят в соответствии с тем, что вызывает у них доверие в рамках упомянутого выше.

Мы просим Аллаха защитить нас и мусульман от всех болезней, ведь Он — Слышащий и Отвечающий на мольбы!

 

9 Джумада аль-ахира 1442 г.х.
20.01.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню