21
Чт, нояб

Хадисы, повествующие о том, что Пророк ﷺ подвергся влиянию колдовства, отвергается по своему содержанию (дираятан), поскольку они противоречат концепции непогрешимости Пророка ﷺ

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Раби ар-Раби

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Мой дорогой брат! Мой вопрос касается хадиса про Лябида ибн аль-Асама и колдовских действий в отношении Пророка ﷺ: подрывает ли хадис непогрешимость Пророка ﷺ? Хотя Аллах говорит:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى ٣ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение» (53:3,4),

يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ ۖ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ ۚ وَاللَّهُ يَعْصِمُكَ مِنَ النَّاسِ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ

«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесёшь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей» (5:67),

إِذْ يَقُولُ الظَّالِمُونَ إِن تَتَّبِعُونَ إِلَّا رَجُلًا مَّسْحُورً

«то беззаконники говорят: «Вы следуете всего лишь за околдованным человеком» (17:47). Отсюда возникает ещё вопрос: отвергается ли хадис Аиши о том, что Лябид ибн аль-Асам совершил колдовские действия против Пророка ﷺ, по своему содержанию (дираятан), поскольку он противоречит концепции непогрешимости Пророка ﷺ?

Пусть Аллах направит Вас к благому и установлению Халифата, чтобы в Судный день Вы были собраны вместе с пророками, правдивыми, праведными и шахидами. Пусть Аллах защитит Вас, наш дорогой шейх.

Ответ:

Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху.

1) Да, хадис отвергается по своему содержанию (дираятан). Быть отвергнутым по своему содержанию (дираятан) означает следующее:

В книге «Исламская личность», 1 том, в теме «Сунна является шариатским доказательством подобно Корану» пишется: «Следует понимать, что хадис отвергается в том случае, если происходит так, что он противоречит категоричному смыслу Корана. В этом случае такой хадис отвергается по своему содержанию (дираятан), ибо его смысл противоречит Корану» (конец цитаты). В книге «Исламская личность», 3 том, в теме «Условия принятия хадиса категории ахад» пишется: «Хадис категории ахад принимается, если он соответствует условиям принятия передачи (риваятан) и смыслового содержания (дираятан) <…> Что касается условий принятия хадиса категории ахад по смысловому содержанию (дираятан), то они таковы: хадис не должен противоречить тому, что сильнее него. Например, хадис не должен противоречить аяту, или хадису категории мутаватир, или хадису категории машхур» (конец цитаты).

2) Чтобы ещё больше прояснить данный вопрос, я упомяну следующие моменты:

а) Посланник ﷺ защищён от совершения какого-либо харама и макруха. Доказательства, указывающие на это, неопровержимы, ведь всё, что делает Посланник ﷺ, относится к роду Откровения, будь то фард, мандуб или мубах. Аллах говорит:

إِنْ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَىٰ إِلَيَّ

«Я следую только тому, что внушается мне в откровении» (9:26),

إِنَّمَآ أَتَّبِعُ مَا يُوحَىٰٓ إِلَيَّ مِن رَّبِّي

«Я только следую за тем, что ниспосылается в Откровении мне от моего Господа» (7:203),

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7),

إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ

«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах» (3:31).

Так же и то, что говорит Посланник ﷺ, будь то приказ или запрет, является Откровением от Аллаха.

б) Вы правы, когда сказали, что неверные обвинил Посланника ﷺ в том, что он подвергся влиянию колдовства, но Коран опровергает подобное, заявив, что он ﷺ не подвергся такому влиянию. Аллах говорит:

نَّحْنُ أَعْلَمُ بِمَا يَسْتَمِعُونَ بِهِ إِذْ يَسْتَمِعُونَ إِلَيْكَ وَإِذْ هُمْ نَجْوَىٰ إِذْ يَقُولُ الظَّالِمُونَ إِن تَتَّبِعُونَ إِلَّا رَجُلًا مَّسْحُورًا

«Мы лучше знаем, что именно они слушают, когда слушают тебя. А когда они совещаются втайне, то беззаконники говорят: «Вы следуете всего лишь за околдованным человеком» (17:47).

Комментируя этот аят, аль-Куртуби писал: «Они слушали, как Пророк ﷺ читает Коран, а затем расходились и говорили: «Он — колдун и находится под влиянием колдовства!». Аллах сообщил об этом Пророку ﷺ, — об этом упомянули Катада и другие.

وَإِذْ هُمْ نَجْوَىٰ

«А когда они совещаются втайне», — т.е. обсуждают твоё дело наедине. Катада сказал: «Наедине они обсуждали, что он безумен, он — колдун, он — рассказчик легенд древних народов и т.п. вещи». Другие сказали, что аят был ниспослан, когда Утба позвал знатных курайшитов на трапезу, приготовленную для них, и в тот момент к ним вошёл Пророк ﷺ, прочитал для них Коран и призвал к Аллаху. Оставшись наедине, они стали говорить друг другу, что он колдун и безумен». Третьи сказали, что Пророк ﷺ приказал Али приготовить еду и пригласить знатных курайшитов из числа многобожников. Али сделала это; когда же они пришли на трапезу, Пророк ﷺ вошёл к ним и прочитал для них Коран, а затем призвал к единобожию (таухиду). Пророк ﷺ обратился к ним со словами:

قُولُوا لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ لِتُطِيعَكُمُ الْعَرَبُ وَتَدِينَ لَكُمُ الْعَجَمُ

«Скажите: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха», — и тогда вам подчинятся арабы и покорятся неарабы». Однако курайшиты отказались от предложенного. После того, как они послушали чтение Корана, то, оставшись наедине, стали говорить друг другу: «Он — колдун, он подвергся влиянию колдовства». И тогда был ниспослан данный аят. Аз-Зуджадж сказал: «Слово «نَجْوَىٰ» (тайное совещание) является масдаром (отглагольное имя существительное)».

إِذْ يَقُولُ الظَّالِمُونَ

«то беззаконники говорят», т.е. Абу Джахль, аль-Валид ибн аль-Мугира и им подобные.

إِن تَتَّبِعُونَ إِلَّا رَجُلًا مَّسْحُورًا

«Вы следуете всего лишь за околдованным человеком», т.е. следуете за тем, на кого повлияло колдовство, в результате чего он стал не в состоянии разумно рассуждать и действовать. Подобные слова они говорили, чтобы отогнать людей от Пророка ﷺ» (конец цитаты).

Сама формулировка (мантук) благородного аята является ответом на то, что многобожники говорили о Посланнике ﷺ, из чего понимается, что он ﷺ не был колдуном и не повергся влиянию колдовства. Также в 25 суре с 7 по 9 аят говорится:

وَقَالُوا مَالِ هَٰذَا الرَّسُولِ يَأْكُلُ الطَّعَامَ وَيَمْشِي فِي الْأَسْوَاقِ ۙ لَوْلَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَلَكٌ فَيَكُونَ مَعَهُ نَذِيرًا ‎٧‏ أَوْ يُلْقَىٰ إِلَيْهِ كَنزٌ أَوْ تَكُونُ لَهُ جَنَّةٌ يَأْكُلُ مِنْهَا ۚ وَقَالَ الظَّالِمُونَ إِن تَتَّبِعُونَ إِلَّا رَجُلًا مَّسْحُورًا ‎٨‏ انظُرْ كَيْفَ ضَرَبُوا لَكَ الْأَمْثَالَ فَضَلُّوا فَلَا يَسْتَطِيعُونَ سَبِيلًا

«Они сказали: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был ниспослан ангел, который предостерегал бы вместе с ним? Почему ему не даровано сокровище? Почему у него нет сада, из которого он бы вкушал?». Беззаконники сказали: «Воистину, вы следуете лишь за околдованным мужем». Посмотри, как они приводят тебе притчи! Они впали в заблуждение и не могут найти дороги». Содержание (мантук) данного аята также является ответом на то, что раньше говорили о Посланнике ﷺ, т.е. что он околдован. Аят ясно и понятно говорит, что Посланник ﷺ не околдован и не подвергался воздействию колдовства.

в) Ислам определил наказание для колдуна в виде смертной казни. Доказательств на это огромное количество, и они хорошо известны учёным. Вот некоторые из них:

— Привёл аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» (сказав, что хадис имеет сахих иснад) от Джундуба аль-Хайра: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

حَدُّ السَّاحِرِ ضَرْبَةٌ بِالسَّيْفِ

«Шариатское наказание для колдуна — отрубание [головы] мечом».

— Привёл Шафии в «Муснаде»: «Нам сообщил Суфьян от Амра ибн Динара, что он слышал, как Баджаля говорил:

كَتَبَ عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنِ اقْتُلُوا كُلَّ سَاحِرٍ وَسَاحِرَةٍ قَالَ فَقَتَلْنَا ثَلَاثَ سَوَاحِرَ قَالَ وَأُخْبِرْنَا أَنَّ حَفْصَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَتَلَتْ جَارِيَةً لَهَا سَحَرَتْهَا

«Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) издал указ: «Убивайте каждого колдуна и колдунью!». И мы убили трёх колдунов. Нам также сообщили, что Хафса, жена Пророка ﷺ, убила свою рабыню, поскольку она околдовала её».

Следовательно, наказание колдуна — смерть, и это известное положение в религии.

3) Теперь мы ответим на Ваш вопрос о хадисе, в котором говорится, что Лябид ибн аль-Асам околдовал Посланника ﷺ. Данный хадис звучит следующим образом: привёл Муслим от Аиши:

سَحَرَ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَهُودِيٌّ مِنْ يَهُودِ بَنِي زُرَيْقٍ يُقَالُ لَهُ لَبِيدُ بْنُ الْأَعْصَمِ قَالَتْ حَتَّى كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ أَنَّهُ يَفْعَلُ الشَّيْءَ وَمَا يَفْعَلُهُ حَتَّى إِذَا كَانَ ذَاتَ يَوْمٍ أَوْ ذَاتَ لَيْلَةٍ دَعَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ دَعَا ثُمَّ دَعَا ثُمَّ قَالَ يَا عَائِشَةُ أَشَعَرْتِ أَنَّ اللهَ أَفْتَانِي فِيمَا اسْتَفْتَيْتُهُ فِيهِ جَاءَنِي رَجُلَانِ فَقَعَدَ أَحَدُهُمَا عِنْدَ رَأْسِي وَالْآخَرُ عِنْدَ رِجْلَيَّ فَقَالَ الَّذِي عِنْدَ رَأْسِي لِلَّذِي عِنْدَ رِجْلَيَّ أَوِ الَّذِي عِنْدَ رِجْلَيَّ لِلَّذِي عِنْدَ رَأْسِي مَا وَجَعُ الرَّجُلِ قَالَ مَطْبُوبٌ قَالَ مَنْ طَبَّهُ قَالَ لَبِيدُ بْنُ الْأَعْصَمِ قَالَ فِي أَيِّ شَيْءٍ قَالَ فِي مُشْطٍ وَمُشَاطَةٍ قَالَ وَجُفِّ طَلْعَةِ ذَكَرٍ قَالَ فَأَيْنَ هُوَ قَالَ فِي بِئْرِ ذِي أَرْوَانَ قَالَتْ فَأَتَاهَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي أُنَاسٍ مِنْ أَصْحَابِهِ ثُمَّ قَالَ يَا عَائِشَةُ وَاللهِ لَكَأَنَّ مَاءَهَا نُقَاعَةُ الْحِنَّاءِ وَلَكَأَنَّ نَخْلَهَا رُءُوسُ الشَّيَاطِين قَالَتْ فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللهِ أَفَلَا أَحْرَقْتَهُ قَالَ لَا أَمَّا أَنَا فَقَدْ عَافَانِي اللهُ وَكَرِهْتُ أَنْ أُثِيرَ عَلَى النَّاسِ شَرّاً فَأَمَرْتُ بِهَا فَدُفِنَتْ

«[Однажды] Посланник Аллаха ﷺ был околдован иудеем из Бану Зурайк, которого звали Лябид ибн аль-Асам. В результате Посланнику Аллаха ﷺ стало казаться, будто он делал то, чего [на самом деле] не делал. В один из дней или ночей в течение долгого времени он ﷺ стал делать дуа, после чего сказал: «О Аиша! Ощутила ли ты, что Аллах дал мне наставление относительно того, о чём я спросил Его? Ко мне пришли двое мужчин, один из них сел у моей головы, а другой — у моих ног. Тот, что сел у моей головы, сказал тому, кто сел у моих ног: «Почему этот человек страдает?», — на что другой ответил: «Он околдован». [Первый] спросил: «Кто околдовал его?». [Второй] ответил: «Лябид ибн аль-Асам». [Первый] спросил: «В чём находится колдовство?». [Второй] ответил: «В гребне с очёсками и высохшем соцветии финиковой пальмы мужского пола». [Первый] спросил: «Где же всё это находится?». [Второй] ответил: «В колодце Зу Арван». Затем Посланник Аллаха ﷺ отправился туда вместе с некоторыми из своих сподвижников. А после возвращения сказал мне: «О Аиша! Клянусь Аллахом, вода колодца похожа на разведённую хну, а верхушки пальм рядом с ним похожи на головы шайтанов». Я спросила: «Почему же ты не достал это оттуда?», — на что он ﷺ сказал: «Меня исцелил Аллах, а [эти вещи] я [не стал доставать, ибо] не хотел причинять людям зло. Поэтому я приказал засыпать колодец, и он был засыпан».

Глядя на этот хадис, становится ясно, что он противоречит следующим вещам:

1. Хадис противоречит концепции непогрешимости Посланника ﷺ, поскольку он повествует, что Посланнику ﷺ стало казаться, будто он делает то, чего на самом деле не делает. Например, ему могло казаться, что он ﷺ совершил зухр намаз, но на самом деле он этого не делал. Получается, что Посланник ﷺ совершает действия, которые не являются Откровением. А это всё противоречит тому факту, что Посланник ﷺ непогрешим в своих действиях и высказываниях благодаря Откровению.

2. Не говоря уже о том, что Посланник ﷺ не убил Лябида ибн аль-Асама. Бухари приводит, что Лябид был лицемером, т.е. претворялся, что он — мусульманин, а значит, в отношении него претворяются хукмы Шариата. Да, факихи разногласят относительно смертной казни для колдуна-зиммия, но они единогласны в том, что колдун-мусульманин должен быть убит при определённых условиях. Лябид внешне показывал, что он — мусульманин, а значит, к нему применимы хукмы Шариата, однако он не был убит согласно версиям хадисов о Лябиде.

3. Хадис противоречит пониманию аятов Корана:

نَّحْنُ أَعْلَمُ بِمَا يَسْتَمِعُونَ بِهِ إِذْ يَسْتَمِعُونَ إِلَيْكَ وَإِذْ هُمْ نَجْوَىٰ إِذْ يَقُولُ الظَّالِمُونَ إِن تَتَّبِعُونَ إِلَّا رَجُلًا مَّسْحُورًا

«Мы лучше знаем, что именно они слушают, когда слушают тебя. А когда они совещаются втайне, то беззаконники говорят: «Вы следуете всего лишь за околдованным человеком» (17:47);

وَقَالُوا مَالِ هَٰذَا الرَّسُولِ يَأْكُلُ الطَّعَامَ وَيَمْشِي فِي الْأَسْوَاقِ ۙ لَوْلَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَلَكٌ فَيَكُونَ مَعَهُ نَذِيرًا ‎٧‏ أَوْ يُلْقَىٰ إِلَيْهِ كَنزٌ أَوْ تَكُونُ لَهُ جَنَّةٌ يَأْكُلُ مِنْهَا ۚ وَقَالَ الظَّالِمُونَ إِن تَتَّبِعُونَ إِلَّا رَجُلًا مَّسْحُورًا ‎٨‏ انظُرْ كَيْفَ ضَرَبُوا لَكَ الْأَمْثَالَ فَضَلُّوا فَلَا يَسْتَطِيعُونَ سَبِيلًا

«Они сказали: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был ниспослан ангел, который предостерегал бы вместе с ним? Почему ему не даровано сокровище? Почему у него нет сада, из которого он бы вкушал?». Беззаконники сказали: «Воистину, вы следуете лишь за околдованным мужем». Посмотри, как они приводят тебе притчи! Они впали в заблуждение и не могут найти дороги» (25:7–9). Также обратитесь к абзацу под буковой «б» под цифрой 2.

Таким образом, данный хадис и остальные ему подобные хадисы (несмотря на их сахих иснады), в которых говорится, что Посланник ﷺ подвергся влиянию колдовства, отвергаются по своему содержанию (дираятан), т.к. Посланник ﷺ не подвергался колдовству. Причина этого заключается в том, что если хадис с сахих иснадом противоречит аяту Корана, который категоричен по своему указанию, то такой хадис отвергается по своему содержанию (дираятан).

Я надеюсь, что этот ответ стал исчерпывающим, но Аллаху более известно!

 

16 Зуль-када 1443 г.х.
15.06.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»