21
Чт, нояб

Является ли басмала (бисмилля́хир-рахма́нир-рахи́м) аятом суры «Аль-Фатиха»?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Бакра Саида

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Мой вопрос таков: если учёные единогласны в том, что отрицающий басмалу как аят суры «Аль-Фатиха» не является неверующим, поскольку на это указывают хадисы категории ахад, а не хадисы категории мутаватир, то как басмала может иметь нумерацию в некоторых мусхафах в начале суры «Аль-Фатиха»? Когда басмалу стали нумеровать как аят суры «Аль-Фатиха»? Сколько аятов у суры «Аль-Фатиха», ведь в разных мусфахах пишется по-разному? Может ли разногласие в данном вопросе противоречить вопросу «сохранение Аллахом Священного Корана»? Какова позиция грядущего Исламского Государства относительно присутствия чего-то, что не является мутаватиром, в мусхафе, как, например, басмалы и завершающего Коран дуа, который сегодня печатается в конце мусхафов?

Да благословит Вас Аллах!

Ответ: Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху.

Касательно басмалы, то 21 Раби уль-ахира 1432 г.х. (26.03.2011 г.) мы в ответе на вопрос писали следующее: «Что касается басмалы, то она является частью Корана:

إِنَّهُ مِن سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

«Оно — от Сулеймана, и в нём сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» (27:30).

Относительно суры «Аль-Фатиха» и других сур, то учёными рассматривается вопрос: является ли басмала частью сур, или же она используется в качестве разделения между ними? Однако это разногласие не несёт в себе вреда, поскольку сторонники как первого, так и второго мнения единогласны в том, что басмала является 30 аятом 27 суры Корана. Их разногласие касается басмалы в начале сур кроме 9 суры, т.е. является ли басмала первым аятом сур Корана, в частности — суры «Аль-Фатиха», или же таковым она не является. Их разногласие влияет лишь на чтение басмалы в намазах, будь то намаз читаемый вслух или про себя. Всё это происходит в рамках шариатских законов, выведенных муджтахидами» (конец цитаты). Для внесения ясности в Ваши вопросы я добавлю следующее:

1) В книге «Исламская личность», 1 том, в теме «Благородный Коран» говорится: «Один раз в каждом году ангел Джибриль прочитывал Посланнику ﷺ всё то, что было уже ниспосланным из Корана. В год смерти Посланника Аллаха ﷺ Джибриль прочитал ему весь Коран дважды. Передаётся от Аиши (р.а.), которая передала от Фатимы (р.а.) следующее: «Пророк ﷺ открыл мне тайну, сказав:

أَسَرَّ إِلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ جِبْرِيلَ كَانَ يُعَارِضُنِي الْقُرْآنَ كُلَّ سَنَةٍ مَرَّةً وَإِنَّهُ عَارَضَنِي الْعَامَ مَرَّتَيْنِ وَلَا أُرَاهُ إِلَّا حَضَرَ أَجَلِي

«Джибриль каждый год представлял мне Коран, а в этом году он представил его для меня дважды. Я думаю, что это связано с приближением моей смерти» (Бухари).

Передаётся от Абу Хурайры:

كَانَ يَعْرِضُ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْقُرْآنَ كُلَّ عَامٍ مَرَّةً فَعَرَضَ عَلَيْهِ مَرَّتَيْنِ فِي الْعَامِ الَّذِي قُبِضَ فِيهِ

«Один раз в каждом году Пророку представлялся Коран, а в год его смерти Коран был представлен ему дважды» (Бухари).

Представление Корана Джибрилем Посланнику ﷺ один раз в год означает показ расположения аятов по отношению друг к другу и их местонахождение в сурах, потому что представить книгу означает представить её предложения, слова и их порядок. Представление Корана два раза в год так же означает показ расположения аятов в отношении друг друга и расположение их в сурах. Ещё, исходя из значения хадиса, можно понять, что речь идёт о показе порядка сур в отношении друг друга. Однако имеются другие достоверные хадисы, которые открыто говорят о смысле расположения аятов. Эти хадисы указывают на расположение аятов в отношении друг друга и их местоположение в сурах:

ضَعُوا هَذِهِ الْآيَاتِ فِي سُورَةِ كَذَا بَعْدَ آيَةِ كَذَا

«Поместите эти аяты в такой-то суре после такого-то аята»,

ضَعُوا هَؤُلَاءِ الْآيَاتِ فِي السُّورَةِ الَّتِي يُذْكَرُ فِيهَا كَذَا وَكَذَا

«Поместите эти аяты в той суре, где упоминается то-то и то-то».

Завершение одной суры и начало другой происходило согласно приказу Аллаха посредством Джибриля. Передаётся от Ибн Аббаса:

كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَعْلَمُ خَتْمَ السُّورَةِ حَتَّى يَنْزِلَ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

«Пророк не знал о завершении суры, пока не ниспосылалось «бисмилля́хир-рахма́нир-рахи́м».

В другой версии:

فَإِذَا نَزَلَتْ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ عَلِمُوا أَنَّ السُّورَةَ قَدِ انْقَضَتْ

«И, если ниспосылалось «бисмилля́хир-рахма́нир-рахи́м», они понимали, что сура завершилась» (привели аль-Байхакый и Абу Дауд).

Всё это однозначно говорит о том, что порядок аятов в сурах, форма самих сур с точки зрения количества аятов и месторасположение аятов определены Всевышним Аллахом (т.е. является Откровением). И таким же образом Умма передала данный Коран от своего Пророка ﷺ, и это подтверждено посредством таватура» (конец цитаты).

2) Когда сподвижники утвердили мусхаф Усмана, они подтвердили, что басмала ставится в начале «Аль-Фатихи» и в начале остальных сур, за исключением суры «Тауба». Однако остался неясным один момент: означает ли это, что басмала является аятом в каждой суре, где она была поставлена, т.е. в суре «Аль-Фатиха» и других сурах, кроме «Таубы», или же басмала предназначена для разделения сур? Именно поэтому между учёными возникло разногласие о том, является ли басмала аятом «Аль-Фатихи» и аятом остальных сур. Несмотря на это разногласие, все учёные признают, что басмала записана в мусхафе, с чем единогласно согласились сподвижники, т.е. они согласились с тем, что басмала должна быть записана в начале «Аль-Фатихи» и в начале других сур, кроме суры «Тауба». Другими словами, с согласия всех сподвижников в мусхафе Усмана басмала была помещена в начале «Аль-Фатихи» и других сур, кроме «Таубы».

3) В книге «Аль-Иткан фи улум аль-куръан» Джалалуддин ас-Суюти писал: «Сура «Аль-Фатиха» по мнению большинства учёных имеет семь аятов. Поэтому куфийцы и мекканцы пронумеровали басмалу как аят без нумерации аята «тех, кого Ты облагодетельствовал», другие же сказали обратное. Аль-Хасан сказал: «У «Фатихи» — восемь аятов, засчитав их оба, другие сказали: «Шесть», — исключив их оба, а третьи сказали о девяти аятах — добавив к ним ещё отдельно и посчитав как аят слова «Тебе мы поклоняемся». Первое мнение подкрепляется тем, что привели Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, аль-Хаким и ад-Дарукъутни и другие от Умму Салямы, что Пророк ﷺ читал «Аль-Фатиху» следующим образом:

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (1) الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (2) الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (3) مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ (4) إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ (5) اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ (6) صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلا الضَّالِّينَ (7)

Во время чтения он ﷺ разделял аяты друг от друга и даже пересчитывал их для бедуинов. Так выражение «بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ» он посчитал аятом, при этом «عَلَيْهِمْ» не отнёс к отдельному аяту. Ад-Дарукъутни привёл это с достоверным иснадом от Абду Хайра, который сказал: «Однажды Али спросили о семи часто повторяемых (ас-сабъу аль-масани).1 На это он сказал: «الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ». Тогда ему сказали: «Она состоит из шести аятов!». На что он сказал: «بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ» является тоже аятом» (конец цитаты).

Из всего этого становится понятным, что вердикт о басмале с точки зрения того, к чему её относить, будет вопросом иджтихада со своими достоверными доказательствами и своими последователями в этом вопросе. И это будет дозволено по Шариату.

4) Что касается проставления диакритических точек, харакатов, знаков остановок и т.д. в мусхафе, или того, что было помещено в некоторых мусхафах в виде дуа в конце мусхафа, или тафсиров и разъяснений на полях страниц, то подобного рода вещи никак не влияют на аяты, т.е. аяты не смешиваются с ними. Причина этого заключается в том, что Умма в своё время уделила огромное внимание Корану, миллионы её сынов заучили его наизусть, передавали из уст в уста, что достигло степени таватура. В результате подобного подхода стало невозможным смешать аяты со словами людей и сбить Умму с толку. Учитывая, что нет опасности смешения Корана с другими вещами, столетия назад Умма поместила в мусхафах то, что облегчает мусульманам чтение аятов, в виде диакритических точек, харакатов и т.д., но при этом они никак не влияют на сами аяты. Именно поэтому грядущий Халифат не будет препятствовать наличию подобных вещей в мусхафах.

Подводя итог: возникновение разногласия в иджтихаде относительно басмалы сводится к тому, является ли она аятом «Аль-Фатихи» или нет, сколько аятов у «Аль-Фатихи» — шесть или семь, нужно ли читать басмалу вслух или про себя во время намаза и т.д. Но все эти разногласия никак не влияют на сохранение Корана Аллахом, поскольку басмала является аятом суры «Ан-Намль». Коран собран в одном мусхафе со времён праведных халифов согласно тому, как он был записан в присутствии Посланника ﷺ и как он был заучен от него ﷺ. Как же был прав Всевышний, когда сказал:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9)!

Я надеюсь, что этот ответ будет исчерпывающим, но Аллаху более известно!
26 Зуль-када 1443 г.х.
25.06.2022 г.

 Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»