Ответ на вопрос от Ahmad Sadid
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
У меня возник вопрос о тех, кто сегодня служит в полиции или армии мусульманских стран. Каково решение Шариата о них?
Я являюсь членом Хизб ут-Тахрир, и этот вопрос интересует меня, так как мой брат и мой отец являются офицерами армии Афганистана.
Да вознаградит Вас Аллах благом!
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Брат мой, что касается Вашего беспокойства о службе отца и брата в армии Афганистана, то ранее мы давали ответ на вопрос о том, допустимо ли служить в армии. Мы сказали о том, что в некоторых случаях допустимо служить в армии, а в некоторых — недопустимо. Процитируем снова наш ответ:
Сообщается от Абу Саида и Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيَأْتِيَنَّ عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ يَكُونُ عَلَيْهِمْ أُمَرَاءُ سُفَهَاءُ، يُقَدِّمُونَ شِرَارَ النَّاسِ وَيُظْهِرُونَ بِخِيَارِهِمْ، وَيُؤَخِّرُونَ الصَّلَاةَ عَنْ مَوَاقِيتِهَا، فَمَنْ أَدْرَكَ ذَلِكَ مِنْكُمْ فَلَا يَكُونَنَّ عَرِيفاً وَلَا شُرَطِيّاً وَلَا جَابِياً وَلَا خَازِناً
«Настанут для людей такие времена, когда править будут вами правители-глупцы, которые будут выводить вперёд наихудших из людей и отдалять наилучших из них и которые станут оттягивать молитву до выхода её времени. И тот из вас, кто застанет это, пусть не будет ни советником, ни солдатом (шурта), ни сборщиком налогов, ни казначеем!». Хадис вывел Абу Яйля. Все передатчики хадиса входят в категорию «сахих», кроме Абдуррахмана ибн Масуда, который входит в категорию «лицо, заслуживающее доверия».
В риваяте, который приводится в книге «Кянз аль-Уммаль» от аль-Хатыба, далее — от Абу Хурайры, говорится:
فَمَنْ أَدْرَكَهُمْ فَلَا يَكُونَنَّ لَهُمْ عَرِيفاً، وَلَا جَابِياً، وَلَا خَازِناً، وَلَا شُرَطِيّاً
«И тот из вас, кто застанет их, пусть не будет для них ни советником, ни сборщиком налогов, ни казначеем, ни солдатом!».
При внимательном рассмотрении вопроса выясняется следующее:
1) В хадисе Абу Яйлы Посланник Аллаха ﷺ абсолютно запретил занимать четыре должности во времена правления глупцов и беззаконников. В хадисе из книги «Кянз аль-Уммаль» Пророк ﷺ запретил занимать четыре должности именно в правительстве беззаконников, поскольку говорится «пусть не будет для них». То есть запрещается быть личными охранниками таких правителей, собирать деньги для них и быть хранителем этих денег. Следовательно, абсолютный запрет в первом хадисе конкретизируется во втором хадисе. Поэтому запрет касается не всякого советника, сборщика налогов, казначея и солдата в странах, которые не управляются Исламом, а именно — того советника, сборщика налогов, казначея и солдата, который непосредственно работает с этими правителями.
2) Кто довольствуется правлением глупцов и беззаконников, тот будет грешником независимо от того, служит он в армии или нет. Отказ работать над сменой правителя, который не правит по Исламу, отказ порицать такого правителя или просто проявлять довольство таким правителем — всё это считается большим грехом, так как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ، فَمَنْ كَرِهَ فَقَدْ بَرِئَ، وَمَنْ أَنْكَرَ فَقَدْ سَلِمَ، وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ
«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…» (Муслим).
3) Обращаться с талаб ан-нусрой к людям из силовых ведомств, будь то личной охраны правителя или другим, чтобы сместить с правления глупца и беззаконника, правящего не по законам Аллаха, — дозволенное действие. Но это дозволено делать только после того, как им будет разъяснена реальность существующей системы, на которую они работают, а также необходимость сменить её. Если они согласятся и примут это, ответив на призыв Аллаха и Его Посланника ﷺ, а затем используют своё положение для приближения установления Закона Аллаха, тогда это будет великим свершением.
Посланник Аллаха ﷺ отправлялся к племенам, которые на тот момент были неверующими, призывая их к Исламу. Если они принимали Ислам, тогда он обращался к ним с талаб ан-нусрой для установления Закона Аллаха. Поэтому, если служащие в армиях правителей-беззаконников ответят на призыв истины и познакомятся с решением Шариата, которое гласит о необходимости выступать против беззаконников и смещать их с власти, и будут готовы работать на пути Аллаха, тогда обращение к ним с талаб ан-нусрой дозволено.
4) Сражение на стороне правителей-беззаконников дозволено в случае, если война идёт против неверных, а не мусульман. Джихад является обязанностью мусульман в любом положении, если они находятся под управлением мусульманина, каким бы он ни был, благочестивым или нечестивцем. И сражаться на его стороне дозволено до тех пор, пока идёт война с неверными. Аяты по этому вопросу являются абсолютными и ничем не обуславливают джихад:
وَمَا لَكُمۡ لَا تُقَٰتِلُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ
«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха» (4:75),
ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ يُقَٰتِلُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِۖ
«Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха» (4:76),
۞فَلۡيُقَٰتِلۡ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ يَشۡرُونَ ٱلۡحَيَوٰةَ ٱلدُّنۡيَا
«Пусть сражаются на пути Аллаха те, которые покупают мирскую жизнь» (4:74).
В аятах не идёт речи о правителях-беззаконниках, а лишь говорится об обязательности сражения с неверными.
Есть хадисы, которые прямо указывают на то, что беззаконие правителя не мешает вступать в сражение на его стороне против неверных. В них говорится о том, что джихад нужно вести, даже если придётся сражаться на стороне нечестивца. Сообщается от Анаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَالْجِهَادُ مَاضٍ مُنْذُ بَعَثَنِي اللَّهُ إِلَى أَنْ يُقَاتِلَ آخِرُ أُمَّتِي الدَّجَّالَ، لَا يُبْطِلُهُ جَوْرُ جَائِرٍ وَلَا عَدْلُ عَادِلٍ
«Джихад будет продолжаться с того времени, как Аллах отправил меня (с пророческой миссией) и до тех пор, пока последнее поколение моей Уммы не станет сражаться с Даджалем. И джихад не будет отменён несправедливостью несправедливого и справедливостью справедливого» (Абу Дауд).
(Этот ответ был издан 20 Джумада аль-уля 1424 г.х, что соответствует 20.07.2003 г.)
Надеюсь, в данном разъяснении Вы найдёте ответ на свой вопрос.
10 Мухаррама 1444 г.х.
08.08.2022 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»