13
Вс, окт

Государство — это исполнительная структура, реализующая совокупность понятий, критериев и убеждений

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ответ на вопрос от Abdul Rahman Darweesh

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх! Прежде всего, просим Аллаха одарить Вас добром, долгой жизнью и возможностью увеличить багаж благодеяний.

Мой вопрос касается строк из книги «Проект конституции»: «Государство — это исполнительная структура, реализующая совокупность понятий, критериев и убеждений». Просим Вас подробней и с примерами разъяснить смысл слов «понятия, критерии и убеждения».

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Да вознаградит Вас Аллах за все мольбы и одарит благом!

Ваш вопрос касается строк из первого тома книги «Проект конституции», и встречаются они в разъяснении первой статьи: «Исходя из этого, термин «государство» имеет следующее определение — это исполнительная структура, реализующая совокупность понятий, критериев и убеждений, которые приняла определённая группа людей». Такое определение встречается и в других книгах, к примеру, во втором томе книги «Исламская личность», где пишется: «Потому что Умма — это совокупность людей, понятий, критериев и убеждений. А государство — это совокупность людей, обладающих полномочием правления, наряду с совокупностью критериев, понятий и убеждений». Но чаще всего это определение встречается в книге «Вхождение в общество».

При внимательном рассмотрении становится ясно, что каждый из этих трёх терминов — критерии, понятия и убеждения — несёт как общий смысл, так и отдельный:

1. Мысли — это значения слов, а понятия — это значения мыслей. Если человек находит мысль правильной, тогда она превращается в понятие, оказывающее влияние на поведение. В первом томе книги «Исламская личность» пишется:

«Понятия — это значения мыслей, а не значения слов. Слова — это речь, указывающая на некие значения, которые могут существовать в реальной действительности, а могут и не существовать. Поэт говорит:

Такие есть мужи среди народа,
Когда захочешь ты сломить их волю,
Горою станут непреступной пред тобою,
Народ свой от преступника храня.
Когда же с истиной предстанешь пред такими —
Опустят тот же час они свой меч, желая блага для народ
а.

Смысл этих строк существует в жизни, и каждый человек может ощутить то, о чём идёт речь, даже если это нуждается в некотором усердии в осмыслении. Однако когда поэт говорит:

Люди спросили: «Сможет ли он в день битвы пронзить всадников одним ударом копья, не считая это трудным для себя?».

Я ответил им: «Если бы его копьё было длиной в одну милю, то он смог бы пронзить всадников на расстоянии мили», —
то это значение совершенно не может существовать в реальности. В действительности, восхваляемый воин абсолютно не пронзил всадников одним ударом, и никто не задавал такой вопрос. Он не в силах пронзить ряды всадников длиною в одну милю одним ударом копья.

Значения слов, имеющихся в этом стихе, просто нуждаются в разъяснении. Что касается значения мысли, то оно заключается в следующем: если значение, которое содержится в слове, имеет ощутимую органами чувств реальность, или оно представляется в сознании человека как ощутимая вещь, и человек утверждает её, то это значение будет понятием у того, кто ощущает её или представляет и утверждает её. Оно (т.е. это значение) не будет понятием у того, кто не ощущает и не представляет его, даже если человек понял значение из предложения, которое он услышал или прочитал. Исходя из этого, следует, что человек обязательно должен воспринимать речь мыслительным образом, независимо от того, прочитал он её или услышал. Другими словами, для человека необходимо понимать значения предложений такими, какими они есть, а не такими, какими желает того тот, кто произносит их, или сам этот человек. В то же время он должен осознавать реальность этих значений таким осознанием, которое выявляет для него эту реальность с тем, чтобы эти значения смогли стать понятиями. Понятия — это значения мыслей, реальность которых осознана разумом, будь то реальность, ощутимая органами чувств или же реальность, которая признана существующей на основе ощутимой реальности. Все же остальные значения слов и предложений не могут называться понятием, они остаются всего лишь информацией».

Следовательно, каждая мысль, находящая подтверждение в реальности, называется понятием, независимо от того, несёт это понятие узкое значение или обширное.

2. Среди понятий есть такие, которые связаны лишь с одним производным вопросом. К примеру, понятие о том, что употребление опьяняющего запрещено. Это понятие охватывает лишь одно значение, а именно — Шариат запретил употребление опьяняющего. То есть понятие охватывает лишь один производный закон. Но некоторые понятия охватывают ряд значений, поскольку с ними можно сопоставлять ряд производных мыслей, и они не ограничены лишь одним вопросом. К примеру, понятие халяль и харам относится ко всем действиям человека. То есть это критерий его поступков. Он не связан лишь с одним вопросом, а является понятием, которое в данном случае выступает критерием, с которым можно сопоставлять мысли и понятия. Возьмём в качестве примера понятие о том, что в основе все вещи дозволены. Это тоже является критерием, с которым можно сопоставлять множество вопросов, то есть он не ограничивается лишь одним вопросом. Другой пример: понятие о том, что цель не оправдывает средства. Это тоже критерий в политических вопросах и многих неполитических. То есть это критерий, с которым можно сопоставлять многие политические вопросы и мысли. Таким образом, критерий, если смотреть с точки зрения обширности, более обширен, чем понятие. В то же время критерий несёт более точное значение, чем понятие, поскольку понятием можно назвать как отдельную мысль, так и критерий. Следовательно, любой критерий — это мысль, а в случае подтверждения мысли — понятие. Но не каждое понятие является критерием, поскольку понятием может выступать как производная мысль, так и критерий. Что же касается критерия, то это то, на чём можно построить или с чем можно сопоставлять производные вопросы. То есть критерием не может выступать производная мысль.

3. Убеждения — это понятия и критерии, которые глубоко укоренились в сознании отдельного человека и нации и настолько сконцентрировались в отдельных людях и в обществе, что их трудно извлечь. Если понятие или критерий укоренилось в отдельных людях и в обществе, то они возвышаются по степени и становятся убеждением, так что их нелегко вырвать и удалить из отдельного человека и общества. Есть некоторые понятия и критерии, которые должны достичь степени убеждённости в отдельном человеке и обществе для сохранения этого человека и нации в целом. К примеру, это такие критерии или понятия: в основе всех действий — приверженность шариатскому закону, послушание, джихад, упование на Аллаха и так далее.

С такой точки зрения все убеждения являются понятиями или критериями, но не все понятия и критерии являются убеждениями. Понятия и критерии, которые не укоренились в отдельных людях или в обществе, не достигают степени убеждения, даже если они находят своё подтверждение в реальности. То есть они не достигают такой степени твёрдости, сосредоточенности и устойчивости, чтобы их можно было назвать убеждениями. Это, конечно, не означает, что люди не убеждены в них в языковом смысле слова «убеждение», ведь они нашли им подтверждения в реальности. Скорее, они не достигают степени убеждения в терминологическом смысле этого слова, хотя они и стали понятиями и критериями.

В книге «Социальная система» пишется: «Причиной этого мыслительного замешательства и отклонения от понимания истины явилось сильное нашествие на нас западной культуры, которая полностью утвердилась в нашем мышлении, изменив этим самым наши понятия о жизни, наши критерии о вещах и убеждения, укоренившиеся в наших сердцах, к примеру, нашу ревность к Исламу и возвеличивание своих святынь».

Вывод: если мысль, даже будучи производной, нашла своё подтверждение, тогда она является понятием. Если на мысли, которая нашла своё подтверждение, можно построить другие производные мысли, тогда она является критерием. Если понятие или критерий укоренились в отдельных людях, в обществе и в нации, тогда это можно назвать убеждением. Отсюда становится ясно, почему используются эти три термина и как их нужно различать, когда человек вступил на путь изменения общества и установления государства. Хизб, работая над переменами в Умме, должен осознавать те производные мысли Уммы, которые он хочет превратить в понятия, должен осознавать те критерии, которые хочет образовать в Умме, должен осознавать те понятия и критерии, которые хочет укоренить в людях и обществе так, чтобы их тяжело было удалить. Так Хизб сможет расставить приоритеты в своей деятельности до и после установления государства, сосредоточившись на тех понятиях и критериях, которые более важны для сохранения государства и Уммы, превращая их в убеждения, которые уже будет тяжело вырвать из человека и общества.

 

17 Мухаррама 1444 г.х
15.08.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикр»