(Ответ на вопрос от Abu Rashed)
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх! У меня есть несколько вопросов, на которые я надеюсь получить от Вас ответ. Да вознаградит Вас Аллах наилучшим и приблизит победу Ислама!
1) Компании, предприятия и торговые знаки
Как известно, условием учреждения компании в Исламе является наличие физического лица. Если компания была учреждена с целью запуска предприятия по производству, например, электрических или электронных устройств, и эта компания и её предприятие стали известным брендом на рынке, а затем владельцы компании захотели продать её:
а) Есть ли в Исламе такое понятие, как «рыночная стоимость компании», не имеющее никакого отношения к выпуску акций, как это имеет место в капитализме?
б) Представляет ли торговый знак какую-либо ценность при продаже предприятия?
в) Принадлежит ли торговый знак предприятию или компании, то есть, если компания продаёт одну из своих предприятий или одну из производственных линий, что учитывается при определении цены?
г) Что происходит с торговым знаком при роспуске компании?
д) Предприятие, принадлежащее компании, имеет собственный экспорт и импорт, и у него могут быть долги, например, перед поставщиками сырья, так же и у перекупщиков перед ней могут быть долги по разным срокам. Следует ли «обнулять» долги и дебиторские задолженности перед продажей, учитывая, что всё это представляет собой непрерывный процесс, пока идёт производство?
е) Как быть с сотрудниками и их контрактами с компанией при продаже предприятия?
2) Сервисные компании (компании, занимающиеся предоставлением услуг)
Есть компании, не требующие больших капиталовложений, так как они предоставляют услуги. Например, компания программного обеспечения занимается предоставлением идеи, то есть работает над одной или несколькими программами или приложениями. Затем эту компанию и её приложение, представляющие собой просто программные коды, выполняющие определённую функцию, вы продаёте на рынке, после чего приложение приобретает большое количество пользователей. Исходя из этого, компания может иметь большую рыночную стоимость. Продавая приложение другой стороне (другой компании), она продаёт идею, то есть эти коды, которые она не имеет права использовать после продажи, а затем производит другую идею. Например, приложение, которое рассчитывает путь автомобиля из одного места в другое, выбирает оптимальный маршрут и указывает время прибытия. Какое в Исламе будет взаимодействие с такими компаниями?
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху. Пусть Аллах примет Ваши мольбы и ответит Вам наилучшим.
I
Прежде, чем приступить к ответу, следует отметить, что компании в Исламе отличаются от компаний в капиталистической системе. Согласно Шариату, компания — это договор между двумя или более лицами о выполнении определённого коммерческого дела с целью получения прибыли. Компания в Исламе не является юридическим лицом и не действует на этой основе. В противном случае данные действия являются по Шариату недействительными (батыль). Компания в Исламе представлена физическим лицом, которое и управляет ей. Этот вопрос разъяснён в книге «Экономическая система Ислама» в теме про акционерные общества и их недействительность:
«Компания — это договор на распоряжение капиталом. Приумножение капитала таким путём является одним из видов шариатских действий. Все шариатские действия являются словесным действием. Это же исходит не от капитала, а от личности. Приумножение собственности должно осуществляться со стороны действующего лица, а не со стороны капитала <…> Следовательно, согласно Шариату распоряжения, исходящие от компании как от юридического лица, являются недействительными, поскольку распоряжения должны исходить от определённой личности, то есть от дееспособного человека, имеющего право на распоряжение.
<…>
Согласно Шариату распоряжения исходят только от определённого человека, способного проводить действия, как, например, быть совершеннолетним, разумным и здравомыслящим. Любое действие, а точнее распоряжение, не осуществлённое в такой форме, является согласно Шариату недействительным. Поэтому не разрешается строить распоряжение на абстрактной личности, то есть юридическом лице, а напротив, необходимо построение его на имеющем способности распоряжаться человеке».
Другими словами, деятельность компании в Исламе неотделима от самой компании и самих компаньонов. Нельзя сказать, что компания — это одно, а её деятельность — это другое. По-видимому, на некоторые Ваши вопросы повлияла реальность западных компаний, поскольку именно у них деятельность может быть отделена от них самих. Например, западная компания может иметь юридическое лицо, отдельное от её же предприятий. С шариатской точки зрения такое невозможно. Компания по Шариату неотделима от самих компаньонов, которыми являются физические лица, так же, как неотделима от своей деятельности, потому что договор компании ориентирован на эту деятельность.
II
Теперь приступим к ответу на Ваши вопросы:
1 — В Исламе компания с точки зрения её названия не продаётся и не покупается, но может быть распущена по соглашению компаньонов в шариатском порядке, а её материальные активы и прибыль делятся между ними согласно размеру их участия. После этого компания перестаёт существовать. То есть она не может быть продана другой стороне и сохранить своё имя и род деятельности при том, что управлять ею будут новые владельцы. Компания сама по себе не может иметь материальной ценности, так как «это договор между двумя или более лицами о выполнении определённого коммерческого дела с целью получения прибыли». Таким образом, компания в Исламе есть соучастие, а не юридическое лицо, отдельное от собственников, как это имеет место в некоторых видах компаний в капиталистической системе. По Шариату покупать и продавать можно собственность компании, как здания, оборудование, место и качество производства и другое из того, что было согласовано между продавцом и покупателем. Когда продажа завершилась, владельцы расходятся, а компания прекращает своё существование. После этого может появиться только новая компания с новыми владельцами.
2 — Если под рыночной стоимостью компании или предприятия Вы имели в виду то, что разрешено Шариатом, например, торговый знак, логотип, репутация, клиенты и другие вещи, из-за которых стоимость предприятия или компании превышает фактическую стоимость активов, то эти факторы могут быть учтены при оценке и продаже предприятия или оценке компании, к примеру, если один из компаньонов хочет выйти из компании и посчитать то, что ему причитается. Но если Вы имеете в виду то, что запрещено Шариатом, как интеллектуальная собственность и тому подобное, то при оценке или продаже учитывать это не разрешается.
3 — Если у компании есть логотип или торговый знак, которые она использует для продукции одного из своих предприятий, и на них нет названия компании, а есть только название предприятия, то если владелец хочет продать это предприятие, он может продать вместе с ним логотип и торговый знак. Но если логотип или торговый знак содержат название продаваемой компании, то они прекращают своё существование с продажей компании.
4 — Торговый знак, как мы упоминали, выражает сторону, производящую товар, и её стоимость определяется качеством товара и репутацией, которую производитель товара приобрёл на рынке. Если компания, производящая товар, распускается, и производство прекращается, тогда торговый знак становится недействительным в связи с роспуском компании, и никакой другой компании не разрешается выдавать себя за неё. Но если один из компаньонов хочет выйти из компании, тогда при оценке активов компании стоимость торгового знака может быть учтена, чтобы правильно посчитать долю компаньона, покидающего компанию.
5 — Касательно вопроса: «Предприятие, принадлежащее компании, имеет собственный экспорт и импорт, и у него могут быть долги, например, перед поставщиками сырья, так же и у перекупщиков перед ней могут быть долги по разным срокам. Следует ли «обнулять» долги и дебиторские задолженности перед продажей, учитывая, что всё это представляет собой непрерывный процесс, пока идёт производство?». Предприятие в Исламе не является независимым субъектом, а является неотделимой частью компании и родом её деятельности, поэтому долг не может лежать на предприятии. Получать дебиторские задолженности и выплачивать долги — это прерогатива компании, которая владеет предприятием. Если предприятие продаётся, то продаются здания, производственные инструменты и тому подобное. А все дебиторские задолженности и долги компания должна обнулить со своими партнёрами, независимо от вопроса продажи предприятия. Продавать предприятие вместе с долгами и дебиторскими задолженностями, как это происходит в капиталистической системе, не разрешено по Шариату.
6 — Касательно вопроса: «Как быть с сотрудниками и их контрактами с компанией при продаже предприятия?». Контракты этих сотрудников по Шариату заключаются с компанией, потому что предприятие является не отдельным субъектом, а только деятельностью компании. Если компания продаёт предприятие, на котором они работают, тогда их работа на этом предприятии заканчивается. Компания может перевести их на другую работу в других сферах своей деятельности, сохраняя при этом их контракты до истечения срока их действия. Также компания может выплатить им заработную плату за оставшийся период контракта и уволить. Или она может, по соглашению с ними, расторгнуть контракты, чтобы новый владелец предприятия заключил с ними новые контракты, если он сочтёт это целесообразным в силу наличия опыта у этих сотрудников. Всё зависит от согласия сторон. В любом случае контракты с сотрудниками остаются в силе до истечения срока их действия, поскольку договор о найме в Исламе обязателен к исполнению и должен быть ограничен определённым сроком, и он заканчивается с окончанием этого срока, если, конечно, не продлевался.
7 — Относительно вопроса о компаниях, занимающихся разработкой программ и приложений. Программы и приложения являются товарами, имеющими пользу, поэтому их можно продавать. То есть компания, разработавшая программу или приложение, может продать другой стороне этот продукт, передав ей соответствующую информацию и коды. В этом случае компания, которая продала программу или приложение, не имеет права по Шариату продолжать использовать этот продукт, поскольку она продала саму идею, на которой основано приложение, а договор купли-продажи автоматически означает отказ от продолжения использования разработчиком.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
28 Раби уль-авваль 1444 г.х.
24.10.2022 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»