22
Пт, нояб

Ответ на вопрос 14.01.2006

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Что касается книг учебной программы начальных классов, например, для детей от 6 до 10 лет, то разрешается использование выдуманных персонажей и животных для объяснения детям разных наук как математика, например или обучение религии, таким как омовение, намаз и т.п.

Все это согласно хадису, приведенному у Бухари и Муслима от аль-Рубайя Бинт Муаввиза аль-Ансарийя (р.а.), которая сказала, что Посланник ﷺ, накануне дня Ашура, передал в села ансаров то, что если кто-то не держит пост, пусть так и закончит день, а те, кто постятся пусть постятся, и она сказала: «Мы продолжали держать пост, и побуждали наших детей к посту, сделав для них игрушку из шерсти, и когда кто-нибудь из них плакал и просил есть, мы давали им игрушку, чтобы протянуть до ифтара» (передал Бухари). А в хадисе, переданном Муслимом, говорится: «… и мы делали для них игрушку из шерсти, и она была с нами до тех пор, пока дети не просили кушать, тогда мы давали ее им, она отвлекала их, для того чтобы они завершили свой пост».

А также хадис Аишы (р.а.), которая сказала: «Я играла куклами у Пророка ﷺ». Приведено у Бухари, а в предании от Муслима сказано: «Я играла с девочками в доме Пророка ﷺ, и это были куклы».

В первом хадисе говорится, что Рубайа приучала детей к посту, а когда они проголодались, отвлекала их игрушкой, которая была в виде статуэтки, и все это по разрешению Пророка ﷺ и сподвижников, мы делали то, что он нам говорил, и все это во время Пророка ﷺ. Это является Сунной.

Но также известно то, что эти игрушки запрещены для взрослых, потому что это статуэтка, а статуэтки и их приобретения – запрещено (харам).

Но в этом случае кукла использовалась для обучения их религии, приучение детей к посту, поэтому разрешено.

Во втором хадисе говорится, что Аиша (р.а.) играла с куклой в виде девочки, значит, что это разрешено (мубах). То есть игрушки в виде людей разрешены для детей – мубах.

А также согласно этому хадису, разрешается использование картинок и рисунков в рассказах и использование разных персонажей в виде людей и животных для разъяснения ребенку полезных вещей или для разъяснения чего-либо из религии, как поклонение или нравственность и т.п., для того чтобы лучше донести ребенку и приучить к добру. Все это разрешено согласно первому хадису, где разрешено приучать ребенка к посту, используя игрушку, а также согласно второму хадису разрешено детям играть с игрушками.

Исключением из всего этого является упоминание аятов и хадисов, из уст животных в этих рассказах. И это, потому что упоминание аятов Къурана устами животных, будто бы они прочтены животными – запрещено, так как Къуран – это слова АЛЛАХА, которые были ниспосланы Пророку ﷺ, чтобы они были прочтены людям, и чтобы они размышляли над ними, и хадис тоже относится к этому, так как он из уст Пророка ﷺ.

Упоминание смыслов аята и хадисов Пророка ﷺ устами животных в рассказах для детей можно. Например, как упоминается в сказке о зайце и лисе, когда заяц говорит: «Почему ты враждуешь со мной? Разве ты не знаешь, что АЛЛАХ запретил это? И Он не любит тех, которые враждуют». Так писать разрешено, так как животные – создания АЛЛАХА, которые восхваляют Его и повинуются Ему.

14.01.2006