Дорогой брат, приветствую Вас исламским приветствием.
Ответ на вопросы о парфюмерной продукции (одеколон и т.п. вещи):
Посланник ﷺ сказал:
كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ وَكُلُّ خَمْرٍ حَرَامٌ
«Всё опьяняющее считается хамром (вином), а любой вид хамра — харам» (Муслим).
مَا أَسْكَرَ كَثِيرُهُ فَقَلِيلُهُ حَرَامٌ
«Что опьяняет в большом количестве, то является запретным и в малом количестве» (Ибн Маджа, ад-Даракутни, Ибн Хаджар посчитал его достоверным).
Посланник Аллаха ﷺ разъяснил, какая жидкость относится к разделу хамра, при этом отметив, что любое опьяняющее вещество, в большом количестве или в малом, считается хамром. Поэтому для начала необходимо изучить реальность (тахкык аль-манат) самой парфюмерии (одеколона и т.п. вещей): опьяняет она, если её выпить, или нет. Если она опьяняет, то будет относиться к одному из видов хамра, и в отношении неё будут применяться законы о хамре:
لُعِنَتِ الْخَمْرُ عَلَى عَشْرَةِ أَوْجُهٍ بِعَيْنِهَا وَعَاصِرِهَا وَمُعْتَصِرِهَا وَبَائِعِهَا وَمُبْتَاعِهَا وَحَامِلِهَا وَالْمَحْمُولَةِ إِلَيْهِ وَآكِلِ ثَمَنِهَا وَشَارِبِهَا وَسَاقِيهَا
«Были прокляты десять вещей: вино, кто изготовляет вино, кто заказывает его изготовление, кто продаёт его, кто покупает его (для себя или для другого), кто приносит или привозит его, кто просит принести или привезти его, кто поедает прибыль от него, кто пьёт его, кто наливает его» (Ибн Маджа).
Мы знаем, что в некоторых регионах, в частности — в странах Персидского залива, такие вещи, как духи, одеколон и им подобное, пьют, в результате чего люди пьянеют. Причина этого заключается в том, что в этих вещах содержится определённая доля спирта.
Учитывая это, нужно понимать, что если при употреблении той или иной жидкости (не важно, парфюмерия она или нет) в большом количестве, среднестатистический человек будет пьянеть, то применение этой жидкости в малом количестве так же будет считаться харамом. Следовательно, данная жидкость будет относиться к хамру, и на неё будут распространяться законы о хамре, которые были упомянутые выше.
Что касается спирта, то имеется утверждение, что он делится на два вида: этанол (этиловый спирт) и метанол (метиловый спирт). Данное утверждение — правильное, ведь от специалистов в этой области мы узнали:
«Спирт делится на два вида:
— Этанол. Данное вещество является действующим компонентом алкогольных напитков, при этом его объёмная доля в том или ином алкогольном напитке может отличаться.
— Метанол. Данное вещество добывается из древесных или волокнистых веществ.
Этанол и метанол с точки зрения воздействия на организм человека, в частности — на нервную систему, схожи по своим качествам. Однако в корне они отличаются друг от друга с точки зрения химического состава и процессов окисления в организме человека, вследствие чего данное отличие вызывает разные результаты. С точки зрения воздействия на организм оба вещества вызывают замедление всех жизненно важных процессов в мозгу.
Однако отличие этанола в том, что он опьяняет, но при этом не убивает. Употребление этанола в большом количестве вызывает бессознательное состояние, а затем — глубокий сон. Что касается метанола, хоть он и опьяняет человека, однако он вызывает токсичный эффект, который разрушает клетки сетчатки и приводит к поражению зрительного нерва. А это, в свою очередь, приводит к слепоте или к поражению и разрушению клеток мозга. От употребления большого объёма метанола может быть летальный исход.
Все виды алкогольной продукции содержат в себе этиловый спирт, но в некоторых может присутствовать малая доля метилового спирта. Что касается одеколона, то в основном там используется метиловый спирт».
Это означает, что этиловый спирт и лишь некоторые метиловые имеют опьяняющее свойство. Стоит отметить, что в большинстве своём метиловые спирты после их употребления ведут к летальному исходу. Что касается одеколона (независимо, изготовлен он из этанола или метанола), то в определённой пропорции он опьяняет. О подобных случаях широко известно в странах Персидского залива.
Поэтому, если одеколон опьяняет и вызывает лишь токсичный эффект без летального исхода, то он будет относиться к разновидностям хамра. Следовательно, одеколон будет харамом из-за его опьяняющего свойства и из-за того, что он — яд, даже если не ведёт к летальному исходу. Если же метиловый спирт будет присутствовать в жидкости, в частности — в одеколоне, в пропорциях, ведущих к летальному исходу, то такая жидкость тоже будет харамом, т.к. является ядом. А шариатское правило гласит:
اَلْأَصْلُ فِي الْمَضَارِّ التَّحْرِيمُ
«В основе, вред — харам».
Следовательно, жидкости, в которых содержится спирт, делятся:
— На те, что относятся к разновидностям хамра. Это жидкости, в которых имеется определённая пропорция спирта, который имеет опьяняющее свойство, и не важно, мало его или много. Поэтому в отношении них применяются законы о хамре.
— На те, что содержат спирт, который не обладает опьяняющим свойством. Эти жидкости так же будут харамом, т.к. являются ядом. Ведь пить, есть, продавать или дарить яд запрещено. Это основывается на хадисе Посланника ﷺ:
وَإِنَّ اللَّهَ إِذَا حَرَّمَ عَلَى قَوْمٍ أَكْلَ شَيْءٍ حَرَّمَ عَلَيْهِمْ ثَمَنَهُ
«Если Аллах запретил людям есть что-то, то и запретил им брать за него выручку» (Абу Дауд, Ахмад),
قَاتَلَ اللَّهُ الْيَهُودَ إِنَّ اللَّهَ لَمَّا حَرَّمَ عَلَيْهِمُ الشُّحُومَ جَمَلُوهَا ثُمَّ بَاعُوهَا وَأَكَلُوا أَثْمَانَهَا
«Да сразит Аллах иудеев! Когда Аллах запретил им жиры (животных), они растапливали их, и продавали, а полученную прибыль поедали» (Ахмад).
Что касается хадиса о десяти вещах, которые были прокляты, то он касается хамра.
Это была одна сторона вопроса о парфюмерии, в частности — об одеколоне.
Вторая сторона заключается в следующем вопросе: почему мы делаем здесь табанни, при этом сами заявляем, что в вопросах поклонения это не делается?
Ответ на этот вопрос будет с двух сторон:
Во-первых, хамр не относится к вопросам поклонения.
Во-вторых, мы не делали табанни в запрете хамра, т.к. касательно хамра у учёных — одно мнение. В данному случае стоит вопрос о сущности самой жидкости: опьяняет она или нет. И если после изучения станет известно, что та или иная жидкость не опьяняет, то выносится вердикт, что она — не из разновидностей хамра.