Что касается Вашего вопроса об Аравийском полуострове, о том, что с христиан Наджрана взималась джизья (подушный налог), и о том, что евреям было позволено остаться в Хайбаре взамен на выплату половины урожая, когда речь идёт о запрете присутствия на полуострове двух религий, — на это мы ответим следующим образом:
Относительно Аравийского полуострова, где запрещено наличие двух религий и допускается присутствие лишь Ислама, у факихов в этом вопросе имеется разногласие. Размышляя над этим, становится понятным, что сама территория Аравийского полуострова в длину простирается от места Аден-Абьян в Йемене и до провинции Ирака, и в ширину— от Al Abelah (находится в окрестностях Басры) и до Джидды. А это говорит о том, что Йемен и Хайбар относятся к Аравийскому полуострову. Такое утверждение основано на следующем:
а) В книге «Имущество в Государстве Халифат» приводится: «что касается Аравийского полуострова, в который входит Йемен…».
б) Ибн аль-Араби передаёт от аль-Хайсама ибн Ади: «Полуостров простирается от аль-Узайба (Al Atheeb) до Хадрамаута». Что касается аль-Узайба, то это — территория Ирака, которая находится после Кадисии в четырёх милях от границы пустыни. Об этом приводится в книге «Муджам аль-бульдан».
в) Передаётся от аль-Асмаи: «Аравийский полуостров — это то, что простирается в длину от места Аден-Абьян до провинций Ирака и в ширину от Al Abelah (находится в окрестностях Басры) до Джидды».
То, что передали Ибн аль-Араби и аль-Асмаи, является известным среди многих факихов.
г) Передал Абу Дауд от Саида ибн Абдуль-Азиза: «Аравийский полуостров — это то, что находится между долиной, дальней границей Йемена, границей Ирака и морем».
д) Передаётся от Абу Убайды ибн аль-Джарраха, что Посланник ﷺ сказал:
أَخْرِجُوا يَهُودَ أَهْلِ الْحِجَازِ وَأَهْلِ نَجْرَانَ مِنْ جَزِيرَةِ الْعَرَبِ
«Выселите евреев Хиджаза и Наджрана с Аравийского полуострова» (Ахмад, аль-Хайсами). Ахмад приводит данный хадис с несколькими иснадами, двое передатчиков из которых заслуживают доверия, плюс их иснады — без обрывов.
В версии ад-Дарими приводится от Абу Убайды ибн аль-Джарраха: «Последнее, о чём сказал Посланник Аллаха ﷺ:
أَخْرِجُوا يَهُودَ أَهْلِ الْحِجَازِ وَأَهْلِ نَجْرَانَ مِنْ جَزِيرَةِ الْعَرَبِ
«Выселите евреев Хиджаза и Наджрана с Аравийского полуострова».
Они были выселены во времена Умара ибн аль-Хаттаба».
е) В толковом словаре «Аль-Камус аль-Мухит» приводится: «Аравийский полуостров — это то, что находится между Индийским океаном и Красным морем, между Тигром и Евфратом. В длину между Аден-Абьян и до окраин Шама и в ширину от Джидды до окраин иракских провинций».
Именно поэтому в книге «Имущество в Государстве Халифат» мы отдали предпочтение следующему: «Что касается Аравийского полуострова, в который входит Йемен…».
Относительного того, что Посланник Аллаха ﷺ брал с христиан Наджрана джизью, а с евреями Хайбара договорился, что будет брать с них половину плодов и зерна в обмен на то, что они продолжат пользоваться землями Хайбара, то хадисы, говорящие об этом достоверны. Однако они пришли раньше хадисов об изгнании евреев и христиан с Аравийского полуострова. Это понимается из следующих хадисов:
а) Аиша передаёт: «Последнее, что завещал Посланник Аллаха ﷺ, было:
لَا يُتْرَكُ بِجَزِيرَةِ الْعَرَبِ دِينَانِ
«На Аравийском полуострове не должно быть двух религий» (Ахмад, аль-Хайсами сказал, что передатчики достоверны).
б) Приводит ад-Дарими от Абу Убайды ибн аль-Джарраха: «Последнее, о чём сказал Посланник Аллаха ﷺ, было:
أَخْرِجُوا يَهُودَ أَهْلِ الْحِجَازِ وَأَهْلِ نَجْرَانَ مِنْ جَزِيرَةِ الْعَرَبِ
«Выселите евреев Хиджаза и Наджрана с Аравийского полуострова».
Они были выселены во времена Умара ибн аль-Хаттаба».
в) Приводит Бухари от Суфьяна ибн Уяйны, а он — от Сулеймана ибн Абу Муслима аль-Ахваля, что он слышал, как Саид ибн Джубайр слышал следующие слова Ибн Аббаса: «Четверг! Что такое четверг?». Затем он зарыдал. Я спросил его: «О Абу Аббас, что за четверг?». На что он ответил: «День, когда предсмертные страдания Посланника ﷺ усилились … Он ﷺ сказал:
أَخْرِجُوا المُشْرِكِينَ مِن جَزِيرَةِ العَرَبِ
«Выселите многобожников с Аравийского полуострова».
Эти слова Посланник ﷺ произнёс во время своей смертельной болезни. Поэтому нет никакого противоречия между взиманием джизьи с христиан Наджрана, соглашением Посланника ﷺ с евреями Хайбара и приказом Посланника Аллаха ﷺ о выдворении евреев и христиан с Аравийского полуострова. Ведь это происходило в последние дни его жизни. Поэтому данный приказ отменяет всё то, что было до этого.
2 Зуль-хиджа 1425 г.х.2
12.01.2005 г.