17
Вс, нояб

Разница между маъдудом (товар, продающийся поштучно), маузуном (товар, измеряемый весом) и макилем (товар, измеряемый сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.)

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Помогите, пожалуйста, увидеть разницу между маъдудом, маузуном и макилем в Шариате, каковы стандарты у всего этого?

Ответ:

Такие термины, как маъдуд, маузун и макиль, имеют место в купле-продаже. Если Вы желаете приобрести тот или иной товар посредством сделки «Ас-Салям», то взгляните, каким образом на рынке происходит продажа того либо иного товара. Продаётся ли данный товар как маъдуд, т.е. продаётся по N цене за штуку? Или же продаётся как маузун, т.е. продаётся по N цене за кг? Или же продаётся по N цене за метр? Или же продаётся по N цене за саъ?

Если дело обстоит именно так, как упомянуто в вопросах, то товар можно описать либо как маъдуд, либо как маузун, либо как макиль. И здесь не важно, идёт ли речь об одной единице товара или о нескольких.

Например:

— пшеница и ячмень продаются как килограммами, так и сосудами;

— бананы и апельсины — килограммами и поштучно;

— ткань — метрами, локтями и т.д.

Следовательно, вещи, приобретаемые посредством веса, поштучно, ёмкостями, метрами, т.е. вещи категории маузун, маъдуд и макиль, можно приобрести посредством сделки «Ас-Салям». Но при этом очень важно описать сам товар, это позволяет устранить неясность в сделке. Поэтому, когда говорят, что имеется 100 кг пшеницы на продажу, то этого недостаточно для её описания, ещё необходимо в обязательном порядке обозначить вид пшеницы. Только тогда в обозначенном весе товара можно устранить неясность в сделке. То же самое касается вещей категории макиль и маъдуд.

Что касательно животных, продаются ли они поштучно? Ведь бывает так, что торговец зазывает, говоря: «Каждый верблюд стоит 1000». Но посмотрев на него, покупатель заявляет, что верблюд столько не стоит, и выбирает подходящего для этой цены. Учитывая это, разве можно сказать, что один верблюд равен другому с точки зрения продажи поштучно?

Или, например, продажа домов и квартир, разве они продаются как маъдуд, маузун или как макиль в том значении, что разве торговец десяти домов зазывает, говоря: «Каждый дом продаётся за 1000»? Или же купля-продажа недвижимости осуществляется посредством видения, т.к. один дом отличается от другого?

Поэтому и говорится, что животные и недвижимость не относятся к вещам категории маъдуд, маузун, макиль. Кто-то может сказать, что есть люди, продающие животных по весу. Но так происходит не со всеми животными. Ведь, например, если один определённый баран продаётся по весу, то его стоимость невозможно применить к каждому барану, ведь у каждого барана свой вес. То же самое — с коровами и другими животными. Пока все животные при продаже не будут регулироваться весом, как фрукты или овощи, то в отношении них нельзя будет применять сделку «Ас-Салям». Ведь человек не говорит, что у него имеется 100 кг животных (естественно, речь идёт о живом весе), он продаёт их по отдельности.

Кто-то может также сказать, что есть люди, кто продаёт недвижимость по метражу. Однако это не применяется к каждому дому. Ведь в одном доме 10м², в другом их 20. Здесь стоит учесть, что недвижимость не описывается посредством метров. Плюс никто не говорит, что у него 100м² дома, а говорит у него есть дом в 100м².

Подводя итоги в целом, нужно сказать, если на момент приобретения товар описывается как маузун, маъдуд или макиль, то его можно приобрести посредством сделки «Ас-Салям». Если же такого нет, то приобретать товар через сделку «Ас-Салям» запрещено.

Также допустимо говорить, что большинство вещей продаётся в качестве маузуна, маъдуда и макиля. Но в то же время говорить, что все вещи продаются так, будет грубейшей ошибкой.

Касательно продажи камней стоит отметить следующее:

а) Если камни описываются как вещи категории макиль и маъдуд, то приобрести их через сделку «Ас-Салям» дозволено. Другими словами, дозволяется заранее оплатить владельцу каменоломни стоимость камней при условии, что они описываются как макиль или маъдуд, но при этом должен быть оговорён срок получения камней. Я повторю ещё раз, если в момент приобретения товара последний описывается как макиль и маъдуд, то дозволяется его приобретение через сделку «Ас-Салям», и не важно, имеется товар на руках у продавца или нет.

В сделке «Ас-Салям» оплата происходит заранее, а получение самого товара происходит в рамках оговорённого срока.

б) Если камни приобретаются через другую сделку (т.е. не через сделку «Ас-Салям»), в таком случае камни как товар должны быть на руках у продавца, иначе он будет продавать несуществующий у него товар, что запрещено по Исламу. Если же товар на руках продавца, то покупатель вправе оплатить всю стоимость товара либо его часть. Неоплаченная часть будет в качестве долга, а это дозволено. В данной сделке оплата (будет ли она полностью или частично) происходит так, как договорятся продавец и покупатель.

в) Если речь идёт о найме, как, например, когда Вы хотите построить забор из камня и договариваетесь со строителем, что метр забора будет по такой-то цене, оговариваете стройматериалы, саму работу и т.д. В подобной ситуации дозволяется заключить договор со строителем, и здесь не важно, имеет он на руках камни (т.е. стройматериал) или нет. Причина этого заключается в том, что договор был о строительстве забора, а не о покупке камней.

 

12.02.2006 г.