24
Вс, нояб

Выдвижение условий при выборе халифа

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Дозволено ли выдвигать условия при избрании халифа? Если нет, то как нам понять то, что произошло во время избрания Усмана ибн Аффана халифом?

Ответ:

а) Умма не ставит условий во время избрания халифа, напротив, всё должно проходить в соответствии с законами Шариата!

б) Что касается событий во время избрания Усмана, то там со стороны мусульман не выдвигались какие-либо условия. Напротив, то, что произошло, находилось в рамках избирательных процессов. Во время выборов избиратель может для себя установить правила-критерии, на основе которых он собирается выбирать кандидата. Например, он может сказать кандидату: «Если ты возьмёшь на себя обязательство отремонтировать дороги и водопроводную сеть, решить вопрос с безработицей и бедностью … в моём городе, то я выберу тебя!».

Во время избрания Усмана произошло именно это. Абдуррахман ибн Ауф ходил и опрашивал мусульман, кого они выберут в качестве халифа. Люди сказали, что мы выбираем Али, но при условии, что на проблемы, произошедшие во времена Умара ибн аль-Хаттаба, он вынесет такие же решения, которые вынес Умар. Причина этого заключалась в том, что людей удовлетворяли решения Умара, вынесенные им на те или иные проблемы. Поэтому Али спросили, как он поступит в случае избрания его халифом. Избиратель имеет полное право говорить о том, что хочет видеть в будущем из мубахов, мандубов и ваджибов. Поэтому он может сказать кандидату: «Если берёшь на себя данные обязательства, то я выберу тебя!».

Абдуррахман ибн Ауф обнаружил, что большинство людей желает видеть в качестве кандидата на пост халифа того, кто будет выносить такие решения, которые выносил Умар в своё время. Но речь шла лишь о вынесенных старых решениях, а что касается новых проблем, то они сюда не входили.

Именно в этом заключается суть вопроса. Поэтому для избирателя является мубахом выдвигать условия для того или иного кандидата.

Что касается парламента в капиталистических странах, то его парламентарии имеют полномочия ограничить способность главы государства в принятии того или иного решения.

В Исламе же Маджлис уль-Умма создаётся для того, чтобы халиф, обращаясь к нему, был осведомлён о мнении народа, а также его задачей является вести контроль за действиями и решениями халифа.

Как мы видим, это в корне отличается от реальности парламента с точки зрения полномочий, принятия законов, власти и отчасти — в опросе мнения людей и контроле за делами правителя.

 

22.06.2006