22
Пт, нояб

Иллят (мотив) в укубатах

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В книге «Концепция» упоминается, что укубаты (наказания, узаконенные Шариатом) имеют иллят, однако мы знаем, что худуды (т.е. укубаты) не имеют иллята, поэтому в них нельзя что-то добавлять или исключать, как и делать в отношении них кыяс.

Поэтому сложилось впечатление, что имеется некое противоречие. Отсюда возник вопрос: почему так? Также мы бы хотели попросить Вас привести ряд примеров того, что в укубатах есть иллят!

Ответ:

1) Что касается того, что укубаты имеют иллят, а худуды (один из видов укубатов) не имеют иллята и на них не делается кыяс — во всём этом нет противоречий.

Худуды определены в Шариате, при этом они не несут в себе иллята, следовательно, на них не делается кыяс. Каждый хадд имеет свои границы, ни больше этого, ни меньше.

Что касается укубатов, то не все они из категории худуд. Есть положения, которые не относятся к худудам, есть и те, что имеют с ними некую связь. Именно в таких положениях и ищется иллят. Например:

— Передаётся, что Умар ибн аль-Хаттаб засомневался в том, каким должно быть наказание для группы лиц из 7 человек, совершивших убийство. Тогда Али ибн Абу Талиб спросил его: «О повелитель правоверных! Как ты думаешь, если группа лиц (т.е. больше одного) совершит кражу, отсечёшь ли ты каждому из них руку?», — на что Умар ответил: «Конечно!». Али сказал: «Здесь точно так же».

В данном случае возмездие за убийство группе лиц подверглось сравнению с отсечением кисти рук группе воров, т.к. присутствовал шариатский иллят (соучастие в действии, за которое должен следовать хадд). Этот же иллят имеет место в укубате (казнь убийцы). Данный иллят (соучастие в действии, за которое должен следовать хадд) был использован в кыясе укубата с худудом, т.е. между «казнью группы лиц из 7 человек, совершивших убийство» и «отсечением кисти рук у группы воров», где была проведена аналогия.

— Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَلَا إِنَّ دِيَةَ الْخَطَإِ شِبْهِ الْعَمْدِ مَا كَانَ بِالسَّوْطِ وَالْعَصَا مِائَةٌ مِنَ الْإبِلِ مِنْهَا أَرْبَعُونَ فِي بُطُونِهَا أَوْلَادُهَا

«Дия (компенсация) за неумышленное убийство, близкое к умышленному убийству, совершённое кнутом или же палкой, должна составить сто верблюдов, сорок из которых должны быть беременными» (Ибн Маджа).

В данном положении из умышленного убийства палкой или кнутом выводится иллят (преднамеренное убийство тем, чем обычно не убивают), т.е. то, что и называется «близким к умышленному». Далее с этим сравнивается (делается кыяс) умышленное убийство маленьким камнем или же посредством избиения, т.е. сравнивается всё то, чем обычно не убивают.

Данное положение расценивается как убийство, однако за него не полагается возмездие (казнь убийцы), а выплачивается лишь дия мугалляза (отягощённая компенсация за убитого). Необходимо уловить то, что хукм Шариата в данному случае не ограничивается лишь палкой и кнутом, а охватывает всё то, чем обычно не убивают. Но если кто-то был убит тем, чем обычно убивают, например, ножом, из ружья — это будет относиться к категории «умышленное убийство», а, следовательно, за это убийцу должны казнить.

Во всех упомянутых примерах был использован кыяс. Так в первом примере мы применили кыяс между возмездием за убийство группе лиц и отсечением кисти рук группе воров, т.к. в обоих случаях присутствовал шариатский иллят (соучастие в действии, за которое должен следовать хадд). Во втором примере мы применили кыяс между убийством маленьким камнем и убийством посредством палки, о котором говорится в хадисах, т.к. в обоих случаях присутствовал шариатский иллят (убийство тем, чем обычно не убивают).

Таким образом, поиск иллята в укубатах не противоречит тому факту, что в худудах нет иллята и в отношении них не применяется кыяс.


1 Шавваля 1428 г.х.
12.10.2007 г.