Вопрос: В наши дни распространились научные исследования в области заморозки эмбрионов (криоконсервация) и планирования пола ребёнка.
Более того, на Западе это переросло в предмет торговли. А сегодня это стало предметом торговли уже и в мусульманских странах. Следовательно, данный вопрос вышел за рамки научных исследований. Поэтому я хотел узнать у Вас шариатский хукм о заморозке эмбрионов и планировании пола ребёнка.
Пусть Аллах воздаст Вам благом за Ваши старания!
Ответ: Прежде чем ответить на Ваш вопрос, хотел бы напомнить, что Аллах является Тем, Кто создал человека, Кто научил его тому, что он не знал, Кто наделил человека благами, жизнь и Вселенную определёнными качествами, мерами и устройством. Это, в свою очередь, позволяет открыть перед человеком двери наук, чтобы затем использовать их на благо человечества. Аллах восхваляет полезные знания и правильных учёных. Последние более способны к тому, чтобы уверовать в Аллаха, сделать правильные выводы из тайн человека, жизни и Вселенной о величии Аллаха, Его мудрости и могуществе. Аллах сказал:
إِنَّمَا يَخۡشَى ٱللَّهَ مِنۡ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ
«Поистине, боятся Аллаха среди Его рабов обладающие знанием» (35:28).
Передаётся от Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ وَإِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا إِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
«Учёные — наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов. Они оставляют в наследство лишь знание, поэтому тот, кто приобрёл его, приобрёл великий удел» (Ибн Маджа).
Однако Шайтан, его последователи и люди зла используют науку во имя зла и вреда, чтобы поломать жизнь людей, вывести её из равновесия. Поэтому науку стали использовать не по назначению. Её использовали для клонирования, для заморозки спермы, яйцеклеток, эмбрионов, дабы затем имплантировать в матку чужих женщин. Стали вскрывать мёртвые тела, торговать их органами. Дошло до того, что даже живых людей стали похищать на органы. Стали проводить эксперименты с эмбрионами, играть с жизнью человеческого плода и извлечением его органов под предлогом медицины и науки.
Всевышний Аллах говорит:
وَلَقَدۡ كَرَّمۡنَا بَنِيٓ ءَادَمَ
«Мы почтили сынов Адама» (17:70).
В основе наука должна вытекать из принципа: радовать людей, улучшать их физическое здоровье и умственное развитие. Однако учёные зла взяли за основу принцип «опустить образ жизни человека до уровня животного», тем самым превратив жизнь человека в полигон для зла и вреда.
Далее, переходя к вопросу:
Заморозка эмбрионов
Иногда в жизни у некоторых супружеских пар бывают заболевания, которые не позволяют сперматозоидам оплодотворить яйцеклетку естественным путём. Причиной тому могут быть: непроходимость маточных труб, малоподвижные сперматозоиды и т.д. Подобные проблемы хорошо известны специалистам в этой области. Достижения в области медицины позволяют на сегодняшний день проводить экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). ЭКО — это оплодотворение женских яйцеклеток вне матки, т.е. в пробирке, но при определённых условиях. Сам процесс ЭКО протекает так: при помощи препаратов (таких как «Кломид»), стимулируют суперовуляцию, затем созревшие яйцеклетки извлекают из организма женщины и оплодотворяют специально подготовленной спермой супруга, в условиях «in vitro» («в пробирке»).
После того, как произошло оплодотворение яйцеклеток, одну или несколько из них помещают в матку супруги. И если Аллах предпишет, то оплодотворённая яйцеклетка (эмбрион) прикрепится к стенке матки и будет запущен механизм её развития: сгусток крови, затем разжёванный кусочек и т.д. Если же Аллах не предпишет, то яйцеклетка умрёт и исчезнет.
С учётом того, что в большинстве случаев (иногда это достигать 90%) оплодотворённая яйцеклетка не приживается в матке, однако супруги заинтересованы в беременности, процесс повторяется из раза в раз. Во время данного процесса женщине дают лекарственные препараты, чтобы побудить яичник произвести побольше яйцеклеток. Далее созревшие яйцеклетки извлекают из женщины. Поэтому, с учётом сложности процесса, специалисты оплодотворяют не одну яйцеклетку, а несколько. После успешного оплодотворения несколько яйцеклеток имплантируют в матку, ведь в случае гибели одной другая может прижиться. Всё это обременяет и утомляет женщину.
Оплодотворённые яйцеклетки имплантируются в стенку матки с помощью специального устройства. В стенке матки могут имплантировать даже три эмбриона, чтобы иметь гарантии того, что какой-нибудь приживётся. Другие оставшиеся эмбрионы подвергают заморозке, и они ожидают своей очереди, ведь в случае неудачи первой имплантации процесс повторится. Более того, повторное извлечение новых яйцеклеток повлечёт за собой обременение и утомление для женщины. Каждый раз, когда происходит неудача в имплантации яйцеклеток в стенку матки, берутся уже оплодотворённые яйцеклетки (эмбрионы). И так продолжается, пока не будет достигнут успех.
Само принятие или отторжение эмбрионов организмом женщины не происходит в ту же секунду, для этого требуется время (часы, дни), в течение которого другие эмбрионы могут погибнуть. В связи с этим их подвергают заморозке. При заморозке применяется жидкий азот.
Первоначально заморозка эмбрионов предназначалась для повторной имплантации в стенку матки в случае неудачи в первый раз. Ведь это позволяло не обременять женщину приёмом лекарственных препаратов и проведением повторных процедур.
Затем замороженные эмбрионы стали предметом торговли, особенно в странах Запада. Именно поэтому замороженные эмбрионы стали хранить в течение нескольких лет. Замороженные оплодотворённые яйцеклетки стали имплантировать другим супружеским парам, даже одиноким женщинам. Так появились подобие банков для хранения замороженных эмбрионов. Дошло до того, что эмбрионы из разных пробирок начали смешивать друг с другом. В конечном итоге женщинам стали имплантировать чужие эмбрионы, когда происходила неудача в первой имплантации в матку её оплодотворённых яйцеклеток, что привело к смешиванию родословной.
Как мы упомянули ранее, дело не ограничилось лишь заморозкой оплодотворённых яйцеклеток, также стали подвергать заморозке неоплодотворённые яйцеклетки и сперму с целью дальнейшей их продажи как материала от людей с определёнными характеристиками (светлые волосы, голубые глаза, высокий рост и т.д.).
Таково краткое изложение вопроса о замороженных эмбрионах. Да, имеется ещё много деталей и подробностей, но они не выходят за рамки сказанного.
Исходя из этого, шариатский хукм будет следующим:
1) Обращение к процедуре ЭКО для супружеской пары как к лечению из-за неспособности забеременеть обычным путём будет дозволенным по Шариату. Ведь передаётся от Усамы ибн Шарика: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
تَدَاوَوْا فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يَضَعْ دَاءً إِلَّا وَضَعَ لَهُ دَوَاءً غَيْرَ دَاءٍ وَاحِدٍ الْهَرَمُ
«Лечитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллах, создав болезнь, создал и лекарство от неё, кроме одной — старость» (Абу Дауд).
Под старостью подразумевается смерть.
Однако в процессе лечения имеются два условия:
а) В процедуре ЭКО должна использоваться сперма мужа и яйцеклетка жены, т.е. использоваться биоматериал законной супружеской пары. Передаётся от Рувайфа ибн Сабита аль-Ансари, что Посланник ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ لِامْرِئٍ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ أَنْ يَسْقِيَ مَاءَهُ زَرْعَ غَيْرِهِ
«Не дозволено человеку, который верит в Аллаха и в Последний день, поливать своей водой чужой посев» (Ахмад).
Следовательно, оплодотворять яйцеклетку женщины можно только спермой её мужа.
б) Оплодотворение яйцеклетки спермой мужа и дальнейшая её имплантация в матку должны происходить при живом муже, но никак не после его смерти, что очень распространено на Западе. Там люди не видят ничего запретного в имплантации оплодотворённой яйцеклетки в матку женщины как при жизни мужа, так и после его смерти. Однако в Исламе это запрещено. Причина в том, что зачатие ребёнка без живого мужа — харам, и оно наказуемо по Шариату. Подобная вещь рассматривается как одно из доказательств прелюбодеяния. Ведь когда женщина беременеет без мужа, то она расценивается как грешница, совершившая тяжкий грех. Этот вывод основывается на словах Умара ибн аль-Хаттаба и Али ибн Абу Талиба. При этом никто из сподвижников не высказался против сказанного ими. Таким образом, положение, когда никто из сподвижников не вышел против сказанного, нужно расценивать как Иджма сподвижников. А, следовательно, женщина, забеременевшая после смерти мужа, будет считаться прелюбодейкой на основе Иджма.
Следовательно, к женщине, забеременевшей вследствие интимной близости с чужим мужчиной, будет применён соответствующий хадд (разъяснённое Шариатом наказание). Если же она забеременела вследствие имплантации эмбриона в матку после смерти мужа, то к ней будет применён самый строгий таазир (вид наказания, которое определяет халиф или судья).
Что касается оплодотворения яйцеклетки спермой мужа и её имплантация в матку при его жизни, то это дозволено. Поэтому так называемые «дети из пробирки» дозволены Шариатом, но наряду с двумя упомянутыми условиями.
2) Что касается заморозки оплодотворённых яйцеклеток (эмбрионов), независимо от количества, с последующей имплантацией в матку, то это дозволено по Шариату. Но должна быть категоричная убеждённость, что это именно яйцеклетки матери, а не кого-либо другого, дабы эмбрионы могли быть имплантированы повторно.
Учитывая, что есть информация о том, что эмбрионы из разных пробирок начали смешивать друг с другом и имплантировать в матку в случае, когда первая попытка была безуспешной, то замораживание эмбрионов будет запрещено по следующим причинам:
а) Как правило, изначально весь интерес направлен в сторону первых оплодотворённых в пробирке яйцеклеток, которые будут имплантированы в матку на первом этапе.
б) Что касается дополнительных оплодотворённых и замороженных яйцеклеток, то к ним нет такого внимания до тех пор, пока не произойдёт сбой при первой попытке. Как мы уже говорили, о сбое можно узнать лишь через некоторое время, поэтому яйцеклетки и замораживают на этот период.
в) Имеется информация о смешении эмбрионов друг с другом, а это говорит о том, что родословная не будет соблюдена.
г) В случае удачного исхода первой имплантации необходимо уничтожить оставшиеся эмбрионы, но этот процесс ничем не подтверждается, более того, их оставление более вероятно, чем уничтожение. В пользу этого выступают сообщения о торговле замороженными эмбрионами.
А шариатское правило гласит:
اَلْوَسِيلَةُ إِلَى الْحَرَامِ حَرَامٌ
«Средство, ведущее к хараму, само становится харамом».
Поэтому для руководства этим правилом не требуется категоричности, достаточно и преобладающего предположения (галябат уз-занн). Причина запрета заморозки эмбрионов заключается в том, что имеет место смешение между собой замороженных эмбрионов (не важно, было это сделано специально для торговли или по ошибке), что ведёт к смешению родословной, а это является харамом, ведь Ислам обязал сохранять родословную. Передаётся от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ انْتَسَبَ إِلَى غَيْرِ أَبِيهِ أَوْ تَوَلَّى غَيْرَ مَوَالِيهِ فَعَلَيْهِ لَعْنَةُ اللَّهِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ
«Кто возводит своё происхождение не к своему отцу, или называет своим покровителем не (того, кто им является на самом деле), он будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми» (Ибн Маджа).
Передаётся от Абу Хурайры, что, когда был ниспослан аят о взаимном проклятии между мужем и женой, он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
أَيُّمَا امْرَأَةٍ أَدْخَلَتْ عَلَى قَوْمٍ نَسَبًا لَيْسَ مِنْهُمْ فَلَيْسَتْ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ وَلَمْ يُدْخِلْهَا اللَّهُ جَنَّتَهُ
«Та женщина, которая принесла ребёнка от другого рода, а не от того, с которым живёт, не имеет никакого отношения к Аллаху, и Он не введёт её в Рай» (ад-Дарими).
Следовательно, замораживание дополнительных эмбрионов является харамом, поэтому оставшиеся оплодотворённые яйцеклетки должны быть уничтожены. А в случае неудачи при первой имплантации эмбрионов в матку женщина должна пройти процедуру полностью, т.е. начиная от повторного извлечения яйцеклеток из яичников и до повторной их имплантации в матку. Утомлённость женщины не может быть оправданием для заморозки эмбрионов, ведь последние могут быть смешаны друг с другом. А это приведёт к смешению родов, что является харамом.
Кто-то может сказать, что упомянутое выше шариатское правило требует наличия преобладающего предположения (галябат уз-занн), но в случае со смешением замороженных эмбрионов есть лишь предположение (занн), но никак не преобладающее предположение (галябат уз-занн). Особенно это актуально, когда лечащая сторона является надёжной и контролирует процесс заморозки эмбрионов и дальнейшее их хранение должным образом. Также лечащая сторона гарантирует уничтожение оставшихся эмбрионов. Так почему мы говорим, что заморозка эмбрионов является харамом, и подвергаем женщину повторной процедуре от начала и до конца?
Да, действительно, в правиле речь идёт о преобладающем предположении (галябат уз-занн). Поэтому в положении, когда лечащая сторона — надёжная, преобладающее предположение (галябат уз-занн) отсутствует. Поэтому, если есть полная уверенность в том, что эмбрионы не будут смешены, тогда допустима их заморозка, но при условии, что после удачной имплантации в матку оставшиеся будут уничтожены. Однако этот вопрос носит деликатный характер, и нужно учитывать, что имеются сообщения о смешении эмбрионов, а это, в свою очередь, лишает полной уверенности. Ведь в ходе всего процесса происходят две вещи:
1. В течение которого происходит первая имплантация, и пока не будет подтверждения успешности процесса, в этот момент дополнительные, замороженные эмбрионы не находятся под должной опекой и контролем. Причина в том, что всё внимание к этим эмбрионам зависит от успеха первой имплантации.
2. Как мы уже сказали, после успеха в первой или второй имплантации избыточное количество замороженных эмбрионов должно быть уничтожено. Однако этот процесс не находится под должным контролем со стороны супружеской пары, поскольку женщину и её мужа, в случае успешной беременности, не сильно заботит дальнейшая судьба замороженных эмбрионов, они поглощены совсем другим. Поэтому в случае их вопроса: «Были ли уничтожены эмбрионы?», — им просто ответят: «Да!».
Однако, учитывая, что имеет место торговля эмбрионами, о каком спокойствии в сердце можно говорить?!
Даже если нет оснований для преобладающего предположения (галябат уз-занн), чтобы заявить о хараме заморозки эмбрионов, то всё равно заморозка эмбрионов будет относиться к категории сомнительного. А касательно этого передаётся от Хасана ибн Али: «Я заучил от Посланника Аллаха ﷺ следующие слова:
دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُكَ
«Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и возьми то, что не вызывает его» (ат-Тирмизи сказал, что это хасан сахих хадис).
Подводя итоги:
— Шариат дозволяет оплодотворение яйцеклетки женщины в пробирке спермой её мужа как метод лечения в случае, когда невозможно забеременеть естественным путём.
— После первого процесса имплантации эмбрионов в матку оставшиеся эмбрионы в пробирке должны быть уничтожены.
— В случае успешности первой имплантации супруги должны воздать хвалу Всевышнему Аллаху. Но если первая имплантация была безуспешной, то процесс начинается снова: извлекаются новые яйцеклетки, затем оплодотворяются в пробирке спермой мужа и имплантируются в матку супруги.
— Прибегать к заморозке с дальнейшим использованием оставшихся эмбрионов запрещено.
Всё перечисленное дозволяется, если яйцеклетки и сперма взяты от одной супружеской пары и при живом муже.
Планирования пола ребёнка
С давних пор люди пытались выбрать своему ребёнку тот или иной пол и избавиться от того плода, который не хотели, теми методами, которые были им доступны.
* Во времена джахилии (невежества) арабы предпочитали рождение мальчиков, чтобы те помогали в дальнейшем в завоеваниях и сохранении рода. А что касается девочек, то было даже, что их хоронили заживо:
وَإِذَا ٱلۡمَوۡءُۥدَةُ سُئِلَتۡ ٨ بِأَيِّ ذَنۢبٖ قُتِلَتۡ
«Когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8,9).
* Когда стали доступными другие средства, как, например, УЗИ, которые позволяли выявить пол плода, то в случае ненужного им пола они прерывали беременность посредством аборта.
* Сегодня, особенно когда появились новые передовые способы контроля за плодом в утробе матери, было обнаружено, что кислая среда больше подходит для «женских» сперматозоидов, несущих Х-хромосому, а щелочная среда — для «мужских» сперматозоидов, несущих Y-хромосому. Поэтому специалисты прибегли к специальным средствам для формирования щелочной среды во влагалище женщины до интимной близости, чтобы способствовать оплодотворению яйцеклетки «мужским» сперматозоидом.
Также они считали, что процесс окисления вагинальной среды (посредством промывки специальными препаратами перед интимной близостью) способствует оплодотворению яйцеклетки «женским» сперматозоидом.
* Затем стали изучать виды диет, способствующих как ощелачиванию, так и окислению женского организма.
Они увидели, что пища имеет влияние на процесс планирования пола будущего ребёнка с двух сторон:
Первая сторона: меняется кислая и щелочная среда в шейке матки и влагалище. Так калий и натрий ощелачивают, следовательно, имеются большие шансы родить мальчика. А магний и кальций окисляют, а, следовательно, имеются большие шансы родить девочку.
Вторая сторона: вызываются изменения в стенке яйцеклетки, чтобы она как можно дольше могла принимать «мужские» или «женские» сперматозоиды, в зависимости от желаемого пола ребёнка.
Поэтому они рекомендовали супругам, в частности — женщине, которые желают мальчика, принимать пищу, способствующую образованию щелочной среды. Например, они рекомендовали есть побольше соли, солёного мяса, не употреблять молочных продуктов, есть фрукты, принимать препараты, содержащие калий, и т.д. То есть принимать всё, что способствует защелачиванию организма.
Что касается планирования ребёнка женского пола, то они рекомендовали пищу, способствующую возникновению кислотной среды в организме. Например, потребление молочных продуктов, уменьшение потребления соли, отказ от мяса, в частности — от солёного, отказ от фруктов, отказ от пряностей и специй и т.п. вещей, способствующих окислению организма.
* Затем они обнаружили другой метод, заключающийся в том, что если в фаллопиевой трубе первой появится яйцеклетка, нежели сперма, то возрастают шансы, что будущий плод будет мужского пола. Если же в фаллопиевой трубе первой появится сперма, а затем уже яйцеклетка, то возрастают шансы, что будущий плод будет женского пола. Например, если интимная близость произошла сразу после овуляции, то вероятно, что плод будет мужского пола, и наоборот. Следовательно, если после интимной близости яйцеклетка уже находилась (в течение суток) в фаллопиевой трубе, то есть большая вероятность, что плод будет мужского пола, если же близость была до овуляции, то есть большая вероятность, что плод будет женского пола. Следовательно, к азлю (прерывание полового акта до начала эякуляции) прибегают в те дни, когда не хотят, чтобы ребёнок был того или иного пола.
Таким образом, азль становится средством для планирования пола ребёнка.
Однако, это требует контроля за началом овуляции. А, следовательно, если хотят мальчика, то прибегают к азлю или воздержанию от близости до начала овуляции.
Если же они хотят девочку, то до начала овуляции избегают азля, а уже с началом овуляции прибегают к нему или к воздержанию от близости. Также семяизвержение не должно быть раньше определённого срока, иначе сперматозоиды погибнут до того, как оплодотворится яйцеклетка.
Вероятно, именно на это указывает хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَأَمَّا الْوَلَدُ فَإِذَا سَبَقَ مَاءُ الرَّجُلِ مَاءَ الْمَرْأَةِ نَزَعَ الْوَلَدَ وَإِذَا سَبَقَ مَاءُ الْمَرْأَةِ مَاءَ الرَّجُلِ نَزَعَتِ الْوَلَدَ
«Что касается ребёнка, то если жидкость мужчины опережает жидкость женщины, ребёнок склоняется в его сторону, если же жидкость женщины опережает жидкость мужчины, то ребёнок склоняется в её сторону» (Бухари).
Имеется и другой хадис, разъясняющий это. Передаётся от Саубана, вольноотпущенника Посланника Аллаха ﷺ, что однажды один из раввинов пришёл, чтобы задать вопросы Пророку ﷺ. Среди этих вопросов был такой:
جِئْتُ أَسْأَلُكَ عَنْ الْوَلَدِ قَالَ مَاءُ الرَّجُلِ أَبْيَضُ وَمَاءُ الْمَرْأَةِ أَصْفَرُ فَإِذَا اجْتَمَعَا فَعَلَا مَنِيُّ الرَّجُلِ مَنِيَّ الْمَرْأَةِ أَذْكَرَا بِإِذْنِ اللَّهِ وَإِذَا عَلَا مَنِيُّ الْمَرْأَةِ مَنِيَّ الرَّجُلِ آنَثَا بِإِذْنِ اللَّهِ
«… Я пришёл, чтобы спросить тебя о ребёнке!». На что он ﷺ сказал: «Жидкость мужчины — белого цвета, а жидкость женщины — жёлтого. В случае, когда их жидкости встречаются и верх берёт жидкость мужчины, то, с дозволения Аллаха, ребёнок будет мужского пола, если же жидкость женщины берёт верх, то, с дозволения Аллаха, ребёнок будет женского пола …» (Муслим).
Как правило, преобладание мужской жидкости над женской означает, что она оказывается первой в нужном месте. Преобладание одной вещи над другой возможно, когда она уже присутствовала там до появления второй. В таком положении вероятность, что плод будет мужского пола, с дозволения Аллаха, больше. Если женская жидкость оказывается первой, а затем появится мужская, то в таком положении вероятность, что плод будет женского пола, с дозволения Аллаха, больше.
* Далее они разработали другой научный метод, который, по их утверждению, более техничен — так называемый «метод выборочного оплодотворения». Данный метод требует определённых процедур со спермой, в ходе которых в пробирке будут разделены «женские» сперматозоиды (X-несущий сперматозоид) от «мужских» (Y-несущий сперматозоид). Данная процедура нуждается в техническо-медицинском вмешательстве.
Суть этой идеи заключается в следующем: учёными было обнаружено, что при сперматогенезе (развитии сперматозоидов) образуются сперматозоиды двух типов: несущие X-хромосому и несущие Y-хромосому. Y — это мужская хромосома, X — женская. В то же время яйцеклетки несут в себе лишь X-хромосому. Следовательно, женский пол кодируется двумя Х-хромосомами (ХХ), мужской — ХY. Учёные обнаружили, что если яйцеклетка оплодотворится сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, то сформируется эмбрион женского пола (ХХ), а если сперматозоид содержал Y-хромосому, то мужского (ХY). Поэтому специалисты вначале стали отделять друг от друга сперматозоиды с Х и Y-хромосомами, а затем, в зависимости от желания пола будущего плода, стали производить оплодотворение либо сперматозоидом, содержащим Y-хромосому, либо — Х-хромосому.
Имеется ещё один метод, он почти аналогичен, лишь с небольшой разницей: пол плода определяют после оплодотворения яйцеклеток в пробирке. Так, если оплодотворённая яйцеклетка несёт формулу XX, то это женский пол, а если XY — мужской. Поэтому тем, кто желает мальчика, имплантируют в матку оплодотворённую яйцеклетку с хромосомами XY, а тем, кто желает девочку, — яйцеклетку с хромосомами XX.
С точки зрения цели оба метода схожи. За исключением того, что в первом методе сперматозоиды тестируются перед оплодотворением на наличие Х или Y-хромосом, а при втором методе тестируется уже оплодотворённая яйцеклетка, т.е. «эмбрион», и только затем происходит отделение эмбриона женского пола от мужского.
Таковы человеческие попытки, совершаемые при выборе пола плода, начиная с давних времён и до сегодняшних дней.
После того, как мы изучили реальность данного вопроса, шариатский хукм будет следующим:
а) Убийство родившегося, но нежеланного ребёнка — это харам, т.к. совершается преднамеренное убийство человека. И в Последующей жизни в качестве наказания за убийство ребёнка будет вечное пребывание в Аду. Всевышний сказал:
وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا وَغَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا
«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения» (4:93).
В этой же жизни в качестве наказания будет возмездие, то есть казнь, если только опекун убитого не простит или не возьмёт дию (плату за убитого).
б) Убийство плода в утробе матери, когда супруги не желают его, как, например, если плод женского пола, а родители хотели мальчика, так же является харамом. И за это предписано соответствующее наказание. Передаётся от Абу Хурайры:
اقْتَتَلَتِ امْرَأَتَانِ مِنْ هُذَيْلٍ فَرَمَتْ إِحْدَاهُمَا الْأُخْرَى بِحَجَرٍ فَقَتَلَتْهَا وَمَا فِي بَطْنِهَا فَاخْتَصَمُوا إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَضَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ دِيَةَ جَنِينِهَا غُرَّةٌ عَبْدٌ أَوْ وَلِيدَةٌ
«Две женщины из племени Хузайль подрались друг с другом. Одна из них бросила камень в другую и убила в её утробе ребёнка. Люди обратились за решением к Посланнику Аллаха ﷺ, и тогда он ﷺ велел выплатить выкуп за убитый плод в размере одного раба или одной рабыни» (Бухари, Муслим).
в) Воздержание от половой близости в определённые дни, или использование азля в определённые дни, или приём только определённых видов пищи, или промывание влагалища для ощелачивания или окисления — всё это дозволено по Шариату.
Что касается азля, то относительно него приходит хадис от Абу Саида аль-Худри:
فَأَرَدْنَا أَنْ نَعْزِلَ وَقُلْنَا نَعْزِلُ وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَيْنَ أَظْهُرِنَا قَبْلَ أَنْ نَسْأَلَهُ فَسَأَلْنَاهُ عَنْ ذَلِكَ فَقَالَ مَا عَلَيْكُمْ أَنْ لَا تَفْعَلُوا مَا مِنْ نَسَمَةٍ كَائِنَةٍ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ إِلَّا وَهِيَ كَائِنَةٌ
«… Мы хотели заняться с ними интимной близостью, прибегая к азлю. Но потом сказали друг другу: «Как можно делать это, не спросив Посланника Аллаха ﷺ, когда он находится с нами?». И мы спросили его об этом, на что он ﷺ сказал: «Можно этого и не делать, ведь вплоть до Судного дня душа, которой суждено появиться на свет, непременно появится» (Бухари, Муслим).
Что касается пищи и промывания влагалища, то на их дозволенность указывает общность доказательств о пище, питье, гусле…
г) Отделение друг от друга сперматозоидов с Х и Y-хромосомой и дальнейшее оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом либо с мужской хромосомой, либо с женской; или же отделение эмбрионов мужского пола от женских с дальнейшей имплантацией в матку —подобные операции являются харамом, т.к. не являются лечением. Данные процедуры не направлены на лечение женщин, которые неспособны забеременеть естественным путём. К лечению относится лишь оплодотворение яйцеклетки в пробирке. Что касается упомянутых процедур, то они связаны с отделением друг от друга мужских и женских хромосом, или же с отделением эмбрионов мужского и женского полов, но не более. Поэтому здесь нет места лечению женщин, которые неспособны забеременеть естественным путём.
Также эти процедуры невозможно проводить без открытия аурата, т.к. нет иного пути при взятии яйцеклеток и последующих их имплантацией в матку. А это является харамом. Исключением может быть лишь процесс лечения, но в данном случае это не лечение, а значит, харам, что недопустимо.
В заключение необходимо упомянуть важный аспект, связанный с исламской акъыдой, т.е. с тем, от чего зависит вера человека. Этот аспект заключается в том, что все упомянутые процедуры и процессы не указывают на способность человека создавать так, как это делает Творец. Единственное, что может делать человек, это наблюдать за мужскими и женскими свойствами и особенностями организма, которые были даны человеку со стороны Всевышнего Аллаха. Он может наблюдать за процессом оплодотворения, анализировать происходящее, проводить разного рода эксперименты, прибегать к диетам, создавать ту или иную среду в организме, отделять «мужские» сперматозоиды от «женских», оплодотворять яйцеклетки и имплантировать в матку... Но всё это не называется процессом сотворения. Для сотворения необходимо наличие могущества Творца, а ведь только Аллах может предписать чему-то быть живым, и оно будет, а если предпишет быть мёртвым, то оно будет мёртвым. Если же Он не предпишет появление творения, то его и не будет, и здесь не поможет проведение разного рода экспериментов и процессов.
То, что предписал Аллах, будет, а то, что не предписал, никогда не появится!
Аллах — Творец, Который сотворил мужской и женский пол. И это подтверждается категоричными доказательствами:
ذَٰلِكُمُ ٱللَّهُ رَبُّكُمۡۖ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۖ خَٰلِقُ كُلِّ شَيۡءٖ فَٱعۡبُدُوهُۚ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيۡءٖ وَكِيلٞ
«Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Он является Попечителем и Хранителем всякой вещи» (6:102),
إِنَّ رَبَّكَ هُوَ ٱلۡخَلَّٰقُ ٱلۡعَلِيمُ
«Воистину, твой Господь — Творец, Знающий» (15:86),
أَفَمَن يَخۡلُقُ كَمَن لَّا يَخۡلُقُۚ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ
«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?» (16:17),
هَٰذَا خَلۡقُ ٱللَّهِ فَأَرُونِي مَاذَا خَلَقَ ٱلَّذِينَ مِن دُونِهِۦۚ بَلِ ٱلظَّٰلِمُونَ فِي ضَلَٰلٖ مُّبِينٖ
«Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении» (31:11),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٞ فَٱسۡتَمِعُواْ لَهُۥٓۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ تَدۡعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ لَن يَخۡلُقُواْ ذُبَابٗا وَلَوِ ٱجۡتَمَعُواْ لَهُۥۖ وَإِن يَسۡلُبۡهُمُ ٱلذُّبَابُ شَيۡٔٗا لَّا يَسۡتَنقِذُوهُ مِنۡهُۚ ضَعُفَ ٱلطَّالِبُ وَٱلۡمَطۡلُوبُ
«О люди! Приводится притча, послушайте же её. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберёт у них что-нибудь, они не смогут отобрать у неё это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (22:73),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِن كُنتُمۡ فِي رَيۡبٖ مِّنَ ٱلۡبَعۡثِ فَإِنَّا خَلَقۡنَٰكُم مِّن تُرَابٖ ثُمَّ مِن نُّطۡفَةٖ ثُمَّ مِنۡ عَلَقَةٖ ثُمَّ مِن مُّضۡغَةٖ مُّخَلَّقَةٖ وَغَيۡرِ مُخَلَّقَةٖ لِّنُبَيِّنَ لَكُمۡۚ وَنُقِرُّ فِي ٱلۡأَرۡحَامِ مَا نَشَآءُ إِلَىٰٓ أَجَلٖ مُّسَمّٗى ثُمَّ نُخۡرِجُكُمۡ طِفۡلٗا ثُمَّ لِتَبۡلُغُوٓاْ أَشُدَّكُمۡۖ وَمِنكُم مَّن يُتَوَفَّىٰ وَمِنكُم مَّن يُرَدُّ إِلَىٰٓ أَرۡذَلِ ٱلۡعُمُرِ لِكَيۡلَا يَعۡلَمَ مِنۢ بَعۡدِ عِلۡمٖ شَيۡٔٗاۚ وَتَرَى ٱلۡأَرۡضَ هَامِدَةٗ فَإِذَآ أَنزَلۡنَا عَلَيۡهَا ٱلۡمَآءَ ٱهۡتَزَّتۡ وَرَبَتۡ وَأَنۢبَتَتۡ مِن كُلِّ زَوۡجِۢ بَهِيجٖ
«О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжёванного кусочка, сформировавшегося или несформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. Одни из вас умирают, другие же возвращаются в жалкую старость и забывают всё, что знали. Ты видишь безжизненную землю. Но стоит Нам ниспослать на неё воду, как она приходит в движение, набухает и порождает всякие прекрасные растения» (22:5),
وَلَقَدۡ خَلَقۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ مِن سُلَٰلَةٖ مِّن طِينٖ ١٢ ثُمَّ جَعَلۡنَٰهُ نُطۡفَةٗ فِي قَرَارٖ مَّكِينٖ ١٣ ثُمَّ خَلَقۡنَا ٱلنُّطۡفَةَ عَلَقَةٗ فَخَلَقۡنَا ٱلۡعَلَقَةَ مُضۡغَةٗ فَخَلَقۡنَا ٱلۡمُضۡغَةَ عِظَٰمٗا فَكَسَوۡنَا ٱلۡعِظَٰمَ لَحۡمٗا ثُمَّ أَنشَأۡنَٰهُ خَلۡقًا ءَاخَرَۚ فَتَبَارَكَ ٱللَّهُ أَحۡسَنُ ٱلۡخَٰلِقِينَ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (23:12–14),
لِّلَّهِ مُلۡكُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِۚ يَخۡلُقُ مَا يَشَآءُۚ يَهَبُ لِمَن يَشَآءُ إِنَٰثٗا وَيَهَبُ لِمَن يَشَآءُ ٱلذُّكُورَ ٤٩ أَوۡ يُزَوِّجُهُمۡ ذُكۡرَانٗا وَإِنَٰثٗاۖ وَيَجۡعَلُ مَن يَشَآءُ عَقِيمًاۚ إِنَّهُۥ عَلِيمٞ قَدِيرٞ
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает — мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий» (42:49,50),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلۡإِنسَٰنُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ ٱلۡكَرِيمِ ٦ ٱلَّذِي خَلَقَكَ فَسَوَّىٰكَ فَعَدَلَكَ
«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным?» (82:6,7),
هُوَ ٱلَّذِي يُصَوِّرُكُمۡ فِي ٱلۡأَرۡحَامِ كَيۡفَ يَشَآءُۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ
«Он — Тот, Кто придаёт вам в утробах такой облик, какой пожелает. Нет божества кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:6).
Всё перечисленное нами необходимо хорошо понять, чтобы не отклониться от истины и не оказаться среди заблудших. Да упасёт Аллах нас от этого!
Аллах даровал знания и науки, научил человека тому, чего он не знал, одарил его разумом, размышлением, дабы иман верующих креп и креп, а неверующих постиг позор в этом мире и наказание в Последующем.
И в конце мы бы хотели воздать хвалу Аллаху — Господу миров.
18 Джумада ас-сани 1430 г.х.
11.06.2009 г.